Строительные машины и оборудование
Оборудование для устройства буронабивных свай
Производим и продаем электроприводы ЭТУ, ЭПУ для двигателей постоянного тока, тел./email +38 050 4571330 / rashid@msd.com.ua
Буронабивные сваи используются в случаях, когда забивные сваи по грунтовым или другим условиям применять невозможно (в твердых глинистых грунтах, в грунтах с включениями валунов вблизи существующих зданий и сооружений, в местах, где забивка свай недопустима из-за высокого уровня звукового давления, в оползневых районах). Изготовление таких свай включает следующие операции: бурение скважины, устройство уширенной пяты, опускание обсадных труб, установка арматурных каркасов, бетонирование скважины и извлечение обсадных труб. Для изготовления буронабивных свай применяются две группы оборудования: 1) только для бурения скважины; 2) для выполнения комплекса работ по изготовлению набивных свай под защитой инвентарных обсадных труб.
Первая группа подразделяется на установки с навесным и подвесным оборудованием. В установках с навесным оборудованием конструкция базовой машины несколько изменена, что не позволяет использовать их при выполнении вспомогательных подъемно-транспортных операций. При наличии на базовой машине подвесного оборудования, которое можно легко демонтировать, ее можно использовать также для выполнения операций по подаче арматуры и бетонной смеси в скважину. По принципу действия навесные установки относятся к машинам вращательного действия, а подвесные установки оснащаются рабочими органами как вращательного, так и ударного действия. Установки второй группы оснащаются двумя видами рабочего оборудования — вращательного и ударного действия.
Установка с навесным оборудованием для бурения скважин (рис. 20.13,а) состоит из базовой машины (экскаватора) 9 и смонтированной на нем направляющей стойки 2, которая крепится в нижней части к стойке 10, а в верхней — к стреле экскаватора. По направляющей стойке перемещается каретка 4 с электроприводом 5, выполненным в виде планетарного мотор-редуктора. Движение
каретки осуществляется канатом от лебедки базовой машины через отклоняющий ролик 1 и гусек 3 с блоками. К выходному валу электропривода прикреплена телескопическая буровая колонна 6 с очистителем 7 и буровым инструментом, состоящая из двух телескопических секций, нижняя из которых имеет по всей длине
Рис. 20.13. Установка с навесным оборудованием для устройства буронабивных свай: А — общий вид; б — буровая колонна |
Шнековые лопатки 8. При работе направляющая стойка опирается на домкрат 11. Для фиксации буровой колонны в скважине во время переключения телескопических секций используется кондуктор с перехватом 12, который оснащен двумя рычагами, удерживающими колонну от падения в скважину.
W/Z7s. |
Рис. 20.14. Щиековый расширитель |
Буровая колонна (рис. 20.13,6) состоит из двух секций, соединенных между собой с помощью болтов. Секции имеют одинаковую конструкцию и состоят из труб 5 и 9, внутри которых расположены квадраты 4 и 8. Квадраты могут свободно выдвигаться из трубы до упора в ограничители 6 и 10. Стопорение. квадратов 286 в крайних положениях производится фиксирующими пальцами 3 и 7 через соответствующие отверстия в квадратах. К нижней секции колонны крепится шнек 11 с буровой коронкой 12 или расширитель. Вращение колонны осуществляется от электропривода 1 через муфту 2.
Рис. 20.15. Установка с подвесным оборудованием для устройства буронабивных свай |
Буровая коронка выполнена в виде двухперого долота вращательного действия. Для расширения ствола скважины под пяту сваи вместо буровой коронки и шнека устанавливают шнековый расширитель (рис. 20.14), состоящий из штанги 1, уширителя 2 и бадьи 3 с направителем 4. По достижении бадьей 3 днища скважины под влиянием массы буровой колонны рычаги уширителя 2 раздвигаются и своими ножами разрушают грунт, который поступает в бадью. Разгружают бадью на поверхности, открыв днище.
Основным недостатком рассмотренной установки является сложность очистки шнека от грунта при глубине скважин более 16 м, ввиду того, что высота трубчатой направляющей позволяет поднять буровую колонну над уровнем грунта только на 15 м; при большей глубине каждая разгрузка шнека требует выполнения всех операций по изменению длины секций, что снижает производительность установки.
Установка с подвесным оборудованием для бурения скважин под буронабивные сваи (рис. 20.15) состоит из базовой машины 1, на крюке которой подвешен рабочий орган, выполненный в виде подвески 2, присоединенной к штанге 3 со стабилизатором 4. К стабилизатору крепится электропривод 5 с ковшовым буром 8. На электроприводе с помощью шпонок подвижно закреплен переходник 6, входящий в зацепление с обсадным патрубком 9, размещенном на кондукторе 10, укрепляемом в грунте с помощью анкерных штырей И. Штанга 3 изготовлена из трубы, на которой снаружи приварены четыре уголка полками вдоль оси трубы и в плане имеет квадратное сечение. Для обеспечения подвижной связи с кондуктором 1 (по мере прохождения скважины) штанга снабжена стабилизатором 4 в виде цилиндра, в верхнем дне которого имеется квадратное отверстие для прохода штанги. Стабилизатор соединяется с переходником 6, выполненным в виде кольца, на нижнем торце которого имеются выступы для связи с обсадным патрубком 9 и фиксатором 7, стопорящие переходник на электроприводе.
Электропривод ковшового бура представляет собой мотор-редуктор с двухступенчатой планетарной передачей. С учетом проходки скважин в жидкой среде электропривод заключен в герметический колокол. На выходном валу мотор-редуктора крепится ковшовый бур. Стабилизация электропривода на грунте, а также ориентация бура на ось скважины достигается с помощью обсадного патрубка 9, снабженного воронкой с выступами для соединения с переходником и двумя шпонками, входящими в пазы кондуктора.
289 |
Рабочий процесс рассматриваемой установки происходит следующим образом. В начале с помощью базовой машины на ось скважины устанавливают кондуктор с обсадным патрубком и закрепляют его анкерными штырями (рис. 20.16,а). Далее в обсадной патрубок вводят ковшовый бур до упора его днища в грунт, строго соблюдая при этом соосность патрубка и бура; при этом ребра переходника входят в зацепление с ребрами обсадного патрубка. Затем, приподняв ковшовый бур, включают электропривод и начинают бурение с постепенной подачей бура в забой (рис. 20.16,6). При заполнении корпуса бура срезанным грунтом включают электропривод, поднимают рабочий орган, выводят его из обсадной трубы и с помощью стрелы базовой машины отводят в сторону, где происходит разгрузка грунта. Затем операции повторяют до достижения проектной отметки скважины (рис. 20.16,в). Бетонирование скважины производится после демонтажа рабочего органа кондуктора и обсадного патрубка (рис. 20.16,г). Для бетонирования установка комплектуется воронкой с бетоно - водом, через который бетонная смесь из погруженной емкости,
Рис. 20.16. Рабо чий процесс устройства бурона бивных свай |
19—5258
Подвешенной на вспомогательном крюке базовой машины, поступает в скважину, заполняя ее (рис. 20.16,(3).
Для изготовления набивных свай под защитой инвентарных обсадных труб применяются самоходные бурильно-крановые машины, оснащенные бурильным и грузоподъемным (крановым) оборудованием. Бурильное оборудование таких машин предназначено для проходки скважин способом вращательного бурения, крановое — для установки в пробуренные скважины обсадных труб и бетонирования скважин. Бурильно-крановые машины монтируют на грузовых автомобилях нормальной и повышенной проходимости, пневмоколесных и гусеничных тракторах. У некоторых типов ударно-крановых машин на базе автомобиля рабочее оборудование размещается на поворотной платформе и приводится в действие от самостоятельного двигателя, установленного там же. Поворотное в плане рабочее оборудование (угол поворота составляет 90°) обеспечивает бурение нескольких скважин с одной позиции машины, что существенно повышает ее производительность.
Неповоротное рабочее оборудование монтируется на специальной раме сбоку или сзади базовой машины и приводится в действие от ее силовой установки. Бурильно-крановые машины на базе гусеничных тракторов могут иметь навесное бульдозерное оборудование с гидравлическим управлением для выполнения предварительных планировочных работ на участках бурения и обратной засыпки скважин. Основным рабочим органом машин служат лопастные и шнековые буры, режущие кромки которых оснащены резцами с твердосплавными пластинами.
Бурение скважины происходит при сообщении буру одновременно вращательного и поступательного (вдоль оси) движений, а также дополнительного усилия напора. Частота вращения бура может быть постоянной и переменной. Для удаления разрушенного грунта из скважины бур периодически поднимают на поверхность; грунт разбрасывается вращающимися лопастями в сторону от скважины.
У машин с глубиной бурения до 3 м подача бура в забой и его подъем осуществляются гидроцилиндром двустороннего действия; с большей глубиной бурения — подача посредством гидроцилиндров и гидропатрона, подъем — с помощью лебедки и каната. Каждая машина оборудована лебедкой и полиспастом с крюковой подвеской для подъема-опускания грузов. Буровое и грузоподъемное оборудование монтируется на мачте, установка которой в рабочее и горизонтальное транспортное положение производится гидроцилиндрами. Устойчивость машин при работе обеспечивается выносными опорами с гидроприводом.
Конструкция самоходной бурильно-крановой машины с поворотным в плане рабочим оборудованием приведена на рис. 20.17. Базовой машиной служит автомобиль повышенной проходимости 1, на раме которого вместо кузова укреплено опорно-поворотное устройство 15 с поворотной платформой 16. На поворотной платформе размещены дизельный двигатель 17, трансмиссия привода, буровое и крановое оборудование, а также кабина машиниста. Рабочий орган машины — шнековый бур, механизмы его привода и подачи, а также крановое оборудование смонтированы на четырехгранной трубчатой мачте 2. Сверху к мачте прикреплен гусек 3 с блоками для грузового каната 11. Нижний конец мачты шарнир - но установлен в проушинах поворотной платформы. Подъем мач-
Рис. 20.17. Бури'льно-крановая машина с поворотным рабочим оборудованием: А — общий вид; б — кинематическая схема 19* 291 |
Ты в вертикальное (рабочее) положение и опускание ее в горизонтальное (транспортное) положение относительно оси поворота 10 производятся двумя гидроцилиндрами 7 двустороннего действия. Буровой инструмент 13 крепится к нижнему концу буровой штанги квадратного сечения 9, свободно пропущенной через квадратные отверстия в механизме зажима 6 и подачи 5 и в ступице ведомой цилиндрической шестерни редуктора вращателя 8. Верхний конец штанги шарнирно закреплен в вертлюге 4. Вертлюг подвешен на канате, сходящем с барабана Б для подъема штанги двухбарабанной фрикционной лебедки 18. Грузовой барабан А лебедки служит для подъема и опускания обсадных труб с помощью крюковой подвески 12 и каната 11, образующего двукратный полиспаст. Привод механизма 19 вращения поворотной платформы, а также двухбарабанной лебедки производится от редуктора отбора мощности 21, через цепную передачу 20, промежуточный вал, .реверс 24 и шестеренчатую распределительную передачу 25. Вращение штанги с буровым инструментом осуществляется от дизельного двигателя 17 через механическую трансмиссию, в состав которой входят карданный вал, коробка передач 23, редуктор поворота 22 и вращатель 8. Механическая коробка передач обеспечивает шесть скоростей вращения бура в диапазоне от 28 до 259 об/мин.
Принудительная подача бурового инструмента в забой производится гидравлическим механизмом зажима и подачи штанги, основным узлом которого является четырехкулачковый гидравлический патрон 6, подвешенный к штокам двух гидроцилиндров 5 двустороннего действия. В процессе бурения патрон зажимает штангу, а гидроцилиндры подают ее в забой. Скорости подачи и вращения бура меняются в зависимости от физико-механических свойств разрабатываемого грунта. При работе машина дополнительно опирается на два гидравлических домкрата 14.