Площадки для литер и пробелы
В компьютерной системе набора текста каждая буква или знак располагается в прямоугольнике, размеры которого аналогичны поверхности старинных металлических литер (рис. 1.3). Как и во времена Гутенберга, такая площадка (bounding box) определяет пространство, которое каждая буква занимает на печатной странице. Пробел между изображением знака и боковыми границами площадки, который называется полуапрошеліП) {side bearing), определяет, насколько далеко очко11 этого знака расположено от очка следующего знака. Подобным же
РИС. 1.3. В программе (редакторе шрифта) очертания знаков отображаются в отдельных прямоугольниках. Точки на контуре указывают места соединения отрезков прямых или криволинейных сегментов
Образом верхние и нижние границы площадки определяют, где разместятся строки выше и ниже текущей[5] .
Наибольшее различие между металлическим и цифровым шрифтами касается именно площадки, которая в последнем случае, будучи виртуальной, а не физической, как у металлической литеры, позволяет обращаться с ней произвольно, например, цифровые площадки допускают взаимное перекрытие (рис. 1.4). Наборщики цифровой эпохи могут размещать любой знак, как им вздумается, то есть совершенно свободно. Гораздо легче, чем обрубать крошечные металлические литеры, изменять форму знаков и величину пробелов между соседними символами в цифровых шрифтах.
Как и в ручном наборе, в цифровом шрифте следует обращать особое внимание на пробелы внутри строки и между строками, например, отступы абзаца (paragraph indents) паи отбивку[6] (extra space) между заголовком и основным текстом. Хотя эти области на печатной странице кажутся пустым местом[7] , важно представлять их в качестве знаков пробела, а не просто незанятым пространством или пустотой (voids).
Если и существует в наборе общеизвестная истина, то она гласит, что на странице не бывает пустот, а только пробелы (spaces) между печатными элементами. И вообще смысл набора шрифта состоит в регулировании величины пробелов для того, чтобы обеспечивать баланс и ритм1' черного и белого. В этом ключ к графически гармоничной странице, т. е. странице с выдержанным «цветом» набора (type color), а также верный путь к печати текста, который легко и приятно читать.