Системы отображения информации
Система отображения состоит из графического адаптера и монитора. Эти два компонента очень тесно взаимосвязаны и определяют прежде всего качество изображения.
В современном цифровом издательском комплексе система отображения играет очень существенную роль. Еще совсем недавно к настольным системам отображения даже профессионалы не предъявляли никаких специализированных требований; сложилось устойчивое мнение, что главное видеть максимально декларируемое количество цветов при максимальном разрешении (например, 1600 х 1200). При этом такие понятия, как точность цветопередачи, цветовой охват, цветокоррекция, практически не применялись к настольным системам отображения. Это объясняется тем, что еще несколько лет назад никто и не говорил о том, что профессионально осуществлять управление цветом в настольных издательских системах вообще возможно. Однако сейчас нельзя недооценивать важность таких параметров, как разрешение по формату (количество точек), диаметр цветового пиксела, технология изготовления трубки, полоса пропускания видеоусилителей, различные типы геометрических искажений. На сегодняшний день профессиональная издательская работа практически немыслима без наличия цветосинхронизированной системы отображения.
В настоящее время существуют и широко используются методы полного сквозного управления цветом в настольных издательских системах. С увеличением количества прикладной компьютерной графики (созданные изображения, не имеющие аналогов в реальном мире) влияние цветосоответствия при создании самого изображения невозможно переоценить.
Для работы с профессиональной графикой, как правило, применяются мониторы с экраном 20-21 дюйм. Монитор должен обеспечивать визуализацию процесса обработки изображения и цветокоррекции. Для монитора важны следующие показатели:
• число одновременно воспроизводимых цветов;
• разрешение экрана;
• использование специализированного люминофора;
• настраиваемость.
Для монитора необходимо учитывать еще некоторые характеристики. Нормирование — возможность монитора обеспечивать совместимость в каком-либо соответствии с колориметрическими стандартами. Цвета изображений на экране определяются цветами люминофоров электронно-лучевой трубки (ЭЛТ). Фирмы, производящие мониторы для профессиональных полиграфических систем (например, Barco), специально занимаются экранными цветами ЭЛТ.
Для работы с мониторами требуются графические адаптеры, обеспечивающие необходимое разрешение и число передаваемых цветов. Имеется два вида графических адаптеров: с ускорителем (акселератором) и с графическим сопроцессором. Акселераторы и графические сопроцессоры повышают быстродействие видеоподсистемы благодаря сокращению количества информации, передаваемой по системной шине компьютера. Часть изображений может создаваться этими устройствами уже без загрузки основного процессора.
Акселератор представляет собой специализированный графический сопроцессор, ориентированный на выполнение строго определенного перечня графических операций с ориентацией на конкретные программы и приложения.
Графический сопроцессор — устройство более универсальное, которое можно запрограммировать на выполнение практически любых графических функций.
Таким образом, основная разница между сопроцессором и акселератором состоит в степени их программируемости. Поскольку эти устройства оптимизированы именно для выполнения графических операций, то и все такие операции они выполняют быстрее, чем универсальный главный процессор, кроме того, работают они с ним параллельно.
Способность графического адаптера выводить на экран монитора изображение с заданным разрешением и глубиной цвета также определяется объемом установленной видеопамяти, а достижение скорости регенерации (обновления) — ее пропускной способностью.
Для достижения соответствия диапазонов передаваемых цветов экрана и конкретных печатных красок монитор и графический адаптер должны обладать на - страиваемостью, т. е. должна быть предоставлена возможность максимально приблизить диапазон цветов экрана к диапазону конкретного печатного процесса.
Наряду с разработками в области систем управления цветом в последнее время наблюдается существенный рост производительности графических процессоров. Сегодня уже никого не удивишь тем, что существует возможность на экране монитора видеть одновременно более 16 миллионов цветов — это позволяет практически любой видеоконтроллер. Современные графические адаптеры представляют не только возможность гораздо быстрее прорисовывать графику, но и работать в CMYK-пространстве, ускорять специализированные функции вычисления математических операций в определенных программах и многое другое.