Размер все меняет
Положив в основу типографики относительные единицы, нашли правильный путь к тому, чтобы представлять, как меняется вид шрифта при изменении кегля. Однако два момента делают эту технику не очень надежной.
Во-первых, шрифт, пропорции которого оптимальны для чтения при обычном кегле (примерно в 11 пунктов), становится мало разборчивым, если его сильно уменьшить.
Во-вторых, когда кегль шрифта увеличивается, то кажется, что пробелы увеличиваются быстрее знаков, а это создает впечатление очень разреженного набора (рис. 3.15). Последняя особенность — одна из причин сложности набора шрифта. Ей уделяется пох
РИС. 3.13. Для того чтобы буквы с округлыми элементами казались выровненными по линии шрифта и средней линии, они должны выходить за их пределы, как показано на рисунке. Также надо поступать с буквами, у которых острые окончания, например, с буквами А или V
РИС. 3.14. Рост строчной буквы о таков, что она расположена точно на линии шрифта и достигает средней линии. В результате кажется, что буква чуть-чуть приподнята по отношению к своим соседям и выглядит чуть мельче, чем нужно
Looser
Looser
Looser
Looser
Looser
РИС. 3.15. Пробелы, например апроши, всегда зрительно увеличиваются быстрее, чем сами буквы. В данном случае самая крупная надпись кажется набранной более разреженно, чем самая мелкая, хотя это является оптическим обманом. Апроши в тексте с более крупным кеглем всегда нуждаются в уменьшении для компенсации этой иллюзии много внимания в последующих главах, особенно в гл. 10, рассказывающей о выключке и переносе, и в гл. 17, которая посвящена трекингу и кернингу.
Для ответа на вопрос о том, как все-таки форма знаков изменяется в зависимости от кегля, следует обратиться к шрифтовому файлу.
Как указывалось в гл. 7, каждый кегль металлического шрифта нужно было гравировать специально. Художникам шрифта было привычным делом так изловчиться при разработке рисунка шрифта, чтобы достичь оптимальной разборчивости для каждого кегля в отдельности.
Для более мелких кеглей это означает увеличение роста строчных букв, что делает строчные буквы более отчетливыми. Кроме того, мелкий шрифт получает более широкие штрихи, что увеличивает его насыщенность. Это придает знакам мелкого шрифта не только большую разборчивость, но также обеспечивает лучшее «цветовое» соответствие со знаками более крупного шрифта, который применяется совместно с ним. В результате эта дополнительная масса мелкого шрифта не разрушает гармонию графического облика страницы. Наконец, мелкие буквы делают чуть-чуть шире, и не для того, чтобы увеличить толщину штрихов, а чтобы увеличить их внутренний пробел, который называется внутрибуквенным просветом10 (counter), и тем самым сделать расстояние между штрихами более заметным. С практической точки зрения это огрубление черт способствует лучшей печати, и относительная открытость знаков не позволяет краске заливать тонкие пробелы (рис. 3.16).
FOR SALE One slightly used Monotype casting machine in Impeccable working order, Including matrices and a lifetime supply of paper tape. Manuals in mint condition, hardly used. For details and pricing, call 1-201-555-6278.
РИС. 3.16 (уменьшенный масштаб). Рисунок шрифта традиционно зависел от кегля. В этом характерном примере гарнитура Times New Roman, созданная для текстового набора, контрастирует с гарнитурой Times New Roman Small, предназначенной для газетных строчных объявлений. Увеличенные ширины, насыщенность штрихов и рост строчных букв улучшают удобочитаемость в мелких кеглях. Оба шрифта (левая и правая колонки соответственно) можно сравнить на примере объявления (набранного кеглем 6)
С изобретением фотонабора число используемых мастер-образцов (master designs) шрифта радикально сократилось. К середине 1970-х годов только самые популярные гарнитуры имели их более двух: один, обычно кегля 12, использовался для набора текста, а также и для более мелкого шрифта и для заголовков, титулов и пр. И другой, обычно на иной наборной системе, применялся для обложек, крупных газетных шапок, афиш и т. п.
Первые цифровые шрифты вообще исключали крупные шрифты, и подавляющее большинство шрифтов, используемых сегодня в компьютерных наборных системах, генерируются из одного мастер - образца. За исключением некоторых так называемых титульных шрифтов (titling faces), специально спроектированных для крупных кеглей, все остальные основаны на мастер-образце кегля 12.
TOC o "1-3" h z G G
ширин ^ (width
G G G G G |
Насыщенность (weight) |
РИС. 3.17. Семейство шрифтов Multiple Master фирмы Adobe включает в себя несколько «осей» дизайна, для крайних точек которых созданы уникальные мастер-образцы. На рисунке представлена гарнитура Myriad, которая имеет две оси: ширина и насыщенность. С помощью интерполирования четырех исходных мастер-образцов, расположенных в крайних углах сетки, можно получить бесконечное число вариантов шрифта. Другими осями в формате Multiple Master могут служить постановка (прямой или наклонный шрифт) и характер засечек (отсутствие засечек или их наличие)