Основы применения шрифта
Исследования удобочитаемости пользуются недоброй славой, поскольку приходят к туманным и противоречивым выводам. Даже общепринятые
Щг legibility of type*, it йеетй, їй largely a matter of babit & recent йШЬр тЬісаІей tftat blacfeletter tppefaceg йигі) ай Cloister placfe are juat ай legible anb еайіір reabable ай roman tppей to ерей tfjat are ассийІотеЬ to tfjem-
РИС. 5.1. Хотя распространено мнение, что фрактуру, или готический шрифт, тяжелее читать, чем антиквенный шрифт, современные исследования опровергают это. Удобочитаемость в значительной степени зависит от привычки читателя мнения вызывают недоверие. Например, длительное время считалось истинным, что шрифты с засечками читать легче, чем без засечек. Разумеется, исследования никак это не подтверждают. Точно так же прямые шрифты долго считались более удобочитаемыми, чем курсивные. В одном исследовании даже утверждалось, что их удобочитаемость лучше на 5%.
Но последующее изучение разрушило эти стереотипы. В частности, сравнивались скорости чтения текстов, набранных прямыми шрифтами и фрактурой (Fraktur), или готическим шрифтом (black-letter), популярным в Германии вплоть до второй мировой войны (рис. 5.1). Все считают, что причина более медленного чтения фрактуры состоит в том, что штрихи во фрактурных шрифтах очень похожи и так близко расположены друг к другу, что читателю требуется довольно много времени для распознавания буквы. Заблуждение. Исследования выявили, что скорость чтения людей, привыкших к чтению фрактур, не отличалась от скорости чтения у тех, кому более привычно читать текст, набранный прямой антиквой.
Если исключить плохой дизайн и плохую верстку, то несомненно, что наиболее удобочитаемыми шрифтами являются те, которые привычнее1.
(Конечно, это заключение касается только наборных, а не акцидентных или декоративных шрифтов. Ясно, что преувеличенные элементы и искаженные пропорции двух последних классов шрифтов затрудняют чтение, независимо от того, насколько вы к ним привыкли.)
Результаты исследований не означают, тем не менее, что стереотипные представления о плохой удобочитаемости гротескных и курсивных шрифтов
Неверны. Массовый дизайн и типографическая практика делают этот вывод истинным, используя и для книг, и для журналов, и для газет исключительно прямые шрифты с засечками. И привыкая, читатели лучше воспринимают их.
Для сплошного текста обычно применяют старинную и переходную антиквы: шрифты с засечками и с уменьшенной контрастностью между тонкими и толстыми штрихами. Новой антиквой обширный материал, предназначенный для чтения, как правило, не набирают.