Ролевая классификация шрифтов
Один из наиболее продуктивных способов классифицировать шрифты — определить их роли на странице (шрифты в определенных амплуа). С этой точки зрения шрифты обычно подразделяются на три группы: текстовые, или наборные (text), акцидентные, или выделительные (display), и декоративные (decorative) (рис. 3.24).
Текстовые шрифты проектируются для набора длинных полос текста в книгах и журналах. Главное внимание в дизайне таких шрифтов уделяется удобочитаемости13 (readability). В этом случае требования гораздо шире, чем простая разборчивость (legibility), то есть требуется обеспечить не только легкость, с которой глаз различает отдельные буквы,
Но и легкость, с которой воспринимаются целые слова и группы слов. Хороший текстовый шрифт способствует успешному чтению без усталости.
Акцидентные (display) шрифты проектируются для крупных кеглей, ими набираются заглавия (heading), титулы и более мелкие заголовки (headline). Для таких шрифтов важнее привлекать внимание, чем обеспечивать разборчивость, а более всего для них важна многофункциональность. Акцидентные шрифты должны быть очень общительными, но их напористость не должна быть чрезмерной, чтобы своей необычностью они не соперничали с текстовыми шрифтами, рядом с которыми выступают. Как правило, гротески считаются акцидентными, хотя их можно иногда видеть в текстовом наборе.
Декоративные шрифты — это острохарактерные актеры на типографической сцене. Они обычно используются в рекламе. Их роль состоит в захвате внимания ценой всего остального, включая часто и удобочитаемость26. И если новаторский текстовый шрифт — это редкая птица, то стаи новых декоративных шрифтов опускаются на публику ежегодно. Декоративные шрифты привлекают внимание прежде всего новизной, и только некоторые из них — другими качествами. Они быстро входят в моду и так же выходят из моды: большинство из них мгновенно становятся старомодными.