Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СБОРКА

Предварительная сборка гиромотора заключается в том, что Де­тали и узлы, скомплектованные для сборки определенного коли­чества гиромоторов, проходят подборку. После подборки деталей и узлов записывают их номера, собирают гиромоторы и подвергают их предварительным испытаниям, при которых выявляются все де­фекты, и прирабатывают шарикоподшипники, з Сборку начинают со снятия крышки с кор - пуса и прогонки в нем винтами резьбовых от - ({ \\ верстий под крепежные винты. Подбирают ша­рикоподшипниковые крышки ввертыванием их в корпус и крышку. После прогонки резьб промывают бензином винты и резьбовые отвер­стия корпуса, гайки, подшипниковые крышки, протирают внутреннюю поверхность корпуса и просушивают детали на воздухе до полного уда­ления запаха бензина. Посадочные поверхности и резьбы просматривают под лупой с 6-кратным увеличением. При обнаружении забоин, рако - вин, срывов резьбовых ниток и других дефек­тов корпусы и крышки отбраковываются. Вы­нимают ротор и шарикоподшипники из эксика­тора и промывают волосяной кисточкой в чистом авиационном бензине внутренние кольца шари­коподшипников и крепящие их гайки. Ротор просушивают на воздухе до удаления бензина, протирают его с внутренней и наружной сторо­ны батистовой салфеткой, осматривают внутрен­ние кольца шарикоподшипников на роторе. На них не должно быть трещин, площадок дефор­маций и других дефектов. Шероховатость поверх­ности не должна быть выше допустимой. Осмотр ведется под лупой с 6-кратным увеличением.

2,

/

/

Рис. 119 Пинцет.

1 — ножка ннческого

2 — штифт; 3 — пру­

Жина

З орга - стекла;

Ротор помещают на предварительно протер­тую подставку (см. рис. 105) открытой сто­роной вверх и устанавливают в него статор с крышкой. Наружное кольцо и сепаратор шарикоподшипника вынимают из бумаги и погружают их в ванну с бензином. Де­тали промывают последовательно в трех стеклянных или фарфо­ровых, закрывающихся сверху стеклянными пластинами, ванноч­ках с бензином «Калоша» или Б-70. Детали держат пинцетом со специальными наконечниками (см. рис. 119). Наружные кольца и сепаратор просушивают на воздухе до испарения бензина. Для ускорения просушки детали обдувают воздухом из резиновых сприн­цовок. После промывки и просушки наружные кольца и сепаратор тщательно осматривают под лупой с 6-кратным увеличением, следя за тем, чтобы не было трещин, отслоений металла на беговой до­
рожке, следов коррозии и других повреждений. Шарики промывают в специальных сетках (см. рис. 106) 5—6-кратным последователь­ным погружением в три ванны с бензином. После промывки детали просушивают воздухом из спринцовки, протирают безворсной бу­магой и просматривают каждый шарик под лупой 6-кратного уве­личения, следя за отсутствием площадок деформации, коррозии и

Других дефектов.

При наличии дефекта хотя бы на од­ном шарике шарикоподшипник бракуется, и ротор снова балансируется с другим ша­рикоподшипником.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СБОРКА

Рис. 120. Дозатор для Рис, 121. Державка из органического стекла смазки. для установки шариков в сепаратор

/ — головка; 2 — корпус; 3 — пружина; 4 — винт

Промытые и просушенные детали ша­рикоподшипника укладывают на салфетку

СЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СБОРКА

Из лакоткани, на которую предварительно специальным дозатором (рис. 120) выдавливают 30—40 мг смазки ЦИАТИМ-202 и тща­тельно покрывают ею всю поверхность деталей шарикоподшипника.

Аналогично поступают и со вторым шарикоподшипником. Необходимо иметь в виду, как было выше сказано, что радиально - упорные шарикоподшипники выпускаются с невзаимозаменяе­мыми кольцами и шариками. Поэтому при монтаже шарикопод­шипников нельзя допускать, чтобы их детали были перепутаны; не следует допускать, например, чтобы наружные или внутренние кольца или шарики одного шарикоподшипника были заменены кольцами или шариками другого.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СБОРКА

Смазанный сепаратор с шариками устанавливают через отвер­стие в крышке под шарикоподшипник на внутреннее кольцо шарико­подшипника, насаженное и закрепленное гайкой до балансировки ротора, и при помощи специальной державки (рис. 121) помещают
шарики на беговую дорожку „внутреннего кольца. Затем устанав­ливают наружное кольцо в гнездо под [шарикоподшипник крышки, досылая кольцо до упора ввертыванием специальной гайки; после того, как кольцо дойдет до упора, гайку вывертывают.

Монтаж внешнего кольца в гнездо^крышки осуществляется подбором таким образом, чтобы оно входило без перекоса под нажи­мом большого' пальца правой руки. Если наружное кольцо уста­новлено с перекосом, то дорожка качения сместится, шарики при движении получат переменную скорость и соз­дадут (дополнительное давление на сепаратор, что может вызвать его поломку. Наружное коль­цо не должно провертываться в гнезде.

Характер распределения надряжений внутри шарикоподшипника для внутреннего и наруж­ного колец различен, поэтому, как правило, требуется различная посадка колец шарикопод­шипника на шейку оси и в гнездо корпуса или крышки. Как было сказано в гл. 5, посадка шарикоподшипника на шейку осуществляется по системе отверстия, а в гнездо корпуса и крышки — по системе вала.

При установке шарикоподшипника на шейку или в гнездо корпуса или крышки со значи­тельным натягом кольца шарикоподшипника деформируются, диаметр внутреннего кольца увеличивается, а наружного уменьшается. Вслед­ствие этого диаметральный зазор (рис. 122) между дорожками каче­ния и шариками уменьшается от

До

<?i=A-(A + 24,)

Для случая напрессовки шарикоподшипника на шейку и до

Для случая запрессовки шарикоподшипника в гнездо корпуса или крышки.

Здесь Dx — диаметр беговой дорожки внутреннего кольца до и после напрессовки на шейку; D'2 — диаметр дорожки качения наружного кольца до и после запрессовки в гнездо.

Таким образом, при напрессовке шарикоподшипника с натягом радиальный зазор шарикоподшипника уменьшается на

Ориентировочно уменьшение зазора можно подсчитать но фор­муле

. г. О. ШК

ДІЛ =---------------------------- ,

1 d. + 5,85 (1 — К3)

Где h — теоретический натяг при посадке на вал;

К = — — коэффициент, изменяющийся от 0,9 до 0,7 в зави­сі симости от типа шарикоподшипника; d — внутренний диаметр шарикоподшипника.

Считают, что изменение диаметров дорожек качения внутрен­него кольца примерно равно 0,7, а наружного кольца — 0,8 факти­ческого натяга.

Таким образом, если посадку обоих колец шарикоподшип­ника осуществить с соответствующим натягом, то вследствие уве­личения диаметра внутреннего кольца и уменьшения диаметра наружного кольца шарики могут даже защемиться.

При эксплуатации гиромоторов кольца нагреваются. Внутрен­нее кольцо при этом нагревается несколько больше, чем наружное. Разность температур между кольцами в радиально-упорных шарико­подшипниках, как установлено опытным путем, не превышает 10°. Изменение температуры также влияет на величину радиального зазора шарикоподшипника. Уменьшение зазора от изменения тем­пературы можно подсчитать по формуле, приведенной в гл. 4.

Посадка обоих колец с некоторым зазором недопустима, так как нельзя будет достигнуть необходимой точности центрирования и балансировки. Внутреннее и наружное кольца шарикопод­шипника, находящегося под действием постоянной радиальной нагрузки, работают не в одинаковых условиях. У внутреннего кольца, вращающегося с ротором, дорожка качения изнашивается равномерно. В неподвижном, находящемся в гнезде корпуса или крышки кольце при дебалансе ротора, нагрузка все время воспри­нимается одним и тем же небольшим участком дорожки качения, которая постепенно разрушается. Для уменьшения износа необ­ходима такая посадка неподвижного кольца в гнезде корпуса и крышки, при которой кольцо имело бы возможность незначи­тельно повертываться.

После установки шарикоподшипника в гнездо крышки выемку в подшипниковой гайке заполняют смазкой ЦИАТИМ-202 на по­ловину объема, распределяя смазку по стенкам, и слегка смазы­вают заходную часть резьбы в гайке. При постановке смазки в тю­биках ее верхний слой толщиной в 3—4 мм для смазки шарико­подшипников применять нельзя, так как в этом слое могут быть металлические частицы, появившиеся при вытяжке тюбика.

Вслед за этим ключом (рис. 123) ввертывают гайку со смазкой до упора в наружное кольцо шарикоподшипника. Ротор с крышкой перевертывают на подставке. Устанавливают сепаратор с шариками, заправляя их специальной державкой в беговую дорожку внутрен­него кольца, насаженного на^шеику ротора, со стороны корпуса. Вставляют в гнездо корпуса внешнее кольцо шарикоподшип­ника при помощи специальной гайки. Корпус с внутренним коль­цом надевают на ротор с сепаратором и шариками и завертывают до упора подшипниковую гайку, предварительно уложив в нее,

До заполнения половины объема, смазку ЦИАТИМ-202.

Гиромотор перевертывают на под­ставке крышкой вверх; крышку поверты­вают в соответствии с чертежом, осла­бив на 2—3 оборота подшипниковую гайку. Крышку устанавливают на замок корпуса до упора и снова подтягивают подшипниковую гайку. Затем крышку со статором привертывают к корпусу винтами, сначала ввернув их предвари­тельно, а затем окончательно с необхо­димой затяжкой. Окончательную затяж­ку производят равномерно, завинчивая диаметрально противоположные винты. Подшипниковую гайку завертывают без усилий до упора. Можно ставить только те винты, которые плотно, без качки, завертываются до конца.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СБОРКА

Рис. 123. Специальный ключ для завертывания под­шипниковых гаек.

/ — ось; 2 — скоба; 3 и 4 —

Ось; 2 — скоба; штифты

После предварительной сборки на ги­ромотор выписывается карта испытания, в которую вписываются порядковый но­мер гиромотора, выбитый на фирменной планке, номера шарикоподшипников, номер ротора, усилие посадки внутрен­них колец и другие необходимые пара­метры. В карте расписывается сборщик, собиравший гиромотор, после чего он производит сам или передает гиромотор другому сборщику для регулирования натяга шарикоподшипников.

Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ

ИЗМЕРЕНИЕ ВИБРАЦИИ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ

Одним из важных факторов, определяющих качество шарико­подшипников, применяемых в гиромоторах, является их вибра­ция при работе с оборотами, близкими к рабочим. По величине ви­брации можно определить качество, точность формы и размеров …

КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

После проведения повторных 3-часовых испытаний гиромотор подвергается контрольным испытаниям, проводимым работниками отдела технического контроля завода в следующем объеме и после­довательности. Внешний осмотр Прошедший предварительные и повторные испытания гиромотор при контрольных …

Обработка цапф с корпусом

Перед креплением цапф к корпусу приклепывают заклепками фирменную планку. Цапфы перед креплением тщательно обезжи­ривают, протирая салфеткой, смоченной в бензине, и смазывают посадочные места антикоррозионной смазкой ЦИАТИМ-202. Обез­жиривают посадочные места в …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.