Строительные машины и оборудование
Двигатели ручных машин
Электрические ручные машины приводятся в действие электродвигателями. Приводом электромеханических машин служат однофазные коллекторные двигатели, включаемые в осветительную сеть нормальной частоты (50 Гц) напряжением 220 В; асинхронные трехфазные с короткозамкнутым ротором нормальной (50 Гц) и повышенной (200 Гц) частоты напряжением 220 и 36 В. Для привода фугальных электрических машин используются однофазные магниты с возвратно-поступательным движением якоря.
Преимущественное распространение (до 70%) получили однофазные коллекторные двигатели с двойной изоляцией, мощностью 120... 1150 Вт, частотой вращения якоря — 200... 300 с-1. Эти двигатели характеризуются высокой удельной мощностью на единицу массы, способностью выдерживать кратковременные перегрузки, нечувствительностью к колебаниям напряжения в питающей электросети, невысоким уровнем пускового тока (не более четырехкратного номинального значения). Они безопасны в эксплуатации, могут работать от сети переменного и постоянного тока, для их питания не требуется громоздких трансформаторов или преобразователей частоты электрического тока. Недостатками коллекторных двигателей являются сложность конструкции, изготовления и эксплуатации, высокая стоимость.
Асинхронные электродвигатели трехфазного тока с коротко - замкнутым ротором имеют более простую и надежную конструкцию, обладают высокой перегрузочной способностью, они проще в изготовлении и эксплуатации. В то же время они (при нормальной частоте тока) отличаются повышенными габаритами и массой и низкой удельной мощностью, что ограничивает их применение полустационарными ручными машинами — дисковыми пилами, долбежниками, трамбовками, заточными станками и др. Асинхронные трехфазные двигатели повышенной частоты обладают малой массой и габаритами, они быстроходны (частота вращения якоря — до 200 с~!), характеризуются высокой удельной мощностью, простотой конструкции, высокой надежностью и сравнительно низкой стоимостью изготовления. Недостатками таких двигателей являются низкая способность к перегрузкам, высокая чувствительность к колебаниям напряжения в питающей сети, перегрев и снижение надежности при работе с частыми пусками и остановками из-за чрезмерной величины пускового тока (в семь раз большего, чем номинальное значение). Применение ручных машин с двигателями, требующими применения преобразователя частоты, наиболее эффективно в стационарных условиях на стабильных рабочих местах, а также при работе в условиях повышенной опасности поражения оператора током.
В настоящее время ведутся работы по созданию полностью электробезопасных ручных машин, снабженных не только двойной, но и так называемой полной электрической изоляцией. Такие машины имеют цельнопластмассовый корпус и не содержат, кроме рабочего органа, наружных металлических частей. При этом оператор надежно защищен от поражения током не только в. случае повреждения рабочей изоляции привода машины, но и при попадании рабочего органа в токонесущие элементы.
Пневматические ручные машины приводятся в действие двигателями, работающими от сжатого воздуха, поступающего по шлангам от компрессорных станций. В пневматических РМ вращательного действия применяются в основном поршневые, турбинные и ротационные двигатели.
В поршневых двигателях возвратно-поступательное движение рабочих поршней преобразуется во вращательное движение шпинделя с помощью кривошипно-шатунного механизма или кулисных (кулачковых) механизмов и золотникового воздухораспределения. Несмотря, на достаточно высокий КПД, эти двигатели имеют ограниченное применение в ручных машинах из-за больших габаритов и массы и используются в случаях необходимости значительной мощности и пускового крутящего момента при небольшой частоте вращения. Мощность поршневых двигателей РМ составляет 0,4... 4 кВт, частота вращения — 7,5... 38 с-1. 21* 323
В турбинных двигателях кинетическая энергия сжатого воздуха непосредственно преобразуется в механическую. Достоинствами турбинных двигателей являются простота конструкции, малые масса и габариты, отсутствие трущихся деталей, что значительно увеличивает срок службы машины. Недостатками этих двигателей являются низкий КПД, сложность реверсирования, большая зависимость эффективной работы от частоты вращения, нагрузки на двигатель и давления сжатого воздуха, значительный износ лопаток турбины и повышенный шум при работе. В пневматических РМ турбинные двигатели имеют мощность до 0,4 кВт и частоту вращения до 250 с-1 и применяются там, где требуется получить высокую частоту вращения при малом крутящем моменте.
Наибольшее распространение в пневматических РМ получили ротационные двигатели, которые в качестве рабочего органа имеют вращающиеся пластины — лопатки переменного сечения. Преимуществами таких двигателей являются небольшие масса и габариты, простота конструкции, легкость реверсирования, способность выдерживать перегрузки и малый расход воздуха, и недостатками—значительный износ лопаток и повышенный шум при работе. В пневматических РМ используются ротационные двигатели мощностью 0,18...2,6 кВт с частотой вращения 3,5...350с-1.
Для пневматических РМ ударного действия — отбойных, клепальных и рубильных молотков — применяют поршневые двигатели со свободным движением поршня.