СОВРЕМЕННОЕ СТЕКЛОТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
СОВРЕМЕННОЕ СТЕКЛОТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Стекольная промышленность в России – один из наиболее динамично развивающихся секторов промышленности. В значительной степени эту динамику определяет именно стеклотарный сегмент. Это обусловлено постоянным увеличением выпуска и расширением ассортимента фасованных пищевых продуктов, а также тем, что стекло является конкурентоспособным упаковочным материалом, удовлетворяющим современным требованиям, предъявляемым к упаковке. Ежегодно происходит увеличение объёмов выпуска стеклотары, несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны металлической и пластиковой тары, что также свидетельствует о хороших эксплуатационных и потребительских характеристиках стекла как материала для хранения пищевых и непищевых продуктов.
Косвенным доказательством перспективности рынка служит строительство новых стекольных заводов, пуск в эксплуатацию модернизированных производственных линий. Как показывает опыт работы стеклотарных заводов, построенных в последнее время, и технико-экономический анализ Института стекла, срок окупаемости тарного завода составляет 2 -2,5 года. Экономическая эффективность может быть также повышена при частичном использовании инфраструктуры и части оборудования законсервированных или реконструированных предприятий.
Вместе с тем следует признать низкую конкурентоспособность отечественной стекольной продукции на мировом рынке. Только 30 % применяемых в отрасли технологических схем соответствуют современному мировому уровню, а 28 % являются устаревшими и не имеют резервов для модернизации. Недостаточно высокий технологический уровень производств обусловливает значительное отставание отрасли по ряду основных технико-экономических показателей. Так, затраты топливно-энергетических ресурсов на варку стекла выше на 20 — 30 % по сравнению с достигнутым мировым уровнем. Еще большее отставание наблюдается в производительности труда — ниже в 1,5-2 раза. Серьезной проблемой является снижение негативного воздействия производства на окружающую среду. По этому параметру отечественная стекольная промышленность в 2 раза превышает показатели ведущих зарубежных стекольных компаний.
В то же время все отчетливее проявляется ситуация с качеством производимой продукции. К сожалению, достаточно корректным представляется вывод о том, что сегодня на отечественном рынке наблюдается острый дефицит качественной и одновременно дешевой стекольной продукции.
На развитие стеклотарной отрасли серьезное влияние оказывают и внешние факторы, выходящие за рамки прямых отношении между производителями стекла и его потребителями. К числу таких факторов, прежде всего, следует отнести динамику изменения стоимости топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов, а также транспортных тарифов. Для производства стекла, в себестоимости которого материальная составляющая достигает 50 %, эти тенденции имеют важнейшее значение. В стекольной промышленности рост себестоимости продукции за счет внешних факторов традиционно компенсировался очередным повышением отпускных цен. В сегодняшних условиях этот способ решения проблемы представляется малоперспективным. Во-первых, потому, что эти цены уже достаточно близки к мировым. Во-вторых, учитывая перенасыщенность внешнего рынка аналогичной продукцией, нетрудно предположить, что ожидает некоторых отечественных производителей с морально устаревшей техникой и технологией в конкурентной борьбе с мощными западными компаниями. И если ценовая составляющая проблемы еще дает какой-то резерв во времени на модернизацию производства, то проблема качества уже сегодня ставит под сомнение возможность существования многих отечественных стекольных заводов.
Объективная оценка ситуации на рынке стекла дала толчок развитию интеграционных процессов в отрасли. Смысл в объединении производственных и финансовых ресурсов наиболее крупных отечественных стекольных компаний заключается не только в возможности активно влиять на рынок (сферы сбыта, цены на готовую продукцию и т. п.), но и, прежде всего, в возможности проводить более динамичную техническую политику, направленную на повышение эффективности производства и качества выпускаемой продукции.
Таким образом, сложившаяся рыночная ситуация вынуждает производителей стекла отказываться от характерного для отрасли эволюционного пути развития и делать ставку на проекты, кардинально меняющие как технологию производства, так и экономику предприятия в целом. Следствием такого подхода явилось то, что за последние пять лет на ряде стекольных заводов не осталось практически ни одной стадии технологического процесса, которая бы не подверглась коренному совершенствованию. Понимание того, что в качестве основных конкурентов необходимо рассматривать западные компании, помогает определиться не только с концепцией развития отрасли, но и с выбором параметров, характеризующих техническую эффективность стекольного производства. Другими словами, разрабатывая программу модернизации существующего производства или техническое задание на проектирование нового завода, следует исходить из наивысших технических достижений в стекольной практике.
Тенденция построения бизнеса на современном уровне эффективности предусматривает активное использование мирового опыта. Применение западных технологий и техники позволяет в короткие сроки преодолеть существенный разрыв в уровне развития отечественных и зарубежных стекольных заводов. Вместе с тем ориентация только на зарубежный опыт может привести не только к значительному, неоправданному удорожанию реализуемых проектов, но и к жесткой зависимости от состояния и конъюнктуры западного рынка. Гармоничное сочетание отечественного и зарубежного опыта — наиболее целесообразный путь развития отечественной стеклотарной промышленности.
Развитие и совершенствование стеклотарного производства возможно по следующим основным направлениям:
• повышение качества применяемого сырья;
• совершенствование способов приготовления шихты;
• интенсификация процессов варки стекла и формования стеклоизделий:
• механизация и автоматизация отдельных участков технологического цикла;
• улучшение качества продукции, выпуск изделий с улучшенными эксплуатационными показателями;
• разработка современного и оригинального дизайна.