ТЕХНИКА НА СТРОЙКАХ КОММУНИЗМА

«МЕХАНИЧЕСКИЕ ЛОПАТЫ»

На Великих стройках коммунизма работают советские электрические экскаваторы марки «СЭ-3», За один раз ковш экскаватора забирает и относит в отвал 3,4 кубиче­ского метра грунта. Эта замечательная машина на гусе­ничном ходу создана коллективом Уральского завода тя­жёлого машиностроения.

Управление экскаватором осуществляется при помо­щи педалей и рычагов. Машина воспроизводит движе­ния человека, работающего лопатой. Механическая «рука», держащая ковш, опускается, делает движение вперёд и вверх.

Острозубый ковш экскаватора вгрызается в землю и за один раз, за двадцать — тридцать секунд, вынимает земли больше, чем «вооружённый» лопатой рабочий за целый день!

Один человек — машинист экскаватора — выполняет работу многих сотен людей.

«СЭ-3» имеет несколько мощных электродвигателей. Один из них приводит в действие подъёмный механизм, другой — быстро поворачивает экскаватор вокруг его оси, третий — заставляет работать напорный механизм. Для установки стрелы в определённом положении в зависимо­сти от высоты уступа (забоя) также имеются специаль­ные двигатели.

Работа основных двигателей экскаватора очень велика. Грунт, который захватывается ковшом, различен. Если экскаватор работает на сравнительно мягком грунте — нагрузка одна, при переходе к более плотному — другая. Резко увеличивается нагрузка, когда попадается боль­шой тяжёлый камень.

При работе двигатели нагреваются, их нужно ох­лаждать. Для этого в машине имеются специальные

«МЕХАНИЧЕСКИЕ ЛОПАТЫ»

Рис. 2. Могучий «механический грузчик» «СЭ-3» заменяет работу многих сотен человек.

Электродвигатели, они вращают вспомогательные вентиля­торы.

В управлении экскаватором машинисту помогают де­сятки сложных автоматических приборов; они придают машине, говоря образно, большую «ловкость» в работе. Несмотря на крайне тяжёлые условия, толчки и удары, приборы работают с большой точностью.

Своевременная смазка всех трущихся частей, регуляр­ный и тщательный уход играют немалую роль в сохранно­сти экскаватора, в повышении его производительности. Заботливый уход за машиной окупается сторицей. Она

«слушается» малейшего движения руки экскаватор­щика.

Особенное внимание машинисты экскаваторов уде­ляют ритмичной работе своих могучих машин. Они совме­щают движение поворота с выдвиганием рукоятки ковша

«МЕХАНИЧЕСКИЕ ЛОПАТЫ»

Рис. 3. Универсальный однокубовый экскаватор используется для разработки выемок и карьеров, а также для постройки дамб.

Так, чтобы при разгрузке ковш оказался точно над кузо­вом автомашины, отвозящей грунт.

После выгрузки ковш опускают вниз при одновремен­ном повороте стрелы.

Высокое мастерство работы на экскаваторе показал Герой Социалистического Труда коммунист Евгений Си - мак. Вот что говорил он об опыте своей работы на засе­дании учёного совета учебного комбината Цимлянского гидроузла:

«Если ковш идёт рывками и уклоняется от кратчайшей линии к забою, значит, машинист ещё не овладел как нужно механизмом, неуверенно управляет им. Стаханов­ская работа не допускает лишних движений. Стахановец строго рассчитывает всю свою работу на секунды, содер­жит машину в образцовом порядке. Принимая смену, мы внимательно осматриваем все узлы экскаватора — его ме­ханическую и электрическую части. И машина никогда не подводит нас в работе...».

Особенно хорошо показали себя экскаваторы «СЭ-3» при работе на тяжёлых, плотных и скальных грунтах.

Другим типом электрического экскаватора является малый шагающий экскаватор марки «ЭШ-1». За год эта машина, управляемая одним человеком, может вынуть и переложить на другое место более ста тысяч кубических метров грунта.

В 1948 году наряду с выпуском однокубовых и трёх­кубовых экскаваторов наши машиностроительные заводы перешли к производству 14- и 15-кубовых экскаваторов- гигантов.

На рисунке 4 изображён шагающий экскаватор «ЭШ-14/65» с ёмкостью ковша в 14 кубических метров. Он был создан специально для Великих строек. Это — землекоп-гигант. По своему внешнему виду такой экска­ватор походит на многоэтажный вращающийся дом с несколькими большими окнами и длинной пустотелой металлической мачтой-стрелой; по ней сделана специаль­ная дорожка со множеством лестничных ступенек. С конца стрелы на стальных, толщиной в руку, канатах свисает огромный стальной ковш.

Длина стрелы экскаватора — 65 метров. «ЭШ-14/65» перебрасывает грунт на 100—120 метров в сторону от места выемки. Таким образом, мощные шагающие экска­ваторы позволяют осуществлять наиболее скоростной и экономный способ земляных работ — бестранспорт­ный. Работая на канале, «ЭШ-14/65» выбрасывает выну­тый грунт сразу в отвал. За ним необходимо лишь вы­равнивать и зачищать откосы — и канал готов к приёму воды.

Шагающий экскаватор «ЭШ-14/65» создавался скоро­стными темпами. Коллектив конструкторов Уральского завода тяжёлого машиностроения за восемь месяцев вы­полнил всю работу. За это время были сделаны сотни сложнейших технологических расчётов, разработано более двух тысяч чертежей.

«МЕХАНИЧЕСКИЕ ЛОПАТЫ»

Рис. 4. Шагающий экскаватор «ЭШ-14/65» (с рисунка худ. Г. Васильевой и А. Катковского). 1 — кабина управления экскаватором; 2 — гидравлические цилиндры механизма передвижения; 3— лыжи. В разрезе видны лебёдки подъёма и тяги со стальными тросами.

Для перевозки экскаватора с завода на Великие стройки коммунизма потребовалось 180 железнодорож­ных платформ!

«МЕХАНИЧЕСКИЕ ЛОПАТЫ»

Рис. 5. Машинный зал шагающего гиганта напоминает цех большого завода.

Создатели шагающего гиганта во главе с Б. И. Сатов - ским были удостоены Сталинской премии.

За одну смену шагающий экскаватор «ЭШ-14/65» еы - нимает гору грунта выше своего гигантского «роста». На

Волго-Доне каждый шагающий экскаватор вынимал за сутки 12—15 тысяч кубических метров грунта.

Чтобы выкопать участок канала шириной в 100 мет­ров, экскаватор «СЭ-3» должен был бы сделать 26 прохо­дов туда и обратно. Шагающий великан благодаря своей длинной стреле выполняет такую работу всего за два прохода.

«МЕХАНИЧЕСКИЕ ЛОПАТЫ»

Рис. 6. В кабине управления экскаватором-гигантом.

Экскаватор «ЭШ-14/65» — это сложнейшая машина. Это даже скорее целый завод в одной машине. Он имеет большой машинный зал. Здесь установлены необходимые для работы экскаватора поворотные механизмы, тяговые и подъёмные лебёдки, насосные установки.

Сорок восемь электродвигателей общей мощностью в семь тысяч киловатт приводят в действие эту громад­ную машину, созданную советскими людьми.

Согласованной работой всех электродвигателей сталь­ного великана управляют особые станции управления (магнитные станции).

Из машинного зала по круто? лу металлическому трапу можно подняться в кабину, откуда производится управ­ление экскаватором. Здесь находится машинист экска­ватора, человек со средним или высшим техническим образованием.

Гигантскую машину, заменяющую труд почти десяти тысяч землекопов, «вооружённых» лопатами и тачками, обслуживают всего лишь пять человек. Но управление экскаватором сосредоточено в руках одного человека. Остальные члены экипажа этого сухопутного корабля лишь помогают машинисту экскаватора.

Машинист управляет движениями ковша поворотом стрелы и «ногами» экскаватора — огромными стальными цилиндрами, наполненными маслом. Внутри цилиндров находятся массивные поршни.

Когда экскаватор работает, то всё его тысячетонное те­ло опирается на стальную плиту. «Ноги» экскаватора при этом приподняты над землёй. Машина работает «сидя».

Для того чтобы экскаватор сделал один шаг, маши­нист включает электродвигатели специальных масляных насосов. Выталкиваются поршни вспомогательных гидра­влических цилиндров. Соединённые с ними лыжи дви­гаются вперёд и опускаются вниз, упираясь в грунт. Экскаватор получает новую опору. Главные цилиндры принимают вертикальное положение. Давление масла, на­качиваемого мощными насосами, в них постепенно повы­шается до 170 атмосфер. Когда сила давления м. асла на поршни главных цилиндров становится больше веса экскаватора, тысячетонная громада плавно поднимается вверх. Затем снова вступают в работу вспомогательные цилиндры, подтягивая приподнятое тело гиганта «на себя». Экскаватор «садится» на новую опору. Затем он делает следующий шаг.

Производительность экскаватора «ЭШ-14/65» очень велика. Меньше чем за минуту он зачерпывает плотную массу грунта в свой огромный ковш, поднимает ее со дна глубокой выемки и относит в сторону!

Цикл работы экскаватора, то-есть время, которое он затрачивает на наполнение ковша, поворот его в сторону, высыпание земли и возвращение к месту разработки, рав­няется всего 45 секундам. А многие стахановцы снижают это время даже до 35 секунд.

В начале 1952 года на Уральском заводе тяжёлого ма­шиностроения были созданы шагающие экскаваторы с длиной стрелы уже не в 65, а 75 метров.

Среди других советских экскаваторов-гигантов изве­стен экскаватор марки «ЭГЛ-15». Он изготовлен кол­лективом Ново-Краматорского завода имени Сталина. «ЭГЛ-15» не шагает, а передвигается на гусеницах.

«МЕХАНИЧЕСКИЕ ЛОПАТЫ»

«МЕХАНИЧЕСКИЕ ЛОПАТЫ»

Рис. 7. Цех Ново-Краматорского машиностроительного завода. Сборка экскаватора-гиганта — «ЭГЛ-15».

Это — такая же громадная машина, как и «ЭШ-14/65», но производительность её приблизительно на 25 процен­тов выше.

Гигантский ковш экскаватора «ЭГЛ-15» укреплён на длинной рукояти. Он очень похож на гигантскую лопату. За один приём ковш экскаватора «ЭГЛ-15» захватывает 15 кубических метров грунта. На «ЭГЛ-15» установлено 44 электродвигателя общей мощностью более 6 тысяч киловатт.

«ЭГЛ-15» работает иначе, чем экскаватор «ЭШ-14/65». Последний загребает землю при движении ковша «на себя», то-есть по направлению к корпусу машины, а ковш «ЭГЛ-15» движется в обратном направлении; он работает «от себя», от корпуса машины. За сутки электрогусенич - ная лопата «ЭГЛ-15» может вынуть и погрузить более 20 тысяч кубометров грунта, заменяя труд многих тысяч землекопов.

Широкое применение в механизации земляных ра­бот на Великих сталинских стройках находят особые,

«МЕХАНИЧЕСКИЕ ЛОПАТЫ»

Многоковшовые экскаваторы. Они применяются для вырав­нивания и зачистки откосов каналов, выкопанных дру­гими машинами, и производят ряд других работ — рытьё котлованов, траншей и т. д.

На рисунке 9 изображён многоковшовый экскаватор. Эта сложная машина, оснащённая автоматическими устройствами, также приводится в действие электродвига­телями.

По сравнению с шагающими великанами многоковшо­вый экскаватор кажется совсем небольшим. Но эта ма­шина заменяет труд многих сотен землекопов. Работает

Она с необычайной точностью. Управляемый опытным машинистом, экскаватор как бы переносит линии чер­тежа, на котором выведена трасса будущего канала, на землю.

Многоковшовые экскаваторы для планировки и зачи­стки откосов каналов были изготовлены впервые спе­циально для Великих строек.

«МЕХАНИЧЕСКИЕ ЛОПАТЫ»

Рис. 9. Многоковшовый экскаватор «ЭМ-502>> на работе по зачистке

Откосов канала.

Особым типом многоковшового экскаватора явля­ются мощные землечерпательные машины, работающие на воде.

Именно такой землечерпалкой и был первый в мире экскаватор, построенный в России в 1811 году.

Современный «водяной экскаватор» — это судно осо­бой конструкции. Назначение этой самоходной машины — «грызть» крепкие подводные грунты. Так, например, на Куйбышевгидрострое дно Волги, где вырыт котлован для главного корпуса электростанции, очень твёрдое. Здесь-то и оказалась незаменимой землечерпательная машина.

Одной из таких машин является мощная землечер­палка «Пятилетка», построенная Сормовским заводом.

О мощности этой землечерпалки говорят её гигантские размеры.

Длина судна — 75 метроз. Огромные стальные чер­паки, по 2,5 тонны весом каждый, двигаясь один за дру­гим по замкнутой кривой вниз и вверх, вгрызаются в дно

«МЕХАНИЧЕСКИЕ ЛОПАТЫ»

Рис. 10. Другой тип многоковшового экска­ватора-планировщика.

Реки на глубине до 15 метров. Поднимаясь, они вывали­вают свою «добычу» в стальной «колодец», установ­ленный приблизительно посредине судна. В колодие находятся камнедробилки, перемалывающие крупные камни. Размельчённый грунт в смеси с водой мощными землесосами перекачивается по трубопроводу на расстоя­ние одного километра от места выемки.

«Пятилетка» приводится в действие несколькими паро­выми машинами общей мощностью в восемьсот лошади­ных сил и каждый час выдаёт «на-гора» 750 кубических метров грунта.

По заказам строителей были созданы также специаль­ные ирригационные экскаваторы — для рытья ороситель­ных каналов. Более 320 могучих «механических землеко­пов» работало на строительстве Волго-Донского канала. За два года они вынули сто пятьдесят шесть миллионов кубометров грунта/

Опыт работы экскаваторов на Волго-Доне показал, что более мощные машины дают и более высокую производи­тельность; они значительно снижают стоимость работ, со­кращают время.

Поэтому в настоящее время советские машинострои­тели работают над задачей создания новых, ещё болеа мощных и более производительных машин-землекопов, с ковшами ёмкостью до 50 кубических метров!

«Такие экскаваторы,— пишет известный советский спе­циалист по механизации работ проф. Н. Г. Домбров­ский,— способны разрабатывать каналы шириной более 200 метров и глубиной до 65 метров. Два таких экскава­тора с двумя десятками бульдозеров могли бы без вся­кого дополнительного оборудования выполнить за четыре года объём земляных работ, равный объёму работ на Волго-Донском соединительном канале».

Вместе с тем творческая мысль советских конструкто­ров работает над созданием совершенно новых землерой­ных машин.

Одна из таких принципиально новых землеройных ма­шин создаётся в настоящее время, Это — уже не мощный экскаватор, а землеройный комбайн непрерывного дей­ствия. Он предназначается для рытья каналов и представ­ляет собой гигантскую машину со сверлофрезами и транс­портёрами.

Ковшей, этих необходимых частей для любого экска­ватора, у землеройного комбайна нет. Он вгрызается в грунт гигантскими сверлофрезами и буквально просверли­вает канал, кромсая грунт стальными лопастями. «Вы­сверленный» грунт отбрасывается в сторону специаль­ными транспортёрами.

Позади землеройного комбайна остаётся почти гото­вое русло канала глубиной более 10 метров.

Производительность этой машины будет необычайно высокой. Ока одна заменит пять гигантских шагающих экскаваторов «ЭШ-14/65», или 50 000 землекопов!

Такая машина создаётся впервые в мире.

Советский конструктор инженер В. Смирнов разрабо­тал землеройную машину придельного метания. В ней разрыхлённый грунт подаётся на ленту, движущуюся со скоростью курьерского поезда, и отбрасывается на 40—50 метров в сторону.

В других конструкциях новых машин-землекопов для выброса грунта в отвалы предлагается использовать по­токи воды. Этот способ более экономичен.

Много новых, невиданных машин изготовляется и испы­тывается уже в этом году. Так, Воронежским экскава­торным! заводом имени Коминтерна изготовлен универ­сальный дизельный экскаватор, который может работать также как грузоподъёмный и монтажный кран. Первый образец мощной землеройной машины непрерывного дей­ствия строится на заводе дорожных машин в г. Осипенко.

Все эти новые машины-землекопы найдут широкое применение на Великих стройках.

ТЕХНИКА НА СТРОЙКАХ КОММУНИЗМА

Как выглядит современное строительство ангаров?

Современное строительство ангаров включает использование современных технологий и материалов, что позволяет создавать прочные и долговечные конструкции. В основном, для строительства ангаров используются металлические конструкции из стали или алюминия, которые имеют …

Вывоз мусора со строительного объекта

Демонтажные работы, операции, выполняемые при возведении объекта, сопутствуют появлению строительного хлама. Ежедневно возникающие строительные отходы незаметно могут превратить стройплощадку в большую мусорную свалку. Поэтому, обязательно следует урегулировать процесс ликвидации образующихся …

Влагомер строительных материалов – контроль качества строительных работ

Долгосрочность эксплуатации домов и промышленных зданий, во многом зависят от качества использованных строительных материалов. Одним из показателей качества, является влажность строительных материалов. Влагомер портативный позволяет оперативно проводить контроль над влажностью …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.