ШИНЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА

Металлические армирующие материалы

Для металлокордов существуют те же проблемы, что и для текстильных. Современные представления о механизме адге­зии резины к металлу и поиск новых промоторов рассмотрены в разделе 2.7 раньше. Здесь же основное внимание будет уделе­но проблеме влияния качества и строения металлокор да на ад­гезионные характеристики обрезиненного корда.

Одной из важнейших характеристик металлокорда, влияю­щих на свойства обрезиненного металлокордного полотна, явля­ется его конструктивная характеристика. В качестве примера вли­яния конструкции можно привести импортный металлокорд 5Л25, чья неудачная пятипроволочная конструкция с центральным по-

311

Лым каналом не обеспечивает проникновения резины внутрь кор­да. Это способствует низкой исходной прочности связи с резиной (таблица 3.9) и развитию коррозионных процессов (таблица 3.10).

Таблица 3.9 Адгезионные характеристики металлокорда отечественного и импортного производства

Марка корда

Поставщик

Прочность связи с резиной 2НК1155 по Н-методу, Н

Минимальная

Максимальная

Средняя

9Л15/27

Италия

314

436

368

9Л15/27

Бельгия

290

366

327

9Л15/27

Франция

295

377

352

9Л15/27

Орел

251

268

259

9Л15/27

Магнитогорск

253

276

268

28Л18

Магнитогорск

354

407

363

28Л18

Бельгия

368

422

389

28Л18

Италия

381

446

414

28Л18

Франция

351

357

354

5Л25

Италия

227

367

289

5Л25

Бельгия

229

372

290

Таблица 3.10

Влияние температуры и влажности на адгезионные свойства металлокорда разных марок, Н-метод, Н

Влаж­

Ность,

%

Время

Хране­

Ния,

Сутки

23° С

35° С

22Л15

9Л15/

27

Бель­

Гия

9Л15/

27

Орел

22Л15

9Л15/

27

Бель­

Гия

9Л15/

27

Орел

5Л25

Ита­

Лия

5Л25

Бель­

Гия

28Л18

Бель­

Гия

28Л18

Маг­

Нито­

Горск

0

280

341

318

280

341

318

312

280

437

394

АП

1

273

310

296

273

320

306

278

243

452

392

3

257

305

263

262

307

263

205

198

480

384

7

266

309

264

266

321

272

184

178

475

354

1

256

262

265

271

324

288

249

223

398

382

60

3

236

292

254

265

331

152

152

162

376

364

7

245

339

264

234

256

148

148

152

358

325

1

260

322

260

242

293

205

205

214

376

316

90

3

247

277

225

250

288

134

134

163

352

298

7

238

261

218

234

256

125

125

138

346

275

Конструкция металлокор да определяет площадь физичес­кого контакта металла с резиной и возможность переноса вла­ги и других агрессивных агентов вдоль нити. К настоящему вре­мени для легковых шин разработана "специальная" конструк­ция металлокор да 2+2, а также "простые" конструкции 1x2,1x3, 2+7, которые обеспечивают более полное затекание резины в межфиламентное пространство, и тем самым ликвидируется наличие канала внутри нити, свойственное конструкциям 1x5 и 1x4. Данные конструкции металлокор да имеют хорошее уд­линение и прочность, особенно если они изготовлены из высо­косортной стали (НТ).

Анализ таблиц 3.9 и 3.10 показывает неперспективность использования корда 5Л25. По другим маркам можно отметить лучшие показатели импортных кордов, имеющих одинаковые конструкции с отечественными кордами. Действительно, поте­ря прочности связи у отечественных металлокордов 9Л15/27 и 28Л18, находящихся в экстремальных условиях (влажность 90 %, температура 35° С), составляет около 20 % и наступает уже через сутки, тогда как у аналогичных импортных металлокор - дов подобное падение прочности связи наступает только после семи суток. Поведение металлокорда 22Л15 приближается к им­портному. Приведенные данные свидетельствуют, что отече­ственные металлокорды 9Л15/27 и 28Л18 необходимо хранить при температурах не более 20° С и влажности, не превышаю­щей 40 %.

Отечественные обрезиненные металлокорда, как правило, имеют худшую стойкость к старению. В таблице 3.11 приведе­ны данные по паровоздушному старению, а в таблице 3.12 - в соле-паровоздушной среде.

Потеря прочности связи у отечественных металлокордов 9Л15/27 и 28Л18 при обоих видах старения минимум в 1,6 раза больше, чем у импортных металлокордов соответствующих марок. Данные таблицы 3.12 показывают, что резиновая смесь

Таблица 3.11 Старение резинометаллокордных образцов в паровоздушной среде

Марка корда

Поставщик

Корда

Время старения, ч

Прочность связи с контрольной резиной, Н

Потеря прочности связи, %

Коэффи­

Циент

Старения

0

284

13

177

0,62

9Л15/27

Орел

26

195

0,69

39

139

0,49

52

132

53,5

0,46

0

342

13

315

0,91

9Л15/27

Бельгия

26

281

0,82

39

252

0,74

52

225

34,4

0,66

0

350

13

310

0,88

28Л18

Магнитогорск

26

267

0,86

39

200

0,57

52

197

43,7

0,56

0

362

13

371

1,06

28Л18

Бельгия

26

311

0,86

39

287

0,79

52

262

27,6

0,72

Таблица 3.12 Старение резинометаллокордных образцов в соле-паровоздушной среде

Время старе­ния, ч

2НК 401-029

2Э1155

Марка

Корда

Постав­

Щик

Проч­ность связи, Н

Коэффи­

Циент

Старения

Потеря проч­ности связи, %

Проч­ность связи, Н

Коэффи­

Циент

Старения

Потеря проч­ности связи, %

9Л15/27

Орел

0

6

376

305

0,81

18,9

269

219

0,81

18,7

9Л15/27

Бельгия

0

6

386

433

1,12

0

298

277

0,92

7,7

28Л18

Магни­

Тогорск

0

6

382

391

0,79

21,2

368

306

0,83

16,8

28Л18

Бельгия

0

6

437

489

1,12

0

378

389

1,03

0

І

2НК 401-029, содержащая нафтенат кобальта, обеспечивает бо­лее высокую исходную прочность связи и, в целом, лучшую стой­кость к старению, чем резиновая смесь 2э1155, не имеющая про­мотора адгезии.

На объединении ОАО "Нижнекамскшина" была проведена большая работа по выяснению причин худших показателей оте­чественных металлокордов по сравнению с импортными. Оцен­ка качества латунного покрытия осуществлялась на микроско­пе МБИ. Рассмотрение фотографии отечественного металло­кор да 9Л15/27 обнаруживает некачественное покрытие в виде полос и пятен с нарушением сплошности и следов волочения.

В то же время у импортного корда четко видна целостность и сплошность латунного покрытия, что говорит о более качествен­ном процессе его осаждения и термодиффузионной обработки.

В таблице 3.13 представлены некоторые характеристики латунного покрытия металлокорда 9Л15/27 различных постав­щиков, полученные статистической обработкой большого чис­ла испытаний.

Таблица 3.13

Данные изучения латунного покрытия металлокорда 9Л15/27

Марка корда

Поставщик

Корда

Содержание меди в покрытии, %

Содержание масла на поверхности покрытия, %

Содержание латуни на поверхности м/корда, г/кг

Мин. - 59

9Л15/27

Волгоград

Макс. - 65 сред. - 63 мин. - 55

0,24

10,6

9Л15/27

Орел

Макс. - 65 сред.- 63 мин. - 64,5

0,3

5,4

9Л15/27

Бельгия

Макс. - 66 сред.- 65 мин. - 64

0,06

6,22

9Л15/27

Италия

Макс. - 68,9 сред.- 66

0,08

4,0

Изучение полученных данных показывает на большой разброс показателей отечественных металлокордов по содер­жанию меди в латунном покрытии и более чем двухкратное завышение содержания масла на их поверхности. Отечествен­ная метизная промышленность, в целом, затрачивает боль­ше латуни на покрытие металлокорда, но это не компенсиру­ет плохое качество покрытия. Более того, несмотря на бли­зость химических составов отечественного и итальянских об­разцов исходной стальной проволоки, металлографический анализ отечественной катанки обнаружил у нее наличие мик­ротрещин и высокий уровень твердых неметаллических включений [357].

Отечественный металлокорд, без исключения какой - либо марки, уступает импортному по характеристике "пря­молинейность". Это снижает точность его размещения в об- резиненном полотне, а следовательно, и равномерность рас­пределения нагрузок в покрышке. Необходимо отметить, что показатель "нераскручиваемость" вообще нехарактерен для корда зарубежного производства, тогда как у отечественно­го корда это имеет место. По нашим данным снижение проч­ности связи между резиной и металлокордом за счет рас - кручиваемости может достигнуть 40 %. По остаточному кручению показатель всех кордов примерно одинаков, но при переработке металлокорда 9Л15/27 и 22Л15 Орловско­го сталепрокатного завода имелись случаи деформации об - резиненного корда после раскроя его на полосы для заго­товки брекерных браслетов. При применении импортного металлокорда подобной деформации раскроенных полос не наблюдалось.

При переработке отечественного металлокорда были об­наружены следующие недостатки: слабая и неравномерная намотка на шпули; осыпание латунного покрытия; неудов­летворительное качество сварки нитей и заделки концов про­волочек в нить; длина нитей металлокорда в шпулях имеет большой разброс; отсутствует латунное покрытие в местах сварки нитей. Кроме того, наблюдалось частое обрывание нитей, вызывающее остановку каландра, и неравномерное торможение шпули, приводящее к неравномерному распо­ложению нитей в обрезиненном металлокордном полотне. Указанные явления на импортном металлокорде не отмеча­лись.

Перечисленные недостатки отечественных кордов влияют на качество получаемых шин. В частности, прочность связи в слоях покрышек, собранных с отечественным металлокордом, в среднем на 20 % ниже, чем прочность связи в слоях покры­шек с импортным металлокордом (таблица 3.14).

Таблица 3.14

Прочность связи в слоях брекера автопокрышек 260-508Р мод. ИН-142Б

Марка корда поставщика

Прочность связи в слоях брекера, Н/см

1-2

2-3

3-4

9Л15/27

Италия

139

214

142

Бельгия

172

171

172

Бельгия

168

168

148

Бельгия

156

155

146

ФРГ

148

156

152

Франция

142

175

160

9Л15/27

Орел

123

140

123

Орел

125

121

120

Орел

129

129

122

Орел

133

122

120

Орел

128

127

123

Орел

132

136

125

Естественно, что пониженная прочность связи в слоях покрышки не могла не отразиться на показателе стендовой ходимости. Средняя ходимость шин 260-508Р мод. ИН-142Б с брекером из металлокорда бельгийского производства со­ставила 3350 км, а в случае использования металлокорда орловского производства только 335 км. Таким образом, опыт длительного использования на объединении ОАО "Нижнекамскшина" металлокордов российского и зарубеж­ного производства позволяет нам сделать следующие реко­мендации отечественной метизной промышленности, вы­полнение которых позволит шинникам резко улучшить ка­чество выпускаемых шин: улучшить структуру катанки за счет исключения микротрещин и твердых неметаллических включений; улучшить качество латунного покрытия за счет стабильности толщины и химсостава, сплошности латунно­го покрытия, снижения содержания на поверхности смаз­ки; снять остаточное кручение корда; уменьшить разброс мет­ража на катушках; исключить наличие нелатунированных участков; улучшить качество упаковки металлокорда и сде­лать ее одноразовой; для комплексной оценки металлокор­да разработать и внести в его характеристику такие показа­тели, как "усталостная прочность при изгибе", "коррозион­ная стойкость металлокорда", "сплошность латунного покры­тия"; для облегчения проникновения резиновой смеси между стренгами стального каната увеличить шаг свивки метал­локорда на 15-20 %.

За рубежом улучшение качества металлокорда для шин­ной промышленности ведется в нескольких направлениях. Первое направление связано с улучшением качества метал­лических волокон (проволок). В результате интенсивных ис­следований и усовершенствований на каждой стадии изго­товления были получены металлические волокна с очень вы­
сокими прочностными свойствами до 3900 Н/мм2 для воло­кон толщиной 0,2 мм (рис. 33) в сочетании с определенным уровнем усталостных свойств, составляющих 1/3 от прочно­сти волокна [358].

0 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 4500

подпись: 
0 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 4500
В Стандартная прочность

□ Высокая прочность (НТ)

Ш Очень высокая прочность (БИТ)

■ Сверхвысокая прочность (11НТ)

Рисунок 33. Прочностные свойства металлокор да

Предполагается, что имеются еще резервы для последую­щего повышения прочности.

Второе направление - это поиск оптимальной конструкции корда. Много в этом направлении сделали фирмы "Пирелли" и "Бекарт". Основные работы этого направления направлены на упрощение конструкции металлокорда, изготовление корда в ходе одной операции, на уменьшение числа филаментов и по возможности увеличение их толщины.

В области упрощенных конструкций потребитель метал­локорда хорошо принял конструкции корда 2x0,30 НТ и 3x0,30 НТ фирмы "Бекарт” для использования его в брекере. Эти кор­да постепенно заменили более дорогостоящие конструкции 2x7x0,22 и 5x0,25. Фирма "Пирелли" также предложила упро­щенные конструкции типа 2x2 или 2x0. Конструкция 4x0,25/

0, 30 с шагом свивки 16 мм обеспечивает полное затекание ре­зиновой смеси даже при натяжении 50Н и выше. В таблице 3.15 представлены соответствующие данные [359].

Структура корда

Шаг свивки

Разрушающая нагрузка, Н

Относитель­ное удлинение

НЕ 1-50Н, %

4x0,28 (стандартная)

16/Б

630

2.42

0.188

4x0,28 (открытая конструкция)

16/Э

639

3.03

0.402

4x0,25/0,3 (новая конструкция)

16/Э

613

3.36

0.717

Металлические армирующие материалыПоказатель ЬЬЕ в данной таблице характеризует рыхлость конструкции корда, а значит позволяет косвенно судить о сте­пени затекания резиновой смеси. Видно, что новая конструк­ция обеспечивает наилучшее затекание резиновой смеси, а зна­чит и стойкость к коррозии. Так называемая открытая конст­рукция корда также по показателю ЬЬЕ лучше стандартной. Открытая конструкция достигается предварительным формо­ванием с помощью специального устройства крутильной ма­шины, что обеспечивает образование пространств между от­дельными единичными проволоками при последующем процес­се свивки металлокорда, сохраняющихся даже при натяжении, прилагаемом к нити металлокорда в процессе каландрования при обрезинивании.

Металлические армирующие материалы

Рисунок 34. Послойная и компактная конструкции нити корда

320

Фирма "Бекарт" разработала компактную конструкцию нити корда. На рисунке 34 показаны послойная конструкция нити корда 3+9 и компактная 12x1.

Компактные нити металлокорда - это нити металло­корда, состоящие из ряда металлических волокон, которые скручиваются одновременно в одном и том же направле­нии кручения. Данная конструкция обеспечивает ряд пре­имуществ: 1 - она может изготавливаться в одну стадию, что делает ее более дешевой; 2 - она имеет линейные кон­такты между филаментами, что повышает усталостную прочность и стойкость к фреттингу, обусловленные боль­шей площадью контакта и меньшим контактным давлени­ем по сравнению с конструкциями металлокорда, которые имеют точечный контакт между проволоками различных слоев.

Компактные нити корда имеют один основной недоста­ток: они склонны к смещению сердечника при разрезании ме­таллокорда в случае волокон одинакового диаметра. Чтобы избежать этого сердечник делают из волокон большего диа­метра и/или уменьшают плотность волокна в наружном слое (слоях) (рис. 35).

Металлические армирующие материалы

Рисунок 35. Усовершенствованная компактная конструкция корда

В обоих случаях резиновая смесь хорошо проникает внутрь нити корда и обеспечивает механическое крепление волокон сердечника. Для каркасов грузовых шин уже нача­ли использоваться компактные нити корда без оплетки по - вивочной нитью. Это улучшает затекание резиновой смеси в нить, стойкость к фреттингу и повышает ударную проч­ность.

Открытая геометрия нити корда, получаемая во время кру­чения в результате уменьшения количества волокон в каждом последующем слое для послойных конструкций ( 3+9+15 —> 3+8+13), имеет один существенный недостаток, проявляющийся в том, что нить корда может закрыться и удлиниться при некон­тролируемой вытяжке при каландровании. Другой недостаток

- это больший и более неравномерный диаметр нити корда и высокое удлинение, которое может препятствовать реакции шины на рулевое управление. Фирмой "Бекарт” была разрабо­тана концепция "BETRU" (Bekaert Total Rubber Penetration - полное затекание резины по системе фирмы ’’Бекарт"), которая сочетает в себе небольшой диаметр нити и низкое удлинение при частичной нагрузке (2,5-50 Н) с полным проникновением резиновой смеси при высокой предварительной вытяжке во время вулканизации.

Технология "BETRU" основывается на предваритель­ном формовании в форме многоугольника одного или бо­лее волокон нити корда в процессе свивки. В поперечной проекции волокна классической нити корда образуют фор­му кольца; поперечное сечение нити корда, предваритель­но сформированной в виде многоугольника, может иметь различную конфигурацию в зависимости от типа применя­емого устройства для предварительного формования (рис. 36 и рис. 37).

Металлические армирующие материалы

Рисунок 36. Открытая конструкция нити корда: форма круга

Металлические армирующие материалы

Рисунок 37. Концепция "ВеЦтГ: форма многоугольника Волокна, свитые в пучки в готовом корде и деформирован­ные в форме многоугольника, образуют микрозазоры, для зак­рывания которых необходимо большое усилие. В таблице 3.16 дана сравнительная оценка различных нитей корда.

3X0,30/16 нт

Показатели

Стандартная

Структура

Открытая

Структура

Структура

"ВЕТКи"

Затекание резины (падение давления, %)

100 %

22%

0 %

Макс. оптический диаметр корда (мм)

0,75

1,09

0,91

Линейная плотность (г/м)

1,68

1,68

1,68

Разрушающая нагрузка на корд (Н)

660

660

660

Удлинение под частичной нагрузкой (%)

0,150

0,310

0,185

Усталостная прочность на приборе Хан­тера (обрезиненный, сухой корд) (Н/мм2)

1000

1050

1000

Усталостная прочность на приборе Хантера (обрезиненный, предварительно кондиционированный корд) (Н/мм2)

<300

<400

400

Малоцикловая усталость (% от исходной прочности)

11 %

33%

100%

Степень затекания резины определяется по падению давления, определяемого специальным прибором. В слу­чае полного затекания падения давления не происходит, что и продемонстрировано в случае структуры нити "ВЕТ1Ш". По удлинению нити под частичной нагрузкой новая структура почти лишена недостатка открытой струк­туры и приближается по этому показателю к стандартной структуре. Зато по показателям усталостной прочности и малоцикловой усталости нитям структуры "ВЕТ1Ш" нет равных. Думается, что и по стойкости к коррозии картина была бы аналогичной.

В таблицах 3.17 и 3.18 приведены данные по кордам легко­вых, легкогрузовых и грузовых шин, которые уже применяют­ся в настоящее время и будут применяться в недалеком буду­щем [358].

Настоящее и будущее структуры корда для легковых шин

Эволюция

Конструкций

Корда

2+7(+1)

5x1

4x1

5x1 ос 4x1 ос

2+2 3x1 ос

2+2 НТ 3x1 НТ "ВЕТКи"

3x1 ЭНТ "ВЕТРШ"

Эволюция

Филаментов

0,22

0,22

0,25

0,25

0,28

0,25

0,30

0,25 НТ 0,28 НТ 0,30 НТ

0,25 ЭНТ 0,28 ЭНТ

В таблицах 3.17 и 3.18 приняты следующие обозначения: НТ - высокопрочный корд; 8НТ - очень высокопрочный; 1ШТ - сверхвысокопрочный; ОС - открытая структура; СС - компакт­ная структура.

В предвидении сокращения потребности в старых марках металлокордов фирма "Бекарт” (Бельгия) морально устаревшее оборудование по их производству передает на свои заводы в Азии [360], а на европейских заводах осуществляет модерниза­цию.

ШИНЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА

Как утилизируют шины и покрышки автомобилей?

Шины и покрышки автомобилей могут быть утилизированы на различные способы. Один из самых распространенных способов утилизации шин и покрышек автомобилей - это их переработка. Переработка позволяет получить из них вторичные …

Сбалансированные покрышки Белшина Бел 147 Artmotion с высокими тяговыми показателями на снегу

Белшина Бел 147 – идеальный выбор среди покрышек бюджетного класса. Фрикционная не шипованная резина создана для зим с изменчивой погодой. Рисунок протектора такой же, как у автошин премиум-класса, - направленный. …

Современные способы утилизации изношенных шин в качестве топлива

В работе [535] подробно описаны современное состояние и перспективы утилизации изношенных шин. Проведение по­иска перспективных направлений утилизации изношенных шин обусловлено накоплением их больших запасов, загрязняющих окружающую среду. Наименьшие затраты энергии …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.