Справочник по композиционным материалам

Ремонт изделий из композитов

Основной принцип, на котором строится проведение ремонта изделий, полученных формованием ручной укладкой или напыле­нием, заключается в том, что качество ремонта зависит от подго­товки и чистоты соединяемых поверхностей исходного и исполь­зуемого для ремонта (нового) материалов.

При ремонте изделий из реактопластов (полиэфирных, эпок­сидных и фурановых смол) надо быть уверенным в том, что ад­гезионные свойства смолы обеспечат склеивание нового и ре­монтируемого стеклопластиков. Поэтому необходимо очень тща - .ельно подходить к подготовке склеиваемых поверхностей. Так как предел прочности при растяжении равен Р/А, нужно чтобы площадь склеиваемой поверхности (А) была максимально большой для снижения удельного напряжения в клеевом шве. Например, если надо заклеить прокол в корпусе лодки со стенкой толщиной 6 мм, то оптимальный диаметр шлифуемого участка поверхности вокруг отверстия должен быть в 10--12 раз больше толщины кор­пуса, т. е. 60 ... 70 мм. Этот шлифуемый участок должен быть ско­шен от края отверстия и его толщина должна сравняться с толщи­ной изделия на расстоянии 60 ... 70 мм от прокола (рис. 13.8, а).

Более того, шлифовать поверхность надо очень осторожно,

1 «к чтобы скос был равномерным по всей окружности обрабаты­ваемой поверхности. Если корпус сделан из многослойного мате­риала, след пучков ровинга часто используется в качестве кон­турной линии (как на карте), так как каждый слой имеет опре­деленную толщину, а расстояние между этими контурными ли­ниями определяет наклон обработки режущим инструментом.

Если эти линии расположены параллельно и на одинаковом расстоянии друг от друга, то обработка поверхности будет равно - 'i's 67

60. .10 БО...70 Ч

Ремонт изделий из композитов

Ремонт изделий из композитов

Мерной, а качество ремонта — хорошим. Если же расположение линий такое, как на рис. 13.8, б, то отремонтированный участок может разорваться, потому что напряжения не будут равномерно распределены по его поверхности, давая максимум в точке наи­большего сближения линий, откуда и начнется разрушение из­делия.

Чистота поверхности — исключительно важный фактор при ремонтных работах. Все слои материала даже через день после фор­мования могут иметь посторонние включения, например осев­шие из воздуха взвешенные мельчайшие частицы различных ве­ществ. Единственный надежный путь, предотвращающий загряз­нение ремонтируемых участков, — проведение ремонта немед­ленно после подготовки их поверхности. Если ремонт почему - либо нельзя выполнять сразу же после подготовки детали, т. е. после ее шлифования или пескоструйной обработки, то обрабо­танную поверхность надо просто закрыть бумагой, но при этом не прикасаться к ней.

Различают два основных типа ремонта: косметический и кон­струкционный. Косметический ремонт заключается в выполнении сравнительно простых операций по замене наружного смоляного слоя (гелькоата) с последующим восстановлением формы детали и полированием методами, аналогичными применяемым в мастер­ских, где производится окрашивание автомобилей. Конструк­ционный ремонт уникален, так как в каждом случае возникают свои трудности, требующие различной последовательности опе­раций и подхода. Но, безотносительно к этим различиям, новый материал всегда приклеивают к старому (исходному) сте­клопластику, соблюдая при этом правила подготовки поверх­ностей.

Хороший ремонт может быть выполнен заменой слоев ткани или ровинга (рис. 13.8, в). По общему признанию, такой ремонт выглядит логичным: удаление сместившегося куска материала и укладка его на старое место в такое же положение, какое было до повреждения. Такой ремонт описан в технической литературе, но при этом прочность отреставрированного участка оказывается значительно ниже исходной. Лучший способ проведения конст­рукционного ремонта заключается в использовании куска нового материала, который должен быть введен в исходное изделие та­ким образом, чтобы прочность соединения была максимальной. Другими словами, новый материал должен быть уложен парал­лельно поверхности (рис. 13.8, г), так как в этом случае удается почти полностью избежать трудностей, связанных с неравномер­ным распределением смолы и отсутствием непрерывности в по­граничном слое. Если заплата необязательно должна быть за­делана заподлицо, можно рекомендовать закрыть поврежденный участок накладкой с напуском, сведя на конус выступающие края материала.

Максимальная прочность отремонтированных участков тре­буется в тех случаях, когда поверхность изделия находится под большим напряжением или сильно вибрирует, т. е. одной ад­гезионной прочности смолы может оказаться недостаточно и тогда применяют «анкерные винты» (рис. 13.8, д). При таком ре­монте обычно шлифуют поверхность с уклоном от 10 : 1 до 12 : 1. Затем, как показано на рисунке, на наклонной поверхности де­тали просверливают несколько направляющих отверстий под винты, которые обычно применяют для крепления листовых ме­таллов. После этого поверхность смачивают смолой и покрывают несколькими слоями пропитанных смолой стекломата и стекло­ткани. Вставляют винты в отверстия, но не затягивают их, а заполняют полость оставшимся количеством стеклопластика. После отверждения ремонтируемый участок полируют до тех пор, пока его поверхность не сравняется с поверхностью всего исход­ного стеклопластика, и покрывают смесью смолы с катализато­ром и еще одним слоем стекломата, выступающего на 50 ... 80 мм за края заплаты. В тех случаях, когда таким способом ремонти­руют ту сторону изделия, которая покрыта наружным смоляным слоем, для отделки используется оборудование, применяемое при ремонте кузовов автомобилей.

Справочник по композиционным материалам

Токарная обработка

Слоистые пластики можно легко обтачивать, растачивать, торцевать, подрезать торцы у них и отрезать на обычных универ­­­­­­сальных токарных станках. Специальные зажимные устройства требуются только в тех случаях, когда обрабатывают детали нестандартной формы. Для токарной обработки следует исполь­зовать резцы из быстрорежущей стали, а также твердосплавные и алмазные. Режущие кромки резцов должны иметь малый радиус закругления и быть…

Гофрированные панели

Существует ряд методов испытаний, разработанных специа- ально для изучения свойств гофрированных панелей из армиро­ванных пластиков, используемых в строительстве. Метод ASTM D1494-60 (Коэффициент пропускания рассеянного света из армированных пластиков) может быть …

Стабильность размеров (формоустойчивость)

Композиционные материалы на основе углеродных и арамид­ных волокон имеют очень низкий температурный коэффициент линейного расширения (ТКЛР). Использование этого свойства обеспечивает высокую стабильность размеров изделий в широком интервале температур и других …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.