ШИНЫ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Влияние конструкции шины и рисунка протектора На безопасность движения

Принципиальное различие шин типа Р и диагональ­ных шин приводит к изменению условий их работы.

Основное преимущество шин Р — больший их срок службы по износу рисунка протектора (примерно 30%), меньшее сопротивление качению (примерно 10%), мень­шая масса, лучшая стабильность качения по кривым, более высокое сцепление с мокрой и скользкой поверх­ностью. К недостаткам шин Р относят несколько боль­шую склонность автомобиля к внезапному заносу при резких поворотах, поэтому при замене диагональных шин радиальными водитель должен приобрести некоторый навык управления автомобилем.

Большое практическое значение, с точки зрения повы­шения безопасности движения, имеет применение беска­мерных шин (см. рис. 3).

По сравнению с камерными бескамерные шины, по­мимо уже указанного преимущества не терять внезапно давление воздуха при проколах, имеют меньшую мас­су, больший срок службы и меньшее сопротивление качению.

Большое значение для обеспечения хороших сцепных качеств шин, имеет тип и состояние рисунка протектора.

На шинах легковых автомобилей чаще всего применя­ют дорожный рисунок протектора. Площадь выступов рисунка протектора достигает 85% от всей поверхности беговой дорожки. Сам рисунок протектора чаще всего представляет собой сочетание окружных продольных ре­бер с щелевидными канавками и прорезями. Наличие этих канавок и прорезей способствует разрыву водяной пленки и обеспечивает отвод влаги из плоскости кон­такта.

Для обеспечения надежного сцепления колес автомо­биля с дорогами, покрытыми слоем снега, необходим иной рисунок протектора — зимний. Для зимнего рисун­ка протектора характерно наличие элементов протектора различной формы, разделенных более широкими канав­ками, иричем выступы рисунка протектора имеют раз­личную конфигурацию. Площади выступов шип с зимним рисунком протектора составляют 55—65% от общей площади беговой дорожки шины. Глубина рисунка про­тектора зимних шин больше, чем у шин с дорожным (лет­ним) рисунком протектора. Шины с зимним рисунком протектора лучше внедряются в образовавшийся слой укатанного снега, и автомобиль лучше противостоит за­носам на поворотах, тормозной путь на зимних шинах су­щественно меньше.

Большое влияние на величину сцепления и безопас­ность движения имеет состояние (износ) рисунка про­тектора при движении автомобиля по дороге, покрытой слоем воды во время дождя. На такой дороге наблюда­ется резкое снижение коэффициента сцепления, которое тем заметнее, чем выше скорость движения и чем больше толщина водяного слоя. Это происходит вследствие того, что вода не успевает отводиться из зоны контакта. При определенных значениях скорости и толщины слоя воды из-за действия гидродинамических сил на входе в кон­тактную зону образуется водяной клип, который припод­нимает шину над опорной поверхностью. Дальнейшее увеличение скорости приводит к распространению этого клина на всю плоскость контакта и шина «всплывает» на слое воды над поверхностью дороги. Такое явление на­зывают аквапланироваиием, а скорость, при которой оно возникает, критической. В этом случае колесо теряет кон­такт с дорогой и достаточно очень незначительного внеш­него воздействия (даже порыва ветра), чтобы автомо­биль изменил траекторию движения.

При скоростях движения, предшествующих аквапла- нированию, зона контакта состоит из трех участков (рис. 18,а). В передней части контакта участок А — во­дяной клин, т. е. неразрушенный водяной слой. Кон­такта с дорогой нет. Вода не успевает отводиться в ка­навки протектора и в стороны. Коэффициент сцепления близок к нулю. В средней части контакта имеется пере­ходный участок В с частично разрушенным водяным слоем. Здесь возникает жидкое и сухое трение, а коэффи­циент сцепления имеет промежуточное значение между 44

Кон/пакт ^ Контакт

Влияние конструкции шины и рисунка протектора На безопасность движения

Рис. 18. Схема взаимодействия беговой поверхности шины с дорогой, покрытой слоем воды:

А — аквапланирование отсутствует; б — аквапланирование; 1 — шина; 2 —по­верхность дороги; 3 — слой воды

Коэффициентом, соответствующим жидкому и сухому трению.

В задней части контакта — участок С — имеет место сухое трение. Именно в этой области реализуются силы, передаваемые от колеса к дороге. С увеличением скоро­сти движения водяной клин все больше распространяется от передней части контакта к задней и захватывает всю плоскость контакта, сцепление колеса с дорогой исчезает (рис. 18, б).

Необходимое условие для обеспечения контакта шины с дорогой и увеличения скорости аквапла - нирования — удаление определенного объема воды из зо­ны контакта через канавки рисунка протектора. Объем воды, который нужно удалить из зоны контакта, линейно возрастает по мере увеличения скорости и толщины слоя воды на дороге.

Увеличение износа рисунка протектора уменьшает его способность к удалению необходимого объема воды из зоны контакта, так как уменьшается глубина дренаж­ных канавок. Увеличение же скорости движения сокра­щает время контактирования шины с опорной поверх­ностью и тем самым время для отвода воды, вследствие чего снижается критическая скорость аквапланирования. Чем больше износ протектора, тем сильнее падение сцеп­ных качеств шины на мокрой дороге. Поэтому с целью обеспечения безопасности движения на мокрых дорогах принято ограничивать эксплуатацию изношенных шин.

«Правилами дорожного движения» запрещается экс­плуатация легкового автомобиля, если остаточная глу­бина рисунка протектора по центру беговой дорожки шины менее 1?6 мм,

ШИНЫ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Автозапчасти. Виды запчастей для автомобилей

Как бы не следили водители за своими автомобилями рани или поздно приходиться покупать новые запчасти для своего автомобиля. Самым популярным критерием при покупке запчасти является ценовая категория этой запчасти, что …

Стенды для балансировки коленчатых валов

Производим и продаем стенды для баланскировки коленвалов ДВС легковых и грузовых автомобилей 2,2кВт/220В - 6000грн Контакты для заказов: +38 050 4571330 uamsd@ya.ru Разрабатываемый стационарный, автоматизированный стенд балансировки коленчатых валов ДВС, …

Приобретая машину, владелец должен помнить, что в дальнейшем запчасти нужно менять.

Приобретая машину, владелец должен помнить, что в дальнейшем запчасти нужно менять. Приобретая машину, владелец должен помнить, что в дальнейшем запчасти нужно менять. С установкой запчастей можно справиться самостоятельно или попросить …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.