Уровни насыщенности
До эпохи фотонабора проектирование шрифта требовало гораздо больших усилий, чем сейчас, поскольку его нужно было выполнять для каждого кегля. В те дни было привычным иметь всего два начертания, различающихся по насыщенности: светлое (для текста) и полужирное (для выделения). Но когда в середине двадцатого века начался шрифтовой бум, старое определение насыщенности — светлое (light) — тоже оказалось под вопросом. По историческим причинам у некоторых шрифтов это слово вошло в их название, например, Bookman Light, что отнюдь не означает, что они светлее других шрифтов.
В настоящее время гораздо привычнее называть начертание (насыщенность) шрифта, спроектированного для набора текста, нормальным (regular), даже если оно не входит в официальное название шрифта. Другими определениями текстовых начертаний являются средний (medium) или книжный (book) — это варианты насыщенности текстового шрифта, фактически более или менее светлые.
У гарнитуры Helvetica, например, существует более широкий диапазон уровней насыщенности, включая сверхсветлое (Ultra Light), тонкое (Thin), светлое (Light), «нормальное» («regular») , полужирное (Bold), жирное (Heavy), очень жирное (Black) и сверхжирное (В1аск#2) начертания.
Хотя классическая надпись на Траянской колонне в Риме (Rome) вдохновляла сотни дизайнеров во все века, прямой шрифт (roman14, со строчной буквы г) назвали так просто потому, что именно в Риме15 в период первых подвижных шрифтов (конец пятнадцатого века) такой шрифт впервые появился. Его формы быстро развились и приобрели тот вид, который сегодня используется для набора текстов. У прямых шрифтов основные штрихи таких букв, как Тп /, перпендикулярны линии шрифта. Текст, который вы сейчас читаете, также набран прямым шрифтом.
Примерно в это же время в Венеции печатник Альдус Мануциус1'' (латинизированное имя от Альдо Мануцио), искал способы, как разместить на странице побольше текста и тем самым снизить стоимость изданий классических произведений17.
Он обратился к распространенному в то время типу письма, называвшегося cursiva humanistica, преимуществами которого было то, что он оказался привычным для читателей и более компактным, чем прямой шрифт. Эти шрифты, для краткости именуемые Aldinos у стали вскоре известны под более привычным для нас термином курсив™ (italics). Примерно 25 лет спустя, в 1525 году, итальянец Лудо - вико Арриги (Ludovico Arrighi) создал новый курсивный (italic) шрифт, основанный на рукописном шрифте, который он использовал, будучи писцом в ватиканской канцелярии — cancellaresca, — и этот канцелярский шрифт (chancery) стал образцом для большинства последующих курсивных шрифтов.
Любопытно, что эти первые курсивные шрифты использовали в качестве прописных прямые ан - тиквенные буквы и многие шрифты, основанные на этих курсивах, делали то же самое (рис. 3.21). Текст, набранный только прописными, в таких случаях выглядит так, как будто он набран полностью прямым шрифтом.
Со временем использование курсивных шрифтов в качестве текстовых уменьшилось, но их роль дополнения и контрапункта к прямым шрифтам сохранилась. В конечном счете стало нормой19, что прямой шрифт имеет дополнительным курсивное начертание, специально для этого спроектированное. Таким образом начертания различаются по наклону (постановке очка)20.
Novarese N ovarese
Garamond Garamond
РИС. 3.21. Первые курсивные шрифты, на которых основаны такие гарнитуры, как ITC Novarese, использовали в качестве прописных прямые анти - квеииые буквы. Правда, к середине шестнадцатого века прописные также получили наклон, как показано на примере гарнитуры Stempel Garamond
РИС. 3.22. Определения терминов курсивный и наклонный не всегда отчетливы. У гарнитуры Palatino есть классическое курсивное начертание, а начертание Bookman Italic правильнее назвать наклонным, его буквы — это просто наклонный вариант прямого начертания. Среди гротесков начертание Gill Sans Italic имеет некоторые черты курсивной антиквы, например, изменение формы в строчной букве а. Начертание Helvetica Italic является истинно наклонным
Не все гарнитуры имеют в своем составе истинный курсив21, а иногда только вариант наклоненного прямого. Такие шрифты и называют наклонными22 (oblique). Например, начертание Helvetica Italic на самом деле не курсивный, а наклонный шрифт. Некоторые шрифты, такие как Bookman Italic, по существу наклонны в своих основных формах. Примеры наклонных, полунаклонных и истинно курсивных шрифтов показаны на рис. 3.22.
В общем, курсивным дополнением к гротескному шрифту является наклонное начертание. Тем не менее, существует традиция некоторым буквам наклонного начертания придавать форму не такую, как у их прямых аналогов (обычная практика для анти - квенных шрифтов). В качестве примера можно указать на гарнитуру Gill Sans Italic.
Вместе с тем, даже истинно наклонные начертания чаще всего не являются просто наклоненными электронным способом вариантами их прямых эквивалентов (есть несколько исключений). Хотя формы букв могут выглядеть идентично (исключая наклон), наклонные знаки обычно проектируются так, чтобы обеспечить правильные пропорции букв.
И совсем неверно — создавать наклонное начертание простым наклоном прямых букв с помощью компьютерных программ, поскольку это неизбежно искажает их формы, хотя на первый взгляд это не всегда заметно. В качестве наклонного начертания всегда лучше использовать, если возможно, специально спроектированный шрифт.