Два вида компьютерных шрифтов
Цифровые устройства (мониторы, настольные принтеры и фотонаборные автоматы) создают изображения с помощью точек1. Простейший способ представления шрифта для любого из этих устройств — составить рисунок каждой буквы в виде массива точек, собрать и сохранить эти рисунки как шрифтовой файл (font). А выводному устройству для отображения шрифта остается только копировать эти точки в соответствующее положение на экране или странице2. Когда эта технология начала применяться, каждой точке изображения соответствовал один бит компьютерной информации, как простейший выбор между «да» и «нет»: есть точка или нет точки. Любые изображения из таких предварительно нарисованных массивов точек были названы битовыми карталш (bitmaps), а шрифты, использующие
РИС. 4.1. В растровом шрифтовом файле каждая точка рисунка буквы соответствует одному пикселу выводного устройства. При увеличении разрешения устройства точки растрового шрифта становятся все мельче и мельче, соответственно с этим уменьшается и буква. На рисунке буква слева растеризована для экрана. Если такая битовая карта печатается на настольном принтере, то размер буквы уменьшается (в центре). При разрешении фотонаборного автомата буква уменьшается еще сильнее (справа) этот способ отображения, — битовыми, пая растровыми (bitmapped).
В основе битовых карт лежит простой и разумный принцип3, но чем больше точек содержит битовая карта, тем больше для нее требуется компьютерных ресурсов. Когда увеличивается разрешение устройства или размер буквы, число точек возрастает в геометрической прогрессии. Удвоение размера знака увеличивает количество точек вчетверо. Кроме этого, для каждого кегля шрифта требуется отдельная битовая карта (и отдельный шрифтовой файл). Битовые карты, созданные для одного разрешения, окажутся слишком мелкими, когда станут отображаться на устройстве с более высоким разрешением, поскольку в этом случае реальный размер точек меньше (рис. 4.1). Таким образом, для отображения какого-либо шрифта одного и того же диапазона кеглей на экране монитора, на лазерном принтере и на фотонаборном автомате может потребоваться не одна сотня растровых шрифтовых файлов.
R |
Решение этой проблемы нашли в ином принципе4: описании шрифтовых знаков как совокупности контуров. Контурные шрифты (outline fonts) хранят рисунки знаков в виде контуров, математически представляемых совокупностью отрезков прямых и криволинейных сегментов. Отрезки прямых линий зачастую называют векторалш (vectors), поэтому шрифты, их использующие, получили название векторных шрифтов (vector fonts).
Такие контуры можно масштабировать без искажения формы и пропорций знаков. Затем контуры заполняются цветовыми точками15, создаваемыми устройством, с помощью которого происходит отображение шрифта с разрешением: около 100 dpi (dots per inch — точек на дюйм) на экране монитора, от 300 до 600 dpi на настольных принтерах и значительно выше 1 000 dpi на фотонаборных автоматах.
Хотя сейчас контурные шрифты используются как для отображения текста на экране монитора, так и для печати, все же растровые шрифты продолжают применяться, но исключительно для вывода на экран. Это связано с тем, что при мелких кеглях, когда каждому знаку достается всего несколько точек экрана — пикселов (pixels) — более разумное распределение пикселов6 (и более удобочитаемый шрифт) чаще получается при создании знаков вручную, а не программным преобразованием векторного контура в битовую карту (растеризацией). Если у контурного шрифта имеется растровый вариант, то для экрана предпочтительнее использовать именно его, поскольку он оказывается более удобочитаемым, чем растеризованный вариант контурного шрифта.