26 сентября — памятные даты Рф
157 годов назад (1849) родился Иван Петрович ПАВЛОВ, физиолог, 1-ый российский нобелевский лауреат
Имя академика Ивана Павлова, первого российского лауреата Нобелевской премии, навечно вошло в золотой фонд мировой науки. Более большие научные открытия были изготовлены им в области физиологии кровообращения, пищеварения. Ему принадлежит открытие естественнонаучного беспристрастного способа исследования функции мозга - способ условных рефлексов, пользуясь которым он сделал обессмертившее его имя учение о высшей нервной деятельности. И.П.Павлов - классик естествознания, доктор, академик, знатный член 132 академий и научных обществ, знатный доктор Кембриджского института. Он был основоположником самой бессчетной и плодотворной научной школы физиологов (более 300 учеников и служащих), создателем Русского общества физиологов, Российского физиологического журнальчика (1917), Физиологического отдела Института экспериментальной медицины (1890), Физиологического института РАН (1925), Биостанции в Колтушах (1926), в протяжении 20 лет, с 1893 по 1913 год, управлял Обществом российских докторов в Петербурге. Вся научно-профессорская деятельность Павлова была пронизана мыслью о фаворитной роли физиологии как базовой науки, научной базы медико-биологических дисциплин, психологии, педагогики и социологии, психиатрии и невропатологии. Исследования Павлова обогатили физиологию базовыми открытиями и мыслями. Февральскую революцию Иван Павлов повстречал настороженно, Октябрьскую революцию переживал очень болезненно. Родственники и знакомые, ученые из США, Германии, Швеции, Чехословакии напористо звали его за границу, но русское правительство сделало все для того, чтоб удержать Павлова от эмиграции. В 1918 году В.И.Ленин подписывает особый декрет о разработке критерий, обеспечивающих работу первого российского лауреата Нобелевской премии, а в 1920-е годы, в период штатской войны и интервенции, юная республика сделала Павлову нужные условия для научной работы. Постановление Совнаркома «Об критериях, обеспечивающих научную работу академика И.П.Павлова и его сотрудников», подписанное Лениным 24 января 1921 года, - один из самых узнаваемых актов русского правительства. Это постановление стало собственного рода охранной грамотой на многие годы. Иван Петрович Павлов прожил долгую и счастливую жизнь. Из 86 лет 62 года были отданы науке, высокому мед образованию, организации исследовательских работ в области физиологических наук. Погиб он 27 февраля 1936 года в Ленинграде, похоронен на Волковском кладбище. На его надгробии отчеканены слова: «Помните, что наука просит от человека всей его жизни. И если б у вас было две жизни, то и их бы не хватило вам».
110 годов назад (1896) основано Столичное инженерное училище ведомства путей сообщения (Императорское Столичное инженерное училище), в текущее время - Столичный институт инженеров транспорта (МИИТ)
В сентябре 1896 года по высокому велению правителя Николая II в Москве было основано Императорское Столичное инженерное училище ведомства путей сообщения (МИУ), 2-ое в Рф (после Санкт-Петербургского) высшее транспортное учебное заведение, которое готовило инженеров путей сообщения для строительства и эксплуатации стальных дорог и аква транспорта. Зачинателями его сотворения были наикрупнейшие российские ученые, преподаватели, инженеры конца XIX века - П.Н.Лебедев, Ф.Е.Максименко, Л.Д.Проскуряков, С.М.Соловьев, К.Ю.Цеглинский, С.А.Чаплыгин и другие. В 1901 году состоялся 1-ый выпуск инженеров-путейцев МИУ. В 1913 году Столичное инженерное училище было преобразовано в Столичный институт инженеров путей сообщения правителя Николая II, в 1924 году - в Столичный институт инженеров жд транспорта либо МИИТ. Университет занес большой вклад в развитие российского жд транспорта, и потому даже после преобразования в 1993 году института в институт в его заглавии была сохранена аббревиатура МИИТ.
Сейчас Столичный муниципальный институт путей сообщения (МИИТ) является наикрупнейшим и ведущим политехническим транспортным университетом страны. В нем учатся выше 17000 студентов, аспирантов, докторантов и слушателей по очной и очно-заочной форме обучения. Институт является базисным университетом в учебно-методическом объединении по образованию в области жд транспорта и транспортного строительства. Раз в год в МИИТ увеличивают профессиональную квалификацию