Строительные машины и оборудование
Навесные копры
Для производства свайных работ наиболее распространенным типом машин являются навесные копры. По своему исполнению они могут быть универсальными и полууниверсальными. Применение навесных копров, смонтированных на тракторах, экскаваторах и автомобилях, обладающих энергетической автономностью, высокой механизацией вспомогательных операций, мобильностью и маневренностью, позволяет совершенствовать технологию свайных работ, сокращать продолжительность установки свай, повышать производительность и снижать стоимость сооружения свайных оснований.
Копры на тракторах (рис. 20.1,а) обеспечивают погружение свай длиной 8 ... 12 м и массой до 5 т при возведении жилых, промышленных и сельскохозяйственных зданий. Установка состоит из трактора 9, двухсекционной мачты 5 с направляющими для дизель-молота 4, поворотной рамы 2, гидросистемы выравнивания мачты, гидрополиспастов подъема молота и сваи, устройства для установки сваи и гидропривода. Поворотная рама 2, несущая копровую мачту 5, нижним концом опирается на шарниры кронштейна 1, прикрепленных к трактору. Рама вместе с мачтой может поворачиваться вокруг этих шарниров вперед и назад на 5° с помощью двух гидроцилиндров 7, которые используются также для перевода мачты в транспортное (горизонтальное) положение. Кроме того, копровая мачта может с помощью гидроцилиндра поперечного выравнивания перемещаться по раме вдоль продольной оси машины. Такая подвижность копровой мачты позволяет быстро и точно устанавливать сваю под нужным углом в заданной точке погружения, а при отклонении сваи от заданного направления в процессе погружения производить совмещение продольных осей молота и сваи за счет наклона мачты. Подъем молота и сваи производится раздельно с помощью двух канатных гидрополиспастов, подвижные обоймы которых соединены со штоками гидроцилиндров 8.
18-5258 974
Гидроцилиндры копрового оборудования обслуживаются шестеренчатым гидронасосом, который приводится в действие от двигателя трактора через редуктор.
Копры на экскаваторах применяют при погружении свай, расположенных кустами в отдельных котлованах или траншеях. При этом погружение производится с бровок котлованов и траншей при минимальном маневре за счет вылета стрелы экскаватора и поворота его платформы на 360°, что выгодно отличает этот тип копра от других.
Схема запасовки канатов полиспастов подъема молота и сваи показана на рис. 20.1,6. Установка сваи под молот осуществляется с помощью стрелы 3, выдвигаемой гидроцилиндром 6 вперед и убираемой между направляющими мачты при забивке сваи. |
Рис. 20.2. Копер навесной на экскаваторе |
Рис. 20.1. Копер навесной на тракторе |
Конструкция копра на экскаваторе 2 (рис. 20.2) включает
в себя копровую стрелу 11 с направляющими 12 для свайного молота 8, опорную стрелу 4, устройство 10 для захвата и подъема сваи, включая заводку головки сваи в наголовник 9, и гидрооборудование. В средней части копровая стрела имеет сферическую опору 6, позволяющую стреле наклоняться вперед—назад, вправо—влево и поворачиваться относительно вертикальной оси шарнира. В нижней части копровая стрела соединяется с опор
Рис. 20.3. Копер навесной на автомобиле |
Ной стрелой посредством двух гидроцилиндров 15 и штанги сшар - ниром 13. С помощью гидроцилиндров и полиспастов 3 осуществляются перемещения и наклоны копровой стрелы вперед — назад, вправо — влево. Поворот копровой стрелы вокруг вертикальной оси шарнира 13 осуществляется механизмом 14. Копровая стрела предусматривает возможность навески молота с подскоком ударной части выше габарита копра. С этой целью головка 7 стрелы изготовлена поворотной. Молот подвешен на канате 5. Для жесткой установки копровой стрелы на точке погружения сваи под нижним торцом стрелы установлен гидродомкрат 16. Устойчивость машины во время работы обеспечивается контргрузом 1. Гидроцилиндры копрового оборудования обслуживаются гидронасосом, который приводится в действие от двигатедя экскаватора.
Копры на автомобилях применяются при выполнении свайных работ малых объемов на рассредоточенных небольших объектах 18* 275 в радиусе до 200 км, а также при инженерно-геологических изысканиях и контрольных исследованиях, привязке и корректировке проектов свайных фундаментов. Копры на автомобилях обладают высокой мобильностью, в транспортное положение копровое оборудование переводится без разборки и снятия молота и применения грузоподъемных средств, на что тратится 10 ... 15 мин. С помощью копров на автомобилях можно забивать сваи (вертикальные и наклонные) длиной до 8 м и массой до 2,5 т.
Конструкция копра на автомобиле 10 приведена на рис. 20.3 и включает в себя копровую стрелу 4 с головкой 6, подвижную раму 2, гидроцилиндр 7 механизма подъема стрелы, гидроцилиндры 8 наклона стрелы, механизм 3 подъема сваи. Подъем молота 5 и сваи осуществляется с помощью гидрополиспастов. В рабочем положении устойчивость копра обеспечивается гидравлическими выносными опорами 1. Гидроцилиндры копрового оборудования приводятся в действие через гидрораспределители 9 от гидросистемы автомобиля. В транспортном положении копровая стрела опирается на стойку 11.
В качестве свайных погружателей на автомобильных копрах используются штанговые и трубчатые дизель-молоты, оборудованные дистанционным управлением. Основными достоинствами копров на автомобилях являются высокая маневренность, возможность быстрой перебазировки и подготовки к работе; недостатком — необходимость наличия дорог с твердым покрытием.