Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ

ЛАКОКРАСОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ

Лакокрасочные покрытия, представляющие собой нанесенную на поверхность детали лаковую пленку, защищают детали от корро­зии и придают им красивый внешний вид. Они применяются для де­талей гиромоторов, имеющих размеры с относительно грубыми до­пусками и не подвергающихся значительным механическим воздей­ствиям и нагреву выше 200°.

Лаковые и масляные покрытия на детали гиромоторов наносят тремя методами; с помощью кисти, окунанием деталей в ванну и распылением.

Нанесение кистью дает наименьший расход материала, однако этот метод малопроизводителен. Он применяется при покрытии наружной поверхности статоров, подкраске внутри роторов лаком 1154 и нанесении антикоррозионной смазки на посадочные места цапф, прилегающие к корпусу. Применяется также для подкраски поверхностей в труднодоступных местах и для нанесения надписей и обозначений.

Окунание деталей или поверхностей в ванну применяется при покрытии деталей жировой смазкой для антикоррозионной консер­вации между операциями.

Распыление заключается в том, что в форсунку распылителя по двум каналам подаются лак и сжатый воздух. На выходе из фор­сунки лак увлекается сжатым воздухом и в виде пыли осаждается на детали. Лак может подаваться по шлангу от специальной уста­новки через распылитель или вытекать из стакана, укрепленного на распылителе.

Качество лакокрасочных покрытий зависит от качества мате­риала и от технологии нанесения лака. Недостаточная подготовка поверхности под окраску может привести к браку при окраске деталей.

Для защиты от коррозии поверхностей пакетов статоров и ро­торов гиромоторов их покрывают глифталевомасляным электро­изоляционным лаком № 1154 печной сушки, основные свойства ко­торого приведены в табл. 10. Растворителем этого лака служит смесь уайт-спирита и толуола в отношении один к одному.

Окраска пакетов статоров

Статоры, после окончательной шлифовки, поступают на окраску. Перед окраской тщательно прочищают от грязи и пыли пазы и статор обдувают сжатым воздухом. Затем шлифованную поверх­ность статора обезжиривают салфеткой, смоченной в бензине, и сушат на воздухе до полного удаления запаха бензина. Шлифован­ную поверхность обезжиренных и высушенных пакетов статоров окрашивают тонкой лаковой пленкой, наносимой кисточкой. Одно­временно окрашивают пазы и клинья. Окраска производится глиф - талевым лаком № 1154, удельного веса 0,875 и с вязкостью по во­ронке НИИЛКа 3—4 сек. или 13—15 сек. по воронке ГИПИ-4.

Окрашенные статоры сушат сначала в течение 30 мин. на воз­духе, а затем в сушильном шкафу в течение 3—4 час. при темпера­туре 100—110°, после чего статоры вынимают из шкафа и дают им остыть. Перед вторичной окрасой статоры протирают салфеткой, смоченной в бензине, и после испарения бензина шлифованную поверхность и пазы статора вторично покрывают кисточкой лаком той же консистенции, что и при первом покрытии. Затем статоры
сначала сушат в течение 30 мин. на воздухе при температуре 16— 25°, а потом в сушильном шкафу при температуре 100—110° в течение 6 час. Высушенные статоры вынимают из шкафа, охлаждают на воздухе, проверяют у них электрические параметры и внешний вид. Толщина покрытия должна быть 0,01—0,025 мм, а пленка —

Желтого цвета, прочная, бле­стящая, без потеков. Покры­тие пакетов статоров может производиться лаком и из кр аскор аспыл ителя.

Окраска роторов

Роторы гиромоторов, из­готовляемые из - стали и не имеющие металлического по­крытия, покрываются с на­ружной стороны методом рас­пыления, дающим тонкую равномерную лаковую плен­ку. Внутреннюю поверхность пакета железа ротора с ко­роткозамкнутой обмоткой по­крывают, нанося лаковую пленку кистью. Окраска крас­кораспылителем должна про­изводиться в отдельном чи­стом светлом с хорошей вен­тиляцией помещении со спе­циальной аппаратурой.

Аппаратура для окраски распылением состоит из крас­кораспылителя — пульвери­затора, соединенного резино­вым шлангом с масло-водо­отделителем, и красконагне- тательного бачка. Масло-во­доотделитель соединяется с воздухопроводом заводской компрессорной установки или со спе­циальным компрессором, очищает сжатый воздух от влаги, паров масла и регулирует подачу воздуха в краскораспылитель и кра- сконагнетательный бачок.

Красконагнетательный бачок служит для подачи краски под постоянным давлением к краскораспылителю.

ЛАКОКРАСОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ

Рис. 78. Краскораспылитель.

/ — корпус; 2 — распылитель; 3 — штуцер с ниппелем для краски; 4 — курок; 5 — ре­гулировочный винт; 6 — рукоятка с ниппелем для воздуха; 7 — бачок

Лак распыляется в краскораспылителе вследствие того, что в форсунку распылителя по двум каналам подается лак и сжатый воздух. На выходе форсунки лак увлекается сжатым воздухом и в виде пыли осаждается на детали. Лак подается по шлангу от масло-,
водоотделителя или в краскораспылителе КР-2 (рис. 78), вытекая из стакана, укрепленного на краскораспылителе.

Окраска производится в специальной распылительной камере, предназначенной для улавливания и удаления от рабочего места лакокрасочного тумана, образующегося при распылении лака и состоящего из мелких частиц лака и паров его растворителя.

Распылительная камера с улавливанием тумана (рис. 79) со­стоит из рабочего пространства 1, в котором помещается окрашивае­мое изделие; водяного филь­тра 2, очищающего загряз­ненный туманом воздух; во­дяных форсунок; циркуля­ционной водяной системы с насосом; вентиляционного аг­регата 3, включающего пла­стинчатый зигзагообразный сепаратор для отделения ча­стиц влаги от воздуха при водяной очистке; вентилятора с приводом от электродвига­теля и воздухоотвода.

В помещении, где устана­вливаются распылительные камеры с водяной очисткой, отсасывающий воздух, камера и воздухоотводы лаком не засоряются; следовательно, и опасность воспламенения лака в помещении снижается до минимума.

Роторы, как и шлифован­ные поверхности статоров, по­крываются глифталево-масля - ным лаком печной сушки № 1154. Вязкость лака перед окраской роторов должна быть 3—4 сек. по воронке

НИИЛКа или 13—15 . сек. по воронке ГИПИ-4. Необходимая вязкость лака достигается разбавлением его растворителем, состоя­щим из 50% скипидара и 50% уайт-спирита. Лак, разбавленный до необходимой вязкости, очищается от посторонних частиц фильтра­цией его через металлическое сито с 3200 отверстиями на 1 см2 или через несколько слорв марли, переложенной ватой, и зали­вается в бачок красконагнетателя или в стакан краскораспылителя.

ЛАКОКРАСОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ

Рис. 79. Тупиковая распылительная окрасочная камера с улавливанием тумана

Окончательно обработанный ротор, у которого шейки еще не доведены, тщательно очищается снаружи и внутри от грязи, пыли и заусенцев. На окрашиваемых поверхностях не должно быть сле­дов коррозии.

Перед окраской поверхности ротора обезжиривают, погружая его полностью или наполовину в ванночку с бензином, и промывают поверхности, подлежащие окраске. Пазы железа очищают от грязи неметаллической тонкой пластинкой, обернутой батистовой сал­феткой и прополаскивают в бензине, не допуская на поверхностях ротора наличия масла, оставшегося от консервации, и других за­грязнений.

Обезжиренный и промытый ротор вынимают из ванночки и на резьбовые части его осей навертывают специальные насадки; за эти насадки ротор берут при всех последующих операциях ру­ками, что предохраняет его поверхности от загрязнения. После очистки внутренних поверхностей ротор с насадками снова погру­жают в ванночку с бензином. Погружение производят несколько раз; с ротора стряхивают остатки бензина и протирают его поверх­ности батистовой салфеткой насухо. Промытые таким образом ро­торы помещают в специальный стеклянный шкаф на подставки и сушат в течение 1—1,5 часа при температуре 20 + 5° на воздухе до полного удаления бензина. Затем роторы устанавливают на спе­циальных металлических подставках в сушильный шкаф и сушат при температуре 200 ± 20° в течение 2 час., до удаления или пол­ного затвердевания остатков смазки, попавшей между пластинами железа и в зазор между ротором и пакетом во время консервации.

Неполное удаление смазки с внутренних поверхностей ротора или ее затвердевание может привести к браку гиромоторов при ба­лансировке роторов.

Автору на одном из заводов пришлось выявлять причину за - бракования по дебалансу большой партии гиромоторов, в которых роторы были отбалансированы в соответствии с ТУ, приняты кон­тролером, после чего были собраны гиромоторы. Гиромоторы также были отбалансированы, прошли предварительные шести - и повтор­ные трехчасовые проверки; проверенный дебаланс оказался в пре­делах нормы. Однако при контрольных испытаниях качества балан­сировки после 18—20-часового охлаждения гиромоторов (в поме­щении с температурой в 15—18°) из первой проверенной партии было забраковано почти 60% из-за дебаланса роторов. В последую­щих партиях также часть гиромоторов отбраковалась вследствие увеличенного дебаланса.

При выяснении причин оказалось, что роторы были отбаланси­рованы до сборки в пределах соответствующих допусков. Собранные гиромоторы при проверке балансировки после сборки и после трех­часовых повторных испытаний также укладывались в допуски по дебалансу. После часовой беспрерывной работы все ранее за­бракованные гиромоторы также уложились в допуски по дебалансу, при суточном же остывании в условиях нормальной температуры оказались негодными по дебалансу. Таким образом было установ­лено, что гиромоторы в холодном состоянии не соответствуют техни­ческим условиям (ТУ). При нагреве отдельно вынутых из забрако­ванных гиромоторов роторов из зазоров между пакетом железа и маховиком внутри ротора и из промежутков между отдельными роторными пластинами вытекала смазка, применяемая для консер­вации стальных деталей. При остывании этих роторов смазка снова застывала, скопляясь в нижних частях ротора. Так было установ­лено, что причиной брака гиромоторов данных партий являлось наличие между отдельными роторными пластинами антикоррозион­ной смазки, применяемой для консервации после шлифования паке­тов роторов. Эта смазка при балансировке роторов в рамке (роторы в таких условиях остаются холодными) находилась в одном поло­жении, при работе собранных гиромоторов роторы нагревались, смазка разжижалась и принимала другое положение. После отклю­чения гиромоторов от питающей сети они остывали, смазка стекала в низ горизонтально расположенного пакета железа ротора и засты­вала, создавая при проверке дебаланс ротора и вызывая брак со­бранных гиромоторов. Забракованные гиромоторы были разобраны и роторы их после продолжительной сушки в термостате при тем­пературе 200° до полного удаления и затвердевания остатков смазки снова были отбалансированы; с ними были собраны гиромоторы, у которых не наблюдалось дебаланса роторов.

Опасность описанного выше вида брака и является причиной того, что при сушке роторов перед окраской даются такие повыше­ния температуры и выдержки.

Перед окраской поверхности ротора снова протираются слегка смоченной в ацетоне или бензине батистовой салфеткой, просуши­ваются на воздухе до удаления запаха бензина или ацетона, после чего внутренние поверхности ротора за короткозамкнутой обмоткой кистью окрашиваются лаком № 1154 той же концентрации, что и для статоров; затем еще раз протирают окрашиваемые поверхности сухой салфеткой и окрашивают сначала наружную поверхность лаком из краскораспылителя, а потом внутреннюю поверхность и короткозамкнутую обмотку; при этом ротор держат и повертывают за насадку. Окрашенные роторы помещают в стеклянный шкаф с нормальной температурой и сушат в течение 0,5—1 часа. Затем переносят их в сушильный шкаф и сушат при температуре 100— 200° в течение 3—4 час.

После сушки на заднюю поверхность ротора наносят по шаб­лону специальную спираль, служащую для определения числа обо­ротов в собранном гиромоторе, и просматривают качество покры­тия, не допуская на поверхности наличия ворсинок и крупных пы­линок, пристающих к лаковой пленке в процессе окраски и сушки.

На некоторых заводах вместо спирали на длине половины диаметра ротора наносят полосу шириной 3—5 мм и ставят лаком ПН-35-99 яркого цвета круглые точки под углом 90°. После на­несения спирали роторы обезжиривают салфеткой, смоченной в бен­зине, и просушивают до удаления запаха бензина в стеклянном шкафу при нормальной температуре. Просушенные роторы вторич­но окрашивают краскораспылителем в распылительной камере ла­ком № 1154 той же вязкости. Сначала окрашивают наружную по­верхность, а затем внутреннюю, держа и повертывая ротор за на­садку, стараясь наносить лак равномерно по всей поверхности так, чтобы толщина покрытия колебалась в пределах от 5 до 25 мк. Вторично окрашенные роторы сушат в стеклянном шкафу при нор­мальной температуре в течение 1—1,5 часа, а затем в сушильном шкафу при температуре 100—120° в течение 4 час. Вслед за этим температуру повышают до 200 — 210° и сушат при ней в течение 2 час.

Окрашенные и высушенные роторы должны иметь золотистый оттенок. Лаковая пленка должна быть глянцевой, гладкой, без мор­щин, явно выраженных наплывов и потеков лака, не должна ше­лушиться, отслаиваться от поверхности ротора, не должна иметь следов захвата руками и неокрашенных мест. Под лаковой пленкой не должно быть следов коррозии. При смачивании ацетоном окрашенных и высушенных поверхностей роторов лаковая пленка не должна смываться. Толщина слоя покрытия (5—25 мк) опреде­ляется замерами в определенных точках до покрытия и после по­крытия, на взятых выборочно роторах.

Окрашенные по этому технологическому процессу лаком № 1154 роторы гиромоторов показали хорошие результаты при работе в тяжелых атмосферных условиях.

Иногда вместо лаков и красок применяют клей БФ-4. Он при­дает поверхности детали высокие антикоррозионные свойства, влагостойкость и механическую прочность при нанесении без под­слоя, что выгодно отличает окраску клеем от других способов анти­коррозионных покрытий. Технология окраски клеем БФ-4 с кра­сителями следующая: первый слой наносят без красителя и сушат на воздухе в течение 30 мин. Второй слой наносят клеем, к кото­рому при окраске в черный цвет добавляют нигрозин или другой краситель. Этот слой сушат на воздухе в течение 30 мин., затем в печи при температуре 80—90° в течение 2 час. Третий слой клея с нигрозином наносят аналогично второму и сушка в печи продол­жается 5 час.

На наружной поверхности роторов, предназначаемых для ба­лансировки на электронных балансировочных машинах, после окраски наносят под углом 90° две полосы, шириной 2 мм, лаком НП-35-99.

Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ

ИЗМЕРЕНИЕ ВИБРАЦИИ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ

Одним из важных факторов, определяющих качество шарико­подшипников, применяемых в гиромоторах, является их вибра­ция при работе с оборотами, близкими к рабочим. По величине ви­брации можно определить качество, точность формы и размеров …

КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

После проведения повторных 3-часовых испытаний гиромотор подвергается контрольным испытаниям, проводимым работниками отдела технического контроля завода в следующем объеме и после­довательности. Внешний осмотр Прошедший предварительные и повторные испытания гиромотор при контрольных …

Обработка цапф с корпусом

Перед креплением цапф к корпусу приклепывают заклепками фирменную планку. Цапфы перед креплением тщательно обезжи­ривают, протирая салфеткой, смоченной в бензине, и смазывают посадочные места антикоррозионной смазкой ЦИАТИМ-202. Обез­жиривают посадочные места в …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.