Шрифт, верстка, дизайн

Уровни насыщенности

До эпохи фотонабора проектирование шрифта требовало гораздо больших уси­лий, чем сейчас, поскольку его нужно было выполнять для каждого кегля. В те дни было привычным иметь всего два начертания, различающихся по насыщенности: светлое (для текста) и полужирное (для выделения). Но когда в середине двадцато­го века начался шрифтовой бум, старое определение насыщенности — светлое (light) — тоже оказалось под вопросом. По историческим причинам у некоторых шрифтов это слово вошло в их название, например, Bookman Light, что отнюдь не означает, что они светлее других шрифтов.

В настоящее время гораздо привычнее называть начертание (насыщенность) шрифта, спроектированного для набора текста, нормальным (regular), даже если оно не входит в официальное название шрифта. Другими определениями тексто­вых начертаний являются средний (medium) или книжный (book) — это варианты насыщенности текстового шрифта, фактически более или менее светлые.

У гарнитуры Helvetica, например, существует более широкий диапазон уров­ней насыщенности, включая сверхсветлое (Ultra Light), тонкое (Thin), светлое (Light), «нормальное» («regular») , полужирное (Bold), жирное (Heavy), очень жирное (Black) и сверхжирное (В1аск#2) начертания.

Наклон (постановка очка)

Хотя классическая надпись на Траянской колонне в Риме (Rome) вдохновляла сот­ни дизайнеров во все века, прямой шрифт (roman14, со строчной буквы г) назвали так просто потому, что именно в Риме15 в период первых подвижных шрифтов (конец пятнадцатого века) такой шрифт впервые появился. Его формы быстро раз­вились и приобрели тот вид, который сегодня используется для набора текстов. У прямых шрифтов основные штрихи таких букв, как Тп /, перпендикулярны линии шрифта. Текст, который вы сейчас читаете, также набран прямым шрифтом.

Примерно в это же время в Венеции печат­ник Альдус Мануциус1'' (латинизированное имя от Альдо Мануцио), искал способы, как разместить на странице побольше текста и тем самым снизить сто­имость изданий классических произведений17.

Он обратился к распространенному в то время типу письма, называвшегося cursiva humanistica, пре­имуществами которого было то, что он оказался привычным для читателей и более компактным, чем прямой шрифт. Эти шрифты, для краткости име­нуемые Aldinos у стали вскоре известны под более привычным для нас термином курсив™ (italics). При­мерно 25 лет спустя, в 1525 году, итальянец Лудо - вико Арриги (Ludovico Arrighi) создал новый кур­сивный (italic) шрифт, основанный на рукописном шрифте, который он использовал, будучи писцом в ватиканской канцелярии — cancellaresca, — и этот канцелярский шрифт (chancery) стал образцом для большинства последующих курсивных шрифтов.

Любопытно, что эти первые курсивные шриф­ты использовали в качестве прописных прямые ан - тиквенные буквы и многие шрифты, основанные на этих курсивах, делали то же самое (рис. 3.21). Текст, набранный только прописными, в таких случаях выглядит так, как будто он набран полностью пря­мым шрифтом.

Со временем использование курсивных шриф­тов в качестве текстовых уменьшилось, но их роль дополнения и контрапункта к прямым шрифтам сохранилась. В конечном счете стало нормой19, что прямой шрифт имеет дополнительным курсивное начертание, специально для этого спроектирован­ное. Таким образом начертания различаются по наклону (постановке очка)20.

Novarese N ovarese

Garamond Garamond

РИС. 3.21. Первые курсивные шрифты, на которых основа­ны такие гарнитуры, как ITC Novarese, использовали в каче­стве прописных прямые анти - квеииые буквы. Правда, к се­редине шестнадцатого века прописные также получили наклон, как показано на при­мере гарнитуры Stempel Garamond

Palatino Palatino Italic

Bookman Bookman Italic

Gill Sans Gill Sans Italic

Helvetica Helvetica Italic

РИС. 3.22. Определения тер­минов курсивный и наклонный не всегда отчетливы. У гарни­туры Palatino есть классичес­кое курсивное начертание, а начертание Bookman Italic правильнее назвать наклон­ным, его буквы — это просто наклонный вариант прямого начертания. Среди гротесков начертание Gill Sans Italic име­ет некоторые черты курсив­ной антиквы, например, изме­нение формы в строчной бук­ве а. Начертание Helvetica Italic является истинно на­клонным

Наклонные начертания

Не все гарнитуры имеют в своем составе истинный курсив21, а иногда только вариант наклоненного пря­мого. Такие шрифты и называют наклонными22 (oblique). Например, начертание Helvetica Italic на самом деле не курсивный, а наклонный шрифт. Неко­торые шрифты, такие как Bookman Italic, по суще­ству наклонны в своих основных формах. Примеры наклонных, полунаклонных и истинно курсивных шрифтов показаны на рис. 3.22.

В общем, курсивным дополнением к гротескно­му шрифту является наклонное начертание. Тем не менее, существует традиция некоторым буквам на­клонного начертания придавать форму не такую, как у их прямых аналогов (обычная практика для анти - квенных шрифтов). В качестве примера можно ука­зать на гарнитуру Gill Sans Italic.

Вместе с тем, даже истинно наклонные начерта­ния чаще всего не являются просто наклоненными электронным способом вариантами их прямых эк­вивалентов (есть несколько исключений). Хотя фор­мы букв могут выглядеть идентично (исключая на­клон), наклонные знаки обычно проектируются так, чтобы обеспечить правильные пропорции букв.

И совсем неверно — создавать наклонное начер­тание простым наклоном прямых букв с помощью компьютерных программ, поскольку это неизбеж­но искажает их формы, хотя на первый взгляд это не всегда заметно. В качестве наклонного начерта­ния всегда лучше использовать, если возможно, спе­циально спроектированный шрифт.

Шрифт, верстка, дизайн

Презентабельная и оригинальная рекламная брошюра

Процесс рекламирования товаров и услуг сложный и творческий. От успешности рекламной кампании может зависеть очень многое. Как минимум судьба вложенных в нее финансовых средств. Именно поэтому среди широкого комплекса предложений, …

Дизайн дитячої кімнати

Кожна дитина повинна мати свій власний простір, облаштований відповідно до її уподобань та вікових потреб. Найперше, особиста кімната має бути безпечною та зручною. Створена в ній атмосфера малюку повинна подобатись, …

Растеризация PostScript-шрифтов

Принять решение о том, какие именно пикселы4" станут частью знака, достаточно сложно. PostScript - интерпретатор рассматривает всю страницу как сетку пикселов. Процесс, с помощью которого очер­тание знака накладывается на такую …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.