Разборчивость и удобочитаемость
Большинство читателей не замечают ни шрифта, ни букв. Зато видят слова. И не наслаждаются красотой композиции, а просто читают. И ничего более. Исследования показали, что жующий жвачку
Читает медленнее остальных потому, что скорость чтения определяется скоростью жевания. Шрифт служит своеобразным метрономом для читателей (если, конечно, они в это время уже перестали жевать), ускоряя или тормозя процесс чтения уже тем, как он представлен на странице. Неудачная верстка препятствует чтению так же, как и скверный почерк.
Разборчивость (legibility) и удобочитаемость1 (readability) — термины, которые обычно используются в мире шрифта. Разборчивость определяет возможность для читателя легко распознавать отдельные буквы и слова, из них сложенные. (Мы никогда не читаем, распознавая букву за буквой, но воспринимаем сразу все слово или фразу целиком.) Удобочитаемость определяет легкость и комфорт, с которыми текст воспринимается и понимается. Текст, обладающий хорошей удобочитаемостью, должен быть и разборчивым, но одна разборчивость не делает текст более удобочитаемым. Когда шрифт легко воспринимается, то книгу охотно и долго листают, а плохо набранный текст изнуряет и отвращает от себя читателя.
Для разборчивости и удобочитаемости имеют большое значение элементы дизайна (формат печатной страницы, кегль шрифта и ширина полосы). Иногда мы открываем книгу и обнаруживаем огромные серые блоки из маленьких, плотно сбитых букв — и думаем: «Нет, это мне не прочесть». Трудно сказать, виновны в этом плохая разборчивость или недостаточная удобочитаемость. Для изданий в бумажных обложках, дублирующих книги в твердых переплетах, такие проблемы не редкость, поскольку скупые издатели просто фотографически уменьшают содержимое страниц большего размера и переносят его на страницы меньшего формата.
В конечном счете, самый плохой наборный шрифт2 не может быть трудным или вообще непригодным для чтения; все дело в небрежных наборе и верстке.