Подзаголовки
С точки зрения типографики у подзаголовков — две роли: визуально разбивать непрерывный текст и указывать на относительную важность текстовых фрагментов, которые они предваряют. Обычно в любых работах достаточно трех уровней подзаголовков. Если уровней больше, читателю трудно удерживать в памяти такую структуру.
И хотя способы выделения уровней в иерархии разделов меняются от документа к документу, их относительное различие должно быть четко выражено в стилях подзаголовков.
В документе с несколькими значительными и отчетливыми разделами (скажем, «Симптомы» и «Лечение»), подзаголовки уровня А могут иметь вид заголовка главы или всего документа. Например, их можно набрать прописными (или капителью) и выровнять по центру и, возможно, использовать крупный кегль, хотя для такого заголовка, может быть, последний элемент несколько избыточен (рис. 14.4). В документе со множеством разделов уровня А различие между фрагментами текста, которые они от-
Деляют, становится менее очевидным, поэтому сами подзаголовки могут очень напоминать оформление текста как кеглем, так и другими типографическим характеристиками. Короче, они более похожи на подзаголовки уровня В, которые могут использоваться с более яркими заголовками уровня А.
Говоря типографически, различие между заголовками разного уровня необязательно должно быть резким, достаточно самоочевидности. И не существует формулы, которая диктовала бы, насколько крупнее должен быть заголовок уровня А по отношению к заголовку уровня В или заголовок уровня В — к заголовку уровня С. Для визуального отличия заголовки часто набирают контрастными шрифтами, как правило, гротесками, поскольку они изначально создавались для выделения текста. Если в заголовках используется наборный шрифт, то обычно обращаются к насыщенным начертаниям.
We the people of the United States, in order to form a more perfect union, establish justice, insure domestic tranquility, provide for the common defense, promote the general welfare, and secure the blessings of liberty to ourselves and our posterity, do ordain and establish this Constitution for the United States of America.
ARTICLE I
Section 1. All legislative powers herein granted shall be vested in a Congress of the United States, which shall consist of a Senate and House of Representatives.
Section 2. The House of Representatives shall be composed of members chosen every second year by the people of the several states, and the electors in each state shall have the qualifications requisite for electors of the most numerous branch of the state Legislature.
РИС. 14.4. Образец серьезного документа сдержанного стиля (текст конституции). Подраздел уровня А представляет основное деление текста. Подразделы уровня В очень скромны и набраны в подбор (run in). Весь текст, исключая преамбулу, набран одним и тем же шрифтом и кеглем
РИС. 14.5. Заголовки в подбор — это самые скромные заголовки, которые можно создать. Они прекрасно подходят для отдельных абзацев и очень напоминают список. На рисунке заголовки в подбор типографически идентичны предшествующему заголовку, который расположен на самостоятельной строке. После заголовков в подбор следуют пробелы в одну кегельную else thinks the pages are finished, they should be printed and sent to the proofreader. Only when the proofreader has given his or her o. k. can those pages be considered truly finished.
Reading the Text
As you read the text, create a style guide to assure that stylistic aspects of the text are consistent. For instance, if the text starts out calling a person Dr. Ramos, he shouldn't become Mr. Ramos a few paragraphs later. Likewise, if unusual words are put in italics in one part of the text, they shouldn't appear in quotation marks later on.
As you read the text from beginning to end, looking for text errors, also check the following:
Typefaces Are they used consistently and properly? Keep a log of how italics, bold and bold italics are used and make sure they're used when required and as required. Proper Spacing Look out for bad kerning and awkward spacing. For instance, the last letter of an italic passage of text may collide with closing parentheses or quotation marks set in ro - man. Even roman ascending characters can collide with parentheses if they're spaced too closely.
Logical Sense Read everything, including drop caps, for logical sense. It's easy to end up with a drop cap followed by a redundant first letter of the word it belongs to. Likewise, make sure that subheads and running heads make sense in the context of the surrounding text.
А выразительность заголовков обычной насыщенности зависит от кегля: они должны быть крупнее полужирных.
Иногда простого изменения насыщенности или кегля недостаточно, чтобы отличить один уровень от другого. Если по разным причинам различия в кеглях недостаточно, то надо прибегать к другим способам. Например, заголовки уровня С нередко набираются в подбор2 (run in), т. е. не имеют собственной строки. И такой заголовок окажется типографически подчиненным внешне идентичному заголов - ку уровня В, занимающему свою собственную строку (рис. 14.5). Заголовки в подбор обычно имеют тот же кегль, что и основной текст, но для контраста
Набираются полужирным или курсивным начертанием.