Римский Бетон

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ

Дорог строитель чудотворный, Народ Траяна! Твой завет, Спокойный, строгий и упорный, В■ гранит и мрамор здесь одет.

В. Брюсов

Дороги прославили Древний Рим. Дороги — это торговые пути, пути сообщения, которые способствовали развитию Древнего Ри­ма, его культуры и цивилизации. По ним перевозили награблен­ную в завоеванных странах добычу, перегоняли тысячи рабов.

В начале II в. во времена Траяна существовало уже около 100 тыс. километров государственных дорог, преимущественно с твердым покрытием. Они были хорошо обустроены и содержались в отличном эксплуатационном состоянии. На основных дорогах Рима через каждую римскую милю (примерно 1,5 км) устанавли­вались дорожные знаки. Предусматривались станционные дома - гостиницы и ремонтные службы. Все это способствовало их большой пропускной способности. Так, по свидетельству совре­менников, император Август мог в течение светового дня проез­жать по римским дорогам 185 км, а Тиберий за сутки покрывал расстояние в 350 км. При четкой работе всех служб и быстрой смене лошадей в среднем удавалось проезжать до 300 км в день.

Вероятно, большинство дорог Древнего Рима строилось в соот­ветствии с требованиями первых «технических условий», так назы­ваемых «12 таблиц», разработанных еще в 450 г. до н. э. Согласно этому документу дороги по ширине делились на следующие части (полосы): семита (semita) или пешеходная полоса шириной 30 см, итер (iter)—полоса для всадников и пешеходов шири­ной не более 92 см; актус (aktus)—полоса для одноупряжных повозок и экипажей шириной 122 см и двухполосная виа •—■ (via)— основная проезжая часть шириной около 244 см. Таким образом, если считать, что семита, итер и актус проходили с обе - 60 Их сторон дороги, то общая их ширина с учетом двойной виа сос­Тавляла, приблизительно от 7 до 10 м. В более поздние времена Империи этим размерам перестали строго следовать.

Первой стратегической дорогой римлян считалась Аппиева, проложенная в 312 г. до н. э. цензором Аппием Клавдием Крас - сом. Это была наиболее широкая мощеная дорога, соединившая Рим с Капуей. Именно вдоль нее были распяты на крестах 6 тыс. рабов, восставших под предводительством Спартака. Длина Ап - пиевой дороги составляла 540 км, а ширина 7...8 м. Как и боль­шинство крупных дорог Древнего Рима, она, невзирая на рельеф местности была на большей части прямая, как луч. Аналогичной была «виа Фламиниа»— Великая Северная дорога, построенная приблизительно в 220 г. до н. э. Это была, пожалуй, самая длинная по протяженности дорога, которая шла от Рима к северу Италии через Альпы и далее — по берегу Адриатического моря в Визан­тию. Считается, что до конца I в. до н. э. почти весь Италийский полуостров был пересечен дорогами, ведущими в Рим.

В то время в римских городах была распространена прямо­угольная координатная сетка расположения домов с длинными и прямыми улицами. Это не значит, что все улицы были такие. Внутри кварталов улицы, наоборот, были узкими и кривыми, но главные улицы отличались от них. Они нередко имели ширину 12 м, а в отдельных городах, как, например, в Кельне, расстояние между фронтонами зданий достигало 32 м. Основная дорога там с учетом тротуаров имела ширину 22 м, а без учета тротуаров 11 — 14 м.

В пределах города на дорогах обязательно устраивался тротуар шириной от 0,5 до 2,4 м, который отделялся от проезжей части бор­дюрным камнем высотой около 45 см. Основание таких дорог обычно дренировалось при помощи специальных водостоков и кюветов, а их поверхность всегда была приподнята над уровнем земли и имела небольшой уклон к периферии.

Общая толщина римских дорог составляла от 80 до 130 см, хотя отдельные из них достигали 240 см. Как правило, дороги были мно­гослойными, из четырех-пяти слоев, со средними слоями из бетона, хотя абсолютной уверенности в этом нет. Нижний слой многих дорог представлял собой основание из каменных плит толщиной 20—30 см, которые укладывались на хорошо уплотненное земля­ное полотно через растворную стяжку, с последующим выравнива­нием их песком. Второй слой толщиной 23 см состоял из бетона (битого камня, уложенного в раствор). Третий слой толщиной тоже 23 см был из мелкогравийного бетона. Оба бетонных слоя тщательно утрамбовывались. Это была самая сложная и изну­ряющая часть работы, которую выполняли в основном рабы и иногда воинские подразделения. Последний, верхний слой дороги "окрывался большими каменными блоками площадью 0,6—0,9 м2 "толщиной около 13 см (рис. 21). Считается, что большая часть Аппиевой дороги сооружена именно так.

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ

Рис. 21. Профиль римской дороги с гравийиым(а) и камениым(б) покрытиями (по Легеру)

I — подстилающий слой; 2 — каменные плиты; 3, 4 бетон; 5 — каменные плнты; 6 — крупный гравий или щебень

Таким образом, поданным ряда исследователей, занимавшихся изучением римских дорог, можно констатировать, что обязатель­ным элементом римских дорог являлся слой бетона толщиной около 30 см. который укладывался между каменными плитами основания и каменной брусчаткой верхнего покрытия. На рис. 22 показано сечение одной из таких дорог с покрытием из каменной брусчатки или гравёлистого бетона.

Французский инженер М. Флере еще в начале XIX в. описал устройство римской дороги с гравийным покрытием. Грунт, по его сведениям, вырывался на глубину до четырех футов (120 см), после чего дно траншеи тщательно уплотнялось окованными дере­вянными трамбовками. На дно заливалась известково-песчаная постель толщиной в один дюйм (2,5 см), на которую укладывался слой плоских широких камней. Поверх этих камней снова заливали слой раствора и хорошо уплотняли. Следующий слой толщиной 9—10 дюймов (23—25 см) состоял из бетона, где крупным запол­нителем были камни булыжника и гравия. Помимо них использо­вали также черепицу и каменные обломки разрушенных зданий. Выше этого слоя укладывался новый слой бетона на более мелких камнях, толщина которого составляла около одного фута (30 см). Последний верхний слой толщиной три-три с половиной фута (90—105 см) состоял из крупного гравия или щебня, который особенно тщательно утрамбовывался в течение нескольких дней.

Более дешевые дороги состояли из каменной засыпки толщиной 13 см, перемешанного слоя грунта, известняка и песка толщиной 46 см, слоя уплотненного грунта толщиной около 46 см и верхнего слоя из булыжника и битого камня. Были и другие разновидности дорог. Так, в Лондоне сохранилась древнеримская дорога с тол­щиной дорожной одежды 230 см, сделанная полностью из бетона с покрытием из белых черепичных плит. Интересно, что вся бетон­ная масса дороги заключена между каменными подпорными стенками (рис. 22).

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ

■с. 23. Греческие геодезические инстру­менты, используемые римлянами (по Стоуну)

А — грома, предназначалась для съемки местности, построения прямых углов и линий; б — диоп­тра, более точный прибор по срав­нению с громой, дополнительно снабжен водяным уровнем

/

В римских дорогах была тщательно продуманная система дренажа, поэтому толстая масса бетона при отрицательных температурах не растрескивалась. Дорожное покрытие не имело температурных швов и было пригодным в основном для мягкого итальянского климата. В северных провинциях Римской империи уже можно было наблюдать трещинообразование, поэтому в более поздний период империи римляне почти прекратили строить дороги с применением бетона.

Трасса римских дорог размечалась с помощью двух парал­лельно натянутых веревок, которые определяли ее ширину. Прямолинейность обеспечивалась с помощью прибора «грома» (рис. 23), хотя чаще для этой цели пользовались более простым, но эффективным способом — с помощью дыма от далеко распо­ложенного костра и какой-либо промежуточной точки.

Так,' например, римские дороги в Англии не отклонялись от своей оси более чем на '/2—'А мили на каждые 20—30 миль длины.

На строительство дорог сгонялось большое количество рабов. Привлекались также воинские части и свободное население. Гро­мадный объем каменных материалов добывался и перерабаты­вался вручную. При этом большие камни раскаляли на кострах, а затем обливали холодной водой.

Большинство римских дорог эксплуатировалось еще в XIX в., а отдельные сохранились до наших дней. Интересно, что римлянам был известен природный асфальт и даже в сочетании с песком и битым камнем, но они не использовали его для одежды верхнего покрытия дорог.

Таким образом, можно отметить достаточно мощную и прочную одежду дорог Древнего Рима, составлявшую от 0,8 до 1,3 м, а в отдельных случаях до 2,4 м. По современным понятиям дороги такого типа выполнены с чрезмерным запасом прочности. К примеру, дорожная одежда современных дорог такого типа для аналогичных климатических условий не превышает 60—70 см, включая морозозащитный слой и слой износа. Конструкция до­рог,. подобных Аппиевой, может быть применена для самых тяжелых эксплуатационных нагрузок нашего времени, порядка 15 т на ось автомобиля. Недаром эта одна из самых старейших дорог мира, построенная 2300 лет назад, эксплуатируется и поныне.

Римские дороги обладали рядом других достоинств: наличием ■ в отдельных из них специального слоя износа из естественных камней; возможностью приготовления бетона непосредственно на месте работ; широким применением извести, которая ввиду большой растяжимости по сравнению с современным портланд­цементом дает бетоны повышенной трещиностойкости. И, конечно, одним из основных достоинств римских дорог является их большая долговечность, доказательством чего служит хорошее состояние отдельных из них в наше время. Например ремонт римских дорог

В Испании проводился не чаще, чем один раз в 70—100 лет.

По конструктивным особенностям и методам строительства бетонные полы напоминают римские бетонные дороги. Древние авторы, начиная с Варрона (116—27 гг. до н. э.), оставили нам подробное описание бетонных полов, устройство которых они во многом заимствовали у греков.

В Севастополе, в Карантинной бухте, есть чудесный историко - археологический античный заповедник — Херсонес Таврический. В нем до сих пор сохранились руины городских стен с башнями, храмы, мастерские. Сохранился и античный театр, где вечером можно увидеть трагедии греческих авторов. В центральной части заповедника у фонтана находится римский бетонный пол с прек­расной мозаикой. Прошло немногим менее 2000 лет, а он после небольшой реставрации выглядит, почти как новый. Таких полов было выполнено достаточно много по всему Древнему Риму.

В конструктивном отношении практически все римские полы, как и дороги, были многослойными, чаще всего — четырехслой - ными, что подтверждено археологическими раскопками. Они обычно были с хорошо утрамбованным грунтовым основанием и чередующимися слоями бетона, раствора, различных по виду и крупности камней и верхнего покрытия в виде растворной стяж­ки, а чаще всего каменных плит.

По назначению римские полы, следуя терминологии древних авторов, делились на «открытые и закрытые», т. е. полы, располо­женные под открытым небом и в закрытых помещениях. В свою очередь, они могли быть холодными, теплыми, водонепроница­емыми и т. п.

Открытые полы Варрон советует делать следующим образом: «...Выкапывается площадка глубиной в два фута (59 см), основа­ние которой утрамбовывается. На это основание укладывается щебень либо мелкий дробленый кирпич, в котором заранее остав­ляются каналы для дренирования воды. Затем засыпается слой угля, хорошо трамбуется и покрывается бетонным слоем толщиной в '/г фута, состоящим из крупного песка, извести и золы...»

Витрувий в кн. VII, гл. 1, описывая примерно такой же пол, приводит более конкретные указания. «На подготовленное камен­ное хорошо утрамбованное грунтовое основание — пишет он,— укладывался слой крупнопористого бетона, состоящего из двух частей извести и пяти частей «старого» щебня, взятого из разва­лин. Уложенный бетон с помощью большой группы рабочих очень тщательно уплотнялся деревянными трамбовками посред­ством частых ударов. Толщина этого слоя составляла обычно не более 23 см. Поверх него укладывался второй слой, состоящий из одной части извести и трех частей толченого кирггича, тол­щиной 15 см. Последний, верхний слой состоял из квадратных Или фигурных плиток, которые укладывались строго по уровню и Линейке и затем заглаживались точильным камнем и шлифова­лись...»

' ^эк 88ф

Витрувий рассматривает еще несколько видов бетонных полов, отличающихся между собой количеством и толщиной слоев, сос­тавом бетона и материалом верхнего покрытия, среди которых обычный пол, водонепроницаемый, под открытым небом, в закры­тых помещениях, который устраивался по двойному деревян­ному настилу или сдвоенным доскам.

Определенный интерес представляет конструкция теплого, зимнего пола с дренирующим верхним слоем, который Витрувий называет греческим. Вот как он описывает строительство такого пола: «...Выкапывают яму на два фута ниже уровня триклиния (столовой) и, утрамбовав почву, кладут слой из обожженного кирпича с таким наклоном в обе стороны, что образуется сток к отверстиям каналов. Затем, насыпав и утрамбовав слой угля, кладут массу из крупного песка, извести и золы толщиной в полфута по уровню и правилу, и, когда верхняя поверхность отшлифована камнем, то получается род черного пола, очень удобного, поскольку все, что проливается из бокалов и сплевы­вается, тотчас же высыхает, а находящиеся там прислужники, даже будучи босыми, не чувствуют холода от подобного рода пола...»

Давно изменилась технология изготовления полов, аналогич­ных римским. Давно не применяются добавки растительного происхождения, но конструктивный принцип построения много­слойных полов и последовательность их исполнения остались такими же, как и два тысячелетия назад. Следует также отме­тить исключительную долговечность древнеримских полов, многие их которых сохранились до наших дней не только в Италии, но и во многих других странах, в том числе, и в древних городах Северного Причерноморья.

Римский Бетон

Бетономешалка — растворосмеситель шнековый

Производим и продаем бетономешалки шнековые - растворосмесители для приготовления бетонного раствора для изготовления шлакоблоков, тротуарной плитки и других строительных изделий. Фото бетономешалки шнековой: Описание конструкции бетономешалки шнековой Бетономешалка состоит из: …

Древний строительный материал

Итак, вы познакомились с римским бетоном, применявшимся античными строителями почти 2000 лет назад — этим древним строительным материалом, который, во многом преобразившись, смело шагнул в наш XX в. и прочно …

ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ

Римский народ сдержан теперь И о двух лишь вещах беспокойно Мечтает, Хлеба и зрелищ... Ювенал Римские зрелищные сооружения, включая театры, стадионы и ипподромы (гипподромы), ведут начало из Греции. Считается, что …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.