ШТУРМ НЕБА
В. К. ЩУКИН
ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ
О |
Громную роль в трудовой деятельности людей играет погода. В старину говорили: «Погода может накормить, может и разорить».
В засуху палящие лучи солнца губят урожай. Наоборот, когда часто идут дожди, посевы страдают от излишка влаги. Внезапные заморозки губят посадки огородных культур, град уничтожает посевы.
Рыбаку, застигнутому штормом в открытом море, грозит гибель. Даже крупные морские суда могут быть повреждены штормом.
Зависит от погоды и работа летчиков. Низкая облачность затрудняет полет. Туман усложняет взлет и посадку. При полетах в облаках, если температура воздуха
Ниже 0°, на крыльях и винтах самолетов образуется лед. Сначала он появляется в виде тонкой стекловидной корки, затем нарастает все более толстым слоем неравномерной толщины, искажая обтекаемые формы самолета и увеличивая его вес. Льда может нарасти столько, что самолет теряет способность держаться в воздухе и вынужден совершить посадку.
Можно назвать много других отраслей народного хозяйства, где погода непосредственно влияет на деятельность людей. Поэтому изучение воздушной оболочки Земли является одной из важнейших задач человечества в его стремлении познать и покорить окружающий мир.
Процессы, происходящие в атмосфере, изучает наука метеорология. Советские метеорологи ведут тщательные наблюдения за изменениями в атмосфере, сопоставляют полученные сведения и делают вывод о предстоящей погоде. Они предупреждают колхозы о дождях и заморозках, железнодорожников — о метелях и бурных разливах рек, летчиков и моряков — о штормах, туманах, грозах и шквалах. И если предупреждение получено своевременно, можно предотвратить возможные последствия этих явлений и обеспечить нормальную работу при неблагоприятной погоде.
В наши дни специально оборудованные морские суда и самолеты могут совершать рейсы и в тумане; приборы позволяют морякам и летчикам хорошо ориентироваться.
Возможность обледенения не останавливает теперь работу воздушного транспорта. Летчик лишь должен знать, на каких высотах следует опасаться обледенения. Если полет в этих слоях атмосферы неизбежен, самолет должен иметь оборудование для борьбы с обледенением.
Борьба за увеличение скорости и дальности полета летательных аппаратов не может быть успешной без изучения высоких слоев атмосферы. Воздух оказывает сопротивление летящему аппарату. Чем больше скорость полета, тем больше это сопротивление. Но оно определяется не только скоростью полета, а зависит еще и от плотности воздуха. Как мы увидим дальше, с увеличением высоты плотность воздуха и его сопротивление движению летательного аппарата уменьшаются. Поэтому чем больше высота, тем меньшее сопротивление оказывает воздух полету. Неслучайно баллистические ракеты,
Путь которых проходит через верхние слои атмосферы, имеют огромные скорости и могут долетать до любого пункта на земном шаре. Чтобы знать условия работы летательных аппаратов и их двигателей на больших высотах и обеспечить безопасность полета, нужно тщательно изучить строение высоких слоев атмосферы и явления, в них происходящие.