ШИНЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА
ШИНЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА
В названии монографии отражены основные объекты, которым посвящен данный труд. Это каучуки и шины, получаемые из них. В настоящее время более 50 % по массе выпускаемых в России каучуков идут в шинную промышленность, являясь основным материалом, из которого изготавливаются шины. По этой причине вполне логичным представляется подробное рассмотрение современного состояния и перспектив производства "шинных" каучуков. Авторы монографии постарались дать подробную картину этого вопроса не только в нашей стране, но и за рубежом. При этом особый акцент делался на перспективных марках каучуков, которые помогут выпускать шины с высокими техническими и экономическими показателями.
Каучуки являются главным, но не единственным материалом, из которого изготовляются шины. Сама шина представляет собой композиционное изделие, включающее многие другие материалы: ингредиенты резиновых смесей, корда текстильные и металлические, проволоку и т. д. Не рассмотреть эти материалы, говоря о вопросах качества шин, было бы неправильным. Поэтому авторы сочли необходимым включить эти вопросы в содержание монографии.
Современное производство шин в России характеризуется большим количеством проблем, требующих быстрейшего решения. Эти проблемы могут быть разделены на четыре большие группы. Первая, и наиболее многочисленная группа, может быть названа технологической. К ней могут быть отнесены все вопросы связанные с конструированием шин и технологией их производства. Вторая группа включает вопросы, связанные с безопасным производством шин, сохранением экологической чистоты окружающей среды. Третья группа проблем тесно связана с первой и второй и логично вытекает из них, так как определяет экономические показатели производства.
Много проблем в шинном производстве могут быть названы "сырьевыми". Так как шинное производство характеризуется чрезвычайно широким ассортиментом сырья, то неизбежно все вышеперечисленные группы вопросов, самым тесным образом связаны с этой последней, «сырьевой» группой.
Написание данной монографии давно назрело. Причин этому несколько. Первая причина обусловлена тем, что в отечественной научной литературе не было ни одного труда, в котором бы авторы попытались дать всестороннюю оценку состояния шинного производства, а главное, указали бы наиболее эффективные пути решения назревших в нем проблем. Ранее, и уже давно вышедшие в печати монографии A. C. Кузьминского с соавторами [1], Б. А. Догадкина и других [2] и некоторые другие [3,4] были посвящены не столько вопросам практического производства, сколько рассмотрению теоретических основ его, например, вопросам химии вулканизации. "Общая технология резины" Ф. Ф. Кошелева и других [5] более глубоко осветила производственные вопросы, но к настоящему времени эта монография во многом устарела. Интересна монография Е. Г. Вос - трокнутова и др. [6], но, к сожалению, данный труд посвящен только вопросам изготовления резиновых смесей. Много книг посвящено оборудованию шинного производства [7,8], причем рассмотрение носит в основном учебный характер. Сравнительно недавно вышла книга "Технология резиновых изделий" [9], предназначенная для студентов, специализирующихся в области химии и технологии эластомеров. Авторы, преподаватели ВУЗов, не старались дать в этом труде глубокий анализ проблем шинного производства, а стремились лаконично изложить технологию разных производств резиновой промышленности, в том чисЛе и технологию изготовления шин.
Вторая причина, которая побудила нас написать данную монографию, заключается в следующем. Дело в том, что сложившаяся к настоящему времени ситуация на шинных заводах и заводах СК России требует не просто нововведений в отдельные стороны данного нефтехимического производства, а целого комплекса мер, резко повышающих конкурентноспособность отечественных каучуков и шин, причем эти меры должны касаться буквально всех аспектов производства: от разработки новых конструкций шин и внедрения новых марок каучуков до введения комплексной системы достижения высокого качества выпускаемой продукции. Неслучайно, что многие результаты, приведенные в данной монографии базируются на материалах отраслевых институтов, в том числе и проекта АП ’’Шина", разработанного ведущими специалистами научно-исследовательского института шинной промышленности (НИИШП) и ОАО "Ниж - некамскшина" [10,11]. Кроме того, авторы монографии много лет и до сих пор участвуют в процессе научно-технического перевооружения флагманов отечественной нефтехимической промышленности: акционерного общества "Нижнекамскшина", который выпускает более 40% всех российских шин, и АО "Нижнекамскнефтехим” - ведущего производителя изопренового каучука. Наиболее важные результаты этой работы, полезные для внедрения на других заводах, приведены в данном труде.
Авторы сочли нужным включить ряд результатов работ других ученых, которые являются весьма перспективными для их практического использования.
Авторы постарались осуществить комплексный подход к рассмотрению накопленных проблем. По этой причине в монографии дополнительно рассмотрены вопросы экологии и экономики производства.
Монография предназначена прежде всего для шинников и технологов СК - специалистов, способных внедрить многие приведенные результаты. Помимо этого книга окажется полезной для преподавателей и студентов специальностей "Технология переработки эластомеров", "Химическая технология синтетического каучука", особенно в части дипломного проектирования.
Авторы с благодарностью воспримут все пожелания и замечания с целью их учета при возможном переиздании монографии.
Авторы благодарят заместителей директора НИИШПа д. т.н. Басса Ю. П. и д. т.н. Гришина Б. С. за просмотр рукописи и внесение полезных замечаний при написании окончательного варианта данного труда.
При написании данной монографии Ильясов P. C. и Дорож - кин В. П. внесли наибольший вклад в главы 2 и 3, посвященные сырью и материалам шинного производства. Основное содержание глав 4, 5, 6 и 7 было определено Дорожкиным В. П., Власовым Г. Я. и Ильясовым P. C. В написании главы 8 и разделов, посвященных и связаных с вопросами экологии при производстве шин, участвовали Власов Г. Я. и Мухутдинов A. A.