Совместное предпринимательство

Проблемы и перспективы развития лизинга в России

В ведущих странах мира, какуже отмечалось, лизинговые операции составляют до */3 совокупных инвестиций, а их объем в среднем еже­годно увеличивается на 12—13%. В России же доля лизинговых опера­ций в инвестициях остается очень низкой (по разным оценкам, от 1 до 6%). При этом определенные направления лизинговой деятельности находятся в начальной стадии развития: слабо используется лизинг при осуществлении инвестиций в недвижимость, почти не применя­ются оперативный, возвратный виды лизинга.

Лизинговый бизнес в России осуществляется в сложных условиях. Прежде всего это связано с низким уровнем кредитоспособности пред­приятий, высокой стоимостью и трудностями получения долгосроч­ных кредитов. К числу факторов, объективно тормозящих развитие лизинга, также относятся острая нехватка стартового капитала для орга­низации лизинговых компаний; неразвитость инфраструктуры лизин­гового рынка, в частности, дефицит услуг по юридической, консульта­ционной и информационной поддержке участников рынка; неблаго­приятный (для лизинга) налоговый режим; недостаток квалифициро­ванных кадров для лизинговой деятельности и отсутствие системы их подготовки. В целом масштабы лизинговых операций в России не от­вечают реальным потребностям. Между тем лизинг мог бы стать важ­ным фактором преодоления инвестиционного кризиса и модерниза­ции производства. Так, по расчетам специалистов, лизинг отечествен­ных воздушных судов мог бы позволить российским авиакомпаниям к 2010 г. на 95% обновить парк самолетов.

Количества лизинговых компаний, которые работают на российс­ком рынке, сегодня явно недостаточно: их как минимум должно быть на порядок больше. Российские компании далеки от того, чтобы ис­пользовать все разнообразие лизинговых операций в полной мере. К числу основных проблем, тормозящих развитие лизинга, специали­сты относят следующие:

♦ высокий уровень процентных ставок; процентные ставки по кре­дитам намного превышают норму средней прибыли в промышленнос­ти, строительстве и сельском хозяйстве;

♦ нехватка стартового капитала и финансовая слабость лизин­говых компаний, которые во многом зависят от банков-учредите­лей и используются часто лишь как форма кредитования предпри­ятий;

♦ двойное обложение налогом на добавленную стоимость; по су­ществующему порядку НДС взимается за приобретаемое лизингодате - лем оборудование и, кроме того, НДС дополнительно начисляется на лизинговые платежи;

♦ - недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как потенциальными лизингодателями, так и предпринимателями — по­тенциальными лизингополучателями;

♦ отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, сети лизинго­вых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников рынка;

♦ отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, ко­торая обеспечивала бы постоянной и доступной информацией о пред - j і ожс і ш ях л и з и н говых услуг;

♦ недостаточная квалификация инехваткаопытныхкадровдляли - зинговых компаний;

♦ высокая стоимость национальных кредитных ресурсов;

♦ неблагоприятные условия налогового, таможенного и валютно­го законодательства, не позволяющие в короткие сроки получить ли­зинговое имущество обратно при расторжении сделки; это заставляет лизингодателей ужесточать требования по обеспечению сделки, что практически исключает малый бизнес из потребителей лизинговых услуг;

♦ отсутствие вторичного рынка оборудования;

♦ необходимость залога и крупного аванса;

♦ проблемы с определением кредитоспособности партнеров.

В России, каки вдругих странах, лизингодатель сохраняет собствен­ность на арендуемое имущество. Однако процедуры реализации зало­говых прав в России сложны и не отработаны. Кредитор не может про­сто взыскать в свою собственность заложенное имущество, требуются судебное решение и аукционная продажа. Российские банки и лизин­говые компании очень редко рассматривают право собственности на лизингуемое имущество какдостаточно надежную гарантию своих ин­тересов в лизинговой сделке. Обычно сделки в России заключаются, если в контракте предусмотрены весомые и дублирующие друг друга добавочные меры финансового обеспечения в дополнение к восстано - вимым правам владения, определенным в Гражданском кодексе РФ.

Тщательный кредитный анализ, значительная невозвратная предоп­лата наличными, страхование интересов по сделке являются наиболее действенными средствами обеспечения обязательств лизингополуча­теля по арендным платежам.

Российский рынок лизинговых услуг имеет высокую степень риска непогашения платежей за объект лизинга. В большой мере это связано с завышенными прогнозами реализации продукции, произведенной

Нализингуемом оборудовании. Поэтомулизинговые компании вынуж­дены назначать высокую залоговую стоимость оборудования (до 30% от стоимости оборудования), являющегося предметом договора, тре­буя при этом дополнительное обеспечение. Последнее обычно вклю­чает: акции предприятий; недвижимость в крупных российских горо­дах; гарантии других банков; государственные ценные бумаги по зало­говой стоимости; имущество, принадлежащее лизингополучателю.

Кроме того, применяются и дополнительные меры обеспечения лизин говых сделок: договор гарантии поставщика о возмещении ущерба лизингодателю; обязательство поставщика выкупить оборудование по фиксированной цене в случае невыполнения лизингополучателем обя­зательств по контракту; ценовые гарантии и т. д. Указанные способы защиты от рисков значительно сокращают количество потенциальных потребителей лизинговых услуг.

К проблеме, требующей неотложного решения, относится также процедура информационного обеспечения лизинга. Для ее решения предлагается на государственном уровне предусмотреть порядок струк­турного информационного обеспечения лизинговых сделок, прежде всего в приоритетных областях, в которых необходимо первоочередное развитие лизинговых сделок, процедуру выдачи гарантий под эти сдел­ки. Вместе с тем нужна доступная для отечественных и зарубежных фирм информация, на базе которой укреплялись бы и совершенство­вались хозяйственные связи между участниками лизинговых сделок. Как известно, лизинг в основном развивается в Москве, Санкт-Петер­бурге, Нижнем Новгороде и в некоторых других крупных городах. По­тенциал регионов, их ресурсы используются еще весьма слабо в лизин­говых операциях. Многое могут и должны сделать для развития лизин­га в регионах территориальные торгово-промышленные палаты.

В целом для развития лизинга в России сформировались некоторые позитивные условия, связанные с созданием законодательной, норма­тивно-правовой и методической базы. Наблюдается также увеличива­ющаяся потребность предприятий в скорейшем осуществлении тех­нического перевооружения производства, в выпуске конкурентоспо­собной продукции. По прогнозам, масштабы лизинговых операций в ближайшие годы должны возрасти в несколько раз, и лизинг уже в бли­жайшие годы может занять прочные позиции среди финансовых ис­точников, направляемых на техническое перевооружение и создание новых конкурентоспособных производств.

Совместное предпринимательство

Основные виды лизинговых фирм

В России, как и в других странах мира, действуют четыре основных вида лизинговых фирм: ♦ компании, контролируемые банками, или, что реже, лизинго­вые службы в структуре банков; ♦ дочерние компании, создаваемые …

Правовая основа лизинга в России

Важнейшим условием интенсивного развития лизинга в российс­кой экономике является формирование нормативно-законодательной базы лизинговых отношений. Начиная с 1994 г. органы исполнитель­ной и законодательной власти приняли больше десяти нормативных актов, в целом …

Участие России в международных лизинговых сделках

В настоящее время в общем объеме лизинговых операций в России значительную долю составляют международные сделки. По данным Рослизинга, объем международного лизинга в России в 1996 г. вырос в восемь раз …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.