Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ

РЕГУЛИРОВКА ОСЕВОГО ЗАЗОРА

Ответственным этапом, завершающим монтаж шарикоподшип­никовых узлов гиромотора, является регулировка осевого зазора шарикоподшипников.

З

От правильной величины осевого зазора шарикоподшипников зависит не только их долговечность, но и точность показаний при» боров, в которых устанавливаются гиромоторы. Из теории работы гироскопа известно, что момент трения в шарикоподшипниках главных опор гиромотора Влияет только на мощность, затрачива­емую на вращение ротора, в то время как трение в шарикоподшип-
пиках подвеса приводит к возникновению прецессионного движе­ния, снижающего точность прибора. Зазор в шарикоподшипниках подвеса допустим, но в шарикоподшипниках гиромотора его необ­ходимо сводить к возможному минимуму. Для обеспечения ТОЧНОСТИ гироскопических приборов необходимо иметь в шарикоподшип­никах подвеса возможно меньшее трение, а в шарикоподшипниках гиромотора должен отсутствовать осевой зазор. Таким образом, при сборке гиромоторов с радиально-упорными шарикоподшип­никами осевого зазора — перемещения наружного кольца шарико­подшипника из одного положения в другое—в осевом направлении быть не должно, а должен иметься натяг.

При установлении величины осе­вого натяга следует учитывать изме­нение линейных размеров оси ротора и корпуса с крышкой в результате изменения температуры. Величина на­тяга должна быть в пределах, обес­печивающих нормальную работу и долговечность шарикоподшипника при разных температурах. В то же время при изменении температуры в главных опорах гироскопа не должны появляться осевые зазоры.

Регулировка натяга в гиромото­рах с радиально-упорными шарико­подшипниками производится перемещением наружных колец в гнез­дах корпуса и крышек. Осевой зазор в гиромоторах с высту­пающими концами осей ротора и неразъемными шарикоподшип­никами измеряют в специальном приспособлении (рис.124). Регу­лировку производят регулировочными шайбами или гайкой.

В гиромоторах закрытой конструкции, в которых выступающих открытых концов осей нет, проверить величину осевого зазора шарикоподшипников трудно. Иногда при проверке осевого зазора ограничиваются проверкой легкости хода ротора в шарикоподшип­никах, для чего раскручивают ротор и по характеру его вращения и остановки определяют зазор. При сильно затянутых шарикопод­шипниках ротор вращается непродолжительно и останавливается сразу. При большом зазоре ротор вращается легко продолжитель­ное время и останавливается постепенно. При наличии небольшого натяга ротор вращается ровно, издавая равномерный шум, вращение шарикоподшипников хорошего качества продолжается несколько минут и останов происходит со сравнительно быстрым падением скорости.

Распространенным способом определения осевого зазора является определение натяга по звуку простукиванием корпуса собранного гиромотора.

РЕГУЛИРОВКА ОСЕВОГО ЗАЗОРА

Рис. 124. Приспособление для проверки осевого зазора. / — корпус; 2 — индикатор

Определение натяга по звуку довольно просто, не требует
каких-либо приспособлений, и при достаточном опыте можно легко установить наличие или отсутствие натяга, но точно определить величину натяга не представляется возможным. При этом способе, после сборки гиромотора и затягивания подшипниковых гаек, по дну корпуса слегка ударяют суставом изогнутого указательного пальца. При наличии в шарикоподшипниках зазора корпус издает дребезжащий, быстро глохнущий звук. При наличии осевого натяга корпус издает чистый звук, который глохнет постепенно. Чем больше натяг, тем звук корпуса становится чище и продолжитель­нее. На чистоту звука, издаваемого корпусом, влияет ряд трудно учитываемых причин. Поэтому после установления этим способом, по опыту сборщика, осевого натяга его необходимо проконтролиро­вать. Для этого проверяют надежность гиромотора при отрицатель­ной температуре. Методика проверки гиромоторов при отрицатель­ной температуре приведена в гл. 7. Натяг в этом случае проверяется по времени разгона и величине установившихся токов. Такая про­верка не дает возможности точно установить величину натяга, но гарантирует от перетяжки шарикоподшипников. При перетяжке токи будут выше допустимых.

Наличие осевого зазора и перетяжки шарикоподшипников можно определить по скорости вращения ротора, времени выбега и температуре перегрева. Так, при больших величинах фазовых токов и повышенной температуре нагрева, малом числе оборотов ротора и малом времени выбега можно сказать, если нет других причин, что в этом гиромоторе шарикоподшипники затянуты свыше допустимой величины.

Для определения точной величины осевого натяга в закрытых конструкциях гиромоторов было разработано несколько основан­ных на разных принципах действия конструкций приспособлений. Из них более удачным является приспособление, основанное на деформации крышки, созданной при заранее установленных на­грузках, определяющих необходимый натяг шарикоподшипников.

На рис. 125 изображено одно из приспособлений, в котором производятся установка и регулировка осевого натяга шарикопод­шипников в гиромоторах закрытых конструкций. Установка и регулировка осевого натяга состоят из трех приемов: определения жесткости крышки гиромотора и самого приспособления; допрес - совки наружных колец шарикоподшипников до постоянных упоров торцов подшипниковых крышек и устранения скрытых зазоров; регулирования и установления необходимого осевого натяга ша­рикоподшипников.

РЕГУЛИРОВКА ОСЕВОГО ЗАЗОРА

При установлении необходимого натяга вначале определяют жесткость крышки и самого приспособления, для чего в тщательно протертый цанговый зажим приспособления вставляют выступаю­щей частью корпуса с подшипниковой гайкой гиромотор. Затем поворотом гайки приспособления гиромотор, без деформации хво­стовой части корпуса, плотно закрепляется в приспособлении в вер­тикальном положении, как показано на рисунке. На резьбовой хвостовик подшипниковой крышки навертывают втулку со спе­циальной гайкой и тросиком; тросик надевают на ролик приспособ­ления. Устанавливают ножку миниметра с ценой деления в 1 мк и заранее известным измерительным усилием на крышку в точку,

РЕГУЛИРОВКА ОСЕВОГО ЗАЗОРА

Рис. 125. Приспособление для установки осевого натяга в гиромоторах. 1 — плита; 2, 3 и 15 — стойки; 4 — подставка; 5, 18, 34, 35 — штифты; 6 — рычаг; 7 — головка; 8 — заклепка; 9, 32 и 33 — гайки; 10 — кронштейн; 11, 12, 21, 26, 28 — винты; 13 — колонка; 14 — миниметр; 16 — хомутик; 17 — валик; 19 — ролик; 20 — иожка; 22 — плитка; 23 — винт специальный; 24 — барашек; 25 — шайба; 27 — цанга; 29 — шарикоподшипник; 30 — тросик; 31 — груз; 36 — ушко

На радиусе приблизительно 15 мм, посредине между любыми выводными лепестками. Эту точку отмечают, закрашивая ее красной или белой эмалью. При последующих измерениях и регулировках осевого натяга ножка миниметра должна устанавливаться в закра­шенную точку. На противоположный конец тросика, на крючок, подвешивают подобранный для каждого типа гиромотора специ­альный груз (с учетом измерительного давления миниметра) и фи­ксируют показания миниметра без груза и с грузом. По разности показаний миниметра, без груза и с грузом, определяют деформацию (жесткость) приспособления и крышки со всеми резьбовыми соеди­нениями данного гиромотора. Далее устраняют скрытые зазоры в подшипниковых узлах, которые из-за плотных посадок и переко­сов наружных колец шарикоподшипников в гнездах корпусов и крышек при сборке могут быть не обнаружены. При работе гиро­мотора, вследствие нагрева, эти скрытые зазоры вызовут увели­чение осевого зазора в главных опорах гиромотора. Для устранения зазоров специальным ключом завертывают подшипниковую гайку, без контргайки, до упора, после чего ее повертывают еще на такой дополнительный угол, при котором крышка от появившегося до­полнительного усилия получит прогиб по показанию миниметра в 10—15 мк. При таком дополнительном усилии полностью выби­раются скрытые зазоры шарикоподшипников и досылается наруж­ное кольцо шарикоподшипника к торцу подшипниковой крышки, завернутой в корпус. После этого вывертывают гайку, делая 0,5— 1 оборота, и нажимают на крышку с усилием, вызывающим пере­мещение крышки вниз на величину 8—10 мк (по показанию мини­метра) для устранения возможного скрытого зазора от плотной посадки и перекосов наружного кольца шарикоподшипника, уста­новленного в гнезде крышки. На крышку нажимают с помощью укрепленного на стойке приспособления рычага, имеющего с одной стороны V-образную форму и упирающегося в верхнюю часть крыш­ки; другой стороной рычаг упирается шпилькой в выступ головки специального винта, ввернутого во втулку приспособления. При вывинчивании из втулки винта последний нажимает на шпильку рычага, а рычаг, в свою очередь, второй своей стороной нажимает на крышку. Таким образом, поворотом винта можно вызвать любую требуемую деформацию крышки гиромотора. Допускается на-крыш­ку нажимать и пальцами руки с усилием, вызывающим деформацию крышки в 8—10 мк.

После устранения зазоров и полной уверенности в том. что на­ружные кольца шарикоподшипников плотно соприкасаются с тор­цами подшипниковых крышек, устанавливают необходимый для данного типа гиромотора осевой натяг шарикоподшипников. При установлении осевого натяга в гиромоторе на резьбовой хвостовик подшипниковой крышки,' как и при определении жесткости крышки и приспособления, навертывают втулку со специальной гайкой и тросиком. Тросик набрасывают на блоки приспособления; на вто­рой конец тросика на крюк надевают груз, необходимый для дан­ного гиромотора. При подсчете величины груза следует учитывать измерительное давление пружины миниметра, которое в среднем равно 300 Г. Ножку миниметра устанавливают в окрашенную при определении жесткости крышки точку на крышке и фикси­руют изменение показаний миниметра в микронах до и после под­вешивания груза. Величина деформации крышки в микронах будет равна разности зафиксированных показаний миниметра и показаний, полученных при определении жесткости приспо­собления и крышки. Крышка и будет нажимать на наружное кольцо шарикоподшипника, создавая в осевом направлении натяг шарикоподшипников, равный величине подвешиваемого груза.

За показание миниметра под действием груза берется его ма­ксимальное показание при плавном опускании груза. Для про­верки правильности отсчета рукой нажимают дополнительно на крышку и отмечают изменение показания миниметра при снятии этой дополнительной нагрузки. Если разность показаний мини­метра до приложения дополнительной нагрузки и после ее снятия окажется больше, чем на 0,5 мк, приемы для установления вели­чины натяга необходимо повторить.

Если разность показаний укладывается в 0,5 мк, груз снимают с крюка и свинчивают втулку с тросиком с хвостовика подшипни­ковой гайки, навинчивая на нее контргайку. Подшипниковая гайка должна быть закреплена в крышке гиромотора контргайкой таким образом, чтобы окончательно установленная величина натяга (в микронах) не отличалась от требуемой более чем на + 0,5 мк. После затяжки контргайки, не вынимая гиромотор из цанги и не отводя ножку миниметра с крышки, несколько раз нажимают на крышку рукой. Показания миниметра до приложения и после снятия усилия не должны отличаться больше чем на + 0,5 мк. В противном случае затяжку для получения осевого натяга необ­ходимо произвести снова.

Так как при изменении температуры линейные размеры кор­пуса и крышки изменяются, то установление осевого натяга должно производиться при нормальной температуре, равной 20°, или тем­пературе, оговоренной техническими условиями на данный тип гиро­мотора. Гиромоторы перед установлением в них осевого натяга должны выдерживаться в данном помещении не менее одного часа. Температура, при которой устанавливался осевой натяг, и вели­чина натяга записываются в карту испытаний.

После проверки правильности установления осевого натяга и его стабильности ножку миниметра отводят в сторону, отвертывают гайку цангового зажима приспособления, снимают гиромотор и укладывают его в специальную тару с крышкой.

В некоторых конструкциях гиромотора осевой натяг осущест­вляется специальной пружиной, упирающейся одной стороной в буртик специальной втулки, а второй — в подшипниковую гайку, ввернутую в корпус гиромотора. Втулка может свободно переме­щаться в подшипниковом гнезде и поджимается буртиком с уси­лием, создаваемым пружиной, к торцу наружного кольца шарико­подшипника, которое, в свою очередь, под действием этого усилия перемещается в подшипниковом гнезде корпуса, перемещая ротор в сторону крышки. Таким образом, спиральная пружина при ра­боте гиромотора устраняет зазоры и создает осевой натяг необхо­димой величины. Для придания пружинам стабильности их, кроме термической обработки, подвергают заневоливанию, заключающе­муся в том, что пружину сжимают до соприкосновения витков и в таком виде выдерживают в течение 24 час.

Выбирая величину осевого натяга шарикоподшипников, необ­ходимо учитывать изменение размеров деталей и узлов гиромотора в собранном виде, при работе, от нагрева, а также работоспособ­ность шарикоподшипников при принятом осевом натяге. Осевой зазор в главных опорах гироскопа недопустим.

Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ

ИЗМЕРЕНИЕ ВИБРАЦИИ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ

Одним из важных факторов, определяющих качество шарико­подшипников, применяемых в гиромоторах, является их вибра­ция при работе с оборотами, близкими к рабочим. По величине ви­брации можно определить качество, точность формы и размеров …

КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

После проведения повторных 3-часовых испытаний гиромотор подвергается контрольным испытаниям, проводимым работниками отдела технического контроля завода в следующем объеме и после­довательности. Внешний осмотр Прошедший предварительные и повторные испытания гиромотор при контрольных …

Обработка цапф с корпусом

Перед креплением цапф к корпусу приклепывают заклепками фирменную планку. Цапфы перед креплением тщательно обезжи­ривают, протирая салфеткой, смоченной в бензине, и смазывают посадочные места антикоррозионной смазкой ЦИАТИМ-202. Обез­жиривают посадочные места в …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.