Справочник по композиционным материалам

Ремонт изделий из композитов

Основной принцип, на котором строится проведение ремонта изделий, полученных формованием ручной укладкой или напыле­нием, заключается в том, что качество ремонта зависит от подго­товки и чистоты соединяемых поверхностей исходного и исполь­зуемого для ремонта (нового) материалов.

При ремонте изделий из реактопластов (полиэфирных, эпок­сидных и фурановых смол) надо быть уверенным в том, что ад­гезионные свойства смолы обеспечат склеивание нового и ре­монтируемого стеклопластиков. Поэтому необходимо очень тща - .ельно подходить к подготовке склеиваемых поверхностей. Так как предел прочности при растяжении равен Р/А, нужно чтобы площадь склеиваемой поверхности (А) была максимально большой для снижения удельного напряжения в клеевом шве. Например, если надо заклеить прокол в корпусе лодки со стенкой толщиной 6 мм, то оптимальный диаметр шлифуемого участка поверхности вокруг отверстия должен быть в 10--12 раз больше толщины кор­пуса, т. е. 60 ... 70 мм. Этот шлифуемый участок должен быть ско­шен от края отверстия и его толщина должна сравняться с толщи­ной изделия на расстоянии 60 ... 70 мм от прокола (рис. 13.8, а).

Более того, шлифовать поверхность надо очень осторожно,

1 «к чтобы скос был равномерным по всей окружности обрабаты­ваемой поверхности. Если корпус сделан из многослойного мате­риала, след пучков ровинга часто используется в качестве кон­турной линии (как на карте), так как каждый слой имеет опре­деленную толщину, а расстояние между этими контурными ли­ниями определяет наклон обработки режущим инструментом.

Если эти линии расположены параллельно и на одинаковом расстоянии друг от друга, то обработка поверхности будет равно - 'i's 67

60. .10 БО...70 Ч

Ремонт изделий из композитов

Ремонт изделий из композитов

Мерной, а качество ремонта — хорошим. Если же расположение линий такое, как на рис. 13.8, б, то отремонтированный участок может разорваться, потому что напряжения не будут равномерно распределены по его поверхности, давая максимум в точке наи­большего сближения линий, откуда и начнется разрушение из­делия.

Чистота поверхности — исключительно важный фактор при ремонтных работах. Все слои материала даже через день после фор­мования могут иметь посторонние включения, например осев­шие из воздуха взвешенные мельчайшие частицы различных ве­ществ. Единственный надежный путь, предотвращающий загряз­нение ремонтируемых участков, — проведение ремонта немед­ленно после подготовки их поверхности. Если ремонт почему - либо нельзя выполнять сразу же после подготовки детали, т. е. после ее шлифования или пескоструйной обработки, то обрабо­танную поверхность надо просто закрыть бумагой, но при этом не прикасаться к ней.

Различают два основных типа ремонта: косметический и кон­струкционный. Косметический ремонт заключается в выполнении сравнительно простых операций по замене наружного смоляного слоя (гелькоата) с последующим восстановлением формы детали и полированием методами, аналогичными применяемым в мастер­ских, где производится окрашивание автомобилей. Конструк­ционный ремонт уникален, так как в каждом случае возникают свои трудности, требующие различной последовательности опе­раций и подхода. Но, безотносительно к этим различиям, новый материал всегда приклеивают к старому (исходному) сте­клопластику, соблюдая при этом правила подготовки поверх­ностей.

Хороший ремонт может быть выполнен заменой слоев ткани или ровинга (рис. 13.8, в). По общему признанию, такой ремонт выглядит логичным: удаление сместившегося куска материала и укладка его на старое место в такое же положение, какое было до повреждения. Такой ремонт описан в технической литературе, но при этом прочность отреставрированного участка оказывается значительно ниже исходной. Лучший способ проведения конст­рукционного ремонта заключается в использовании куска нового материала, который должен быть введен в исходное изделие та­ким образом, чтобы прочность соединения была максимальной. Другими словами, новый материал должен быть уложен парал­лельно поверхности (рис. 13.8, г), так как в этом случае удается почти полностью избежать трудностей, связанных с неравномер­ным распределением смолы и отсутствием непрерывности в по­граничном слое. Если заплата необязательно должна быть за­делана заподлицо, можно рекомендовать закрыть поврежденный участок накладкой с напуском, сведя на конус выступающие края материала.

Максимальная прочность отремонтированных участков тре­буется в тех случаях, когда поверхность изделия находится под большим напряжением или сильно вибрирует, т. е. одной ад­гезионной прочности смолы может оказаться недостаточно и тогда применяют «анкерные винты» (рис. 13.8, д). При таком ре­монте обычно шлифуют поверхность с уклоном от 10 : 1 до 12 : 1. Затем, как показано на рисунке, на наклонной поверхности де­тали просверливают несколько направляющих отверстий под винты, которые обычно применяют для крепления листовых ме­таллов. После этого поверхность смачивают смолой и покрывают несколькими слоями пропитанных смолой стекломата и стекло­ткани. Вставляют винты в отверстия, но не затягивают их, а заполняют полость оставшимся количеством стеклопластика. После отверждения ремонтируемый участок полируют до тех пор, пока его поверхность не сравняется с поверхностью всего исход­ного стеклопластика, и покрывают смесью смолы с катализато­ром и еще одним слоем стекломата, выступающего на 50 ... 80 мм за края заплаты. В тех случаях, когда таким способом ремонти­руют ту сторону изделия, которая покрыта наружным смоляным слоем, для отделки используется оборудование, применяемое при ремонте кузовов автомобилей.

Справочник по композиционным материалам

Пластики, полученные методом намотки

Быстрое развитие исследований и применение материалов, полученных намоткой, привело к созданию большого числа специ­фикаций и стандартов на методы их испытаний. Следующие стан­дарты ASTM представляют собой интерес: ASTM D2290-76. Определение предела …

Другие виды испытаний

Ряд испытаний должен проводиться при повышенных темпера­турах. Зависит это от типа композиционного материала и области его применения. Обычные композиты не должны терять проч­ность и модуль после получасовой экспозиции при темпера­туре …

Влияние длительной выдержки в окем*М;-г! иа глубине 1737 м на свойства СВКМ

Показатель Исходные значения После выдерж­ки на глубине 1737 м в тече­ние 1045 сут Показатель Исходные значення После выдерж­ки на глубине 1737 м в тече­ние 1045 сут А0Ж( МПа £сш, ГПа …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.