Midi-контроллеры
Устройства, предназначенные только для формирования MIDI-сообщений, не содержащие средств синтеза звука, называются MIDI-контроллерами. Это может быть клавиатура, педаль, рукоятка с несколькими степенями свободы, ударная установка с датчиками способа и силы удара, а также — струнный или духовой инструмент с датчиками и анализаторами способов воздействия и приемов игры. Основным видом MIDI-контроллера является MIDI-клавиатура. Этим термином принято обозначать «синтезаторы без звуков», то есть синтезатор - ные или фортепианные клавиатуры, функции которых сводятся к передаче в компьютер или на другое МГОІ-устройство сообщений о нажатиях на клавиши и о других событиях (рис. 6.18).
Многие любительские MIDI-клавиату - ры передают только сообщения Note On/ Note Off («включить/выключить ноту») и игнорируют силу нажатия на клавиши. Такие клавиатуры принято называть «пассивными» в отличие от «активных», которые передают не только номер нажатой клавиши, но и значение силы (скорости) нажатия.
Любая MIDI-клавиатура содержит собственно клавиатуру (4-6 октав), схему преобразования воздействий (нажатия клавиш
или управления колесами и педалями) в MIDI-сообщения и адаптер с выходом MIDI Out.
Основные параметры клавиатур:
• количество клавиш: большинство моделей имеет 49, 61 или 88;
• размер клавиш: полноразмерные (full-size) или уменьшенные;
• механические характеристики — упругость клавиш, реакция на воздействие, конструкция привода. Различаются простая пружинная конструкция, «взвешенные» (weighted) клавиши с грузиками различной массы на ближнем и дальнем концах, и клавиши с молоточковой системой (hammer action), наиболее близкие по ощущению к фортепианным;
• чувствительность к скорости нажатия/отпускания (velocity), пропорциональной силе удара по клавишам. У различных клавиатур разная крутизна зависимости выдаваемого значения скорости от силы удара;
• чувствительность к общему давлению на клавиатуру (channel aftertouch) после нажатия клавиш. Измеряется общее давление, оказываемое исполнителем на всю клавиатуру в целом;
• чувствительность к давлению на отдельные клавиши (polyphonic aftertouch). Измеряется отдельно для каждой клавиши с момента ее нажатия;
• наличие основных органов управления — колес (wheels) глубины модуляции (modulation) и смещения по высоте (pitch bend), педали удержания нот (sustain);
• наличие дополнительных органов управления и индикации — движка ввода данных (data entry), индикатора режимов работы, средств передачи дополнительных MIDI-команд, октавной перестройки (transpose), дополнительных педалей и т. п.
Использование компьютера при работе со звуком Компьютерные звуковые платы
Компьютер, оснащенный звуковой платой, стал неотъемлемой частью любой студии звукозаписи. Наличие в звуковом тракте компьютера и звуковой платы позволяет осуществлять запись звуковых данных на жесткий диск, монтировать и редактировать эти данные в программных аудио-редакторах, осуществлять цифровую запись на профессиональные носители.
Несмотря на все разнообразие звуковых плат, разницу в качестве, возможностях, размерах, целевой направленности, все они имеют примерно общую принципиальную архитектуру и включают похожие основные блоки. Представление о принципе работы звуковой платы облегчает решение многих проблем, связанных с цифровым звуком, помогает ориентироваться в устройстве
не только любительских звуковых карт, но и профессиональных компьютерных систем записи звука.
Микросхема, на основе которой функционирует большинство звуковых плат, состоит из трех функционально независимых узлов: узел цифрового тракта, ответственный за преобразование звука из аналоговой формы в цифровую и обратно и обмен цифровым потоком с центральным процессором или памятью компьютера; узел музыкального синтезатора, построенного по определенному
Принципу, и выполненного в том или ином стандарте; узел аналогового микшера, выполняющего смешивание сигналов с двух предыдущих узлов, а также с линейного, микрофонного и других входов карты. Эти три блока функционально полностью независимы и программируются отдельно друг от друга.
Цифровой тракт звуковой платы можно считать ее основным узлом, поскольку именно в нем происходит принятие внешней аналоговой информации, ее перевод в цифровую форму, обратное раскодирование цифры в аналог и воспроизведение окончательного сигнала. Для этого тракт имеет АЦП и ЦАП — аналогово-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи, между которыми цифровой поток обрабатывается различными программными алгоритмами. Поступающий на АЦП звук в аналоговой форме — в виде непрерывно меняющегося электрического сигнала — подвергается в нем дискретизации и квантованию, сигнал, непрерывно изменяющийся во времени, заменяется рядом отсчетов. В результате образуется поток чисел, величина которых описывает закон изменения исходного сигнала.
Аналогичным образом работает и обратный процесс: последовательность цифровых отсчетов, забираемая системой управления цифрового тракта карты из памяти, подается на ЦАП, который преобразует числовые значения в уровни напряжения, а затем объединяет дискретную последовательность этих уровней в непрерывный звуковой сигнал, который и снимается с выхода карты.
Рис. 6.19. Компьютерная звуковая плата Yamaha SW1000XG |
Основными характеристиками цифрового тракта звуковой платы являются диапазон частот дискретизации и разрядность АЦП/ЦАП. Важно, чтобы максимальное значение частоты дискретизации было не менее 44,1 кГц, в противном случае качества звучания CD достичь не удастся. Максимальное значение разрядности должно быть не меньше 16 бит. Стандартом профессиональных звуковых плат в настоящее время является частота дискретизации 96 кГц и 24-битная разрядность.
Во всех звуковых платах, кроме самых простых любительских, реализован режим дуплекса (Full Duplex), позволяющий ЦАП и АЦП работать одновременно, параллельно записывая звук со входа в одни области памяти и воспроизводя его из других областей памяти на выход, т. е. карта может одновременно воспроизводить и записывать звук. Для этого необходима поддержка двух каналов доступа к оперативной памяти (DMA — Direct Memory Access). Благодаря этому режиму можно реализовать многие возможности — голосовую связь по сети, обработку поступающего звука цифровым алгоритмом с одновременным выводом результата, запись в реальном времени какой-либо части музыкальной аранжировки с одновременным воспроизведением всех других частей этой аранжировки и т. п.
Мы выяснили, что качество звуковой платы как системы записи-воспроизведения звука определяется ее разрядностью и частотой дискретизации. Качество звуковой платы как музыкального инструмента прежде всего зависит от реализованного в ней способа синтеза музыкальных звуков. Существует два принципиально разных способа синтеза, реализованных в большинстве звуковых плат. Эти способы — частотная модуляция или FM-синтез (Frequency modulation) и синтез на основе волновых таблиц или WT-синтез (Wave Table).
В звуковых платах синтез звука с необходимым тембром происходит путем взаимной модуляции сигналов двух или более генераторов звуковых частот. Совокупность генератора и управляющей им схемы называется оператором. Параметры операторов и схема их соединения определяют тембр звука на выходе. В звуковых платах используется как двухоператорный, так и четыре- хоператорный синтез. Плата, реализующая двухоператорный синтез, имеет среди прочих характеристик обозначение OPL-2, четырехоператорный синтез обозначается OPL-3. FM-синтез, дающий профессиональное качество звучания, реализован в профессиональных FM-синтезаторах с применением как минимум 6-ти операторов и сложных схем их соединения. В компьютерных же платах качество FM-синтеза достаточно только для озвучивания игр, OPL-3 в состоянии издавать лишь очень малую часть звуков, традиционных для FM, да еще и с довольно низким качеством. Поэтому чаще всего карты, оборудованные только FM синтезатором, считают чисто звуковыми (т. е. используются только возможности их АЦП/ЦАП) и неспособными генерировать музыкальные звуки или истолнять музыкальную партитуру. На профессиональных звуковых картах OPL-3 не ставится ввиду его явной бесполезности.
Если при FM-синтезе звук в буквальном смысле создается «из ничего», являясь физическим воплощением математического алгоритма, то при WT-синтезе используются фрагменты звучания реальных инструментов, хранящиеся в памяти звуковой карты. О звуковых картах, в которых реализуется данный вид синтеза, говорят, что они поддерживают режим Wave Table. Карту, в которой реализован как FM, так и WT-синтез, обозначают как OPL-4.
6.2. Оборудование рекламной записывающей студии |
|
Wave Table-синтез опирается на технологию сэмплирования. Укажем, что WT-синтез предполагает наличие стандартного набора звуков, «зашитых» в ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) звуковой платы. Эта информация хранится в ПЗУ платы постоянно, даже после выключения компьютера. Содержащиеся в ПЗУ звуковой платы наборы (или банки) звуков выполняются в определенном формате, как правило — это GM и его модификации. Качество WT — синтезатора карты определяется его полифонией — количеством нот, которые могут звучать одновременно. Удовлетворительной является 32-голосная полифония, хорошей — 64-голосная.
По качеству звучания инструментов, содержащихся в ПЗУ, говорят о качестве звучания MIDI-инструментов карты.
Кроме ПЗУ на плате может быть установлено оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), в которое можно загружать любые звуки, предварительно преобразовав их в формат, поддерживаемый платой. У разных карт может быть разный объем ОЗУ — от 512 кБ до 28 Мб и больше. Таким образом, плата, снабженная ОЗУ, может использоваться в студии в качестве простейшего сэмплера.
Обязательно наличие у звуковой платы выхода, на котором информация представлена в цифровой форме. Если звуковая плата имеет выход, на который сигналы поступают не в аналоговой (после ЦАП), а в цифровой форме, то это позволяет уменьшить искажения, связанные с дополнительными преобразованиями при дальнейшей цифровой обработке сигнала вне звуковой карты. Это становится актуальным при записи результатов работы на CD или DAT.
Многие звуковые платы содержат один или несколько собственных процессоров цифровой обработки сигналов DSP (Digital Signal Processing). Основная задача DSP — разгрузить центральный процессор компьютера (CPU — Central Processing Unit), позволить звуковой плате самостоятельно обрабатывать цифровой массив независимо от задач, стояших перед CPU. Наличие на борту платы DSP делает ее работу устойчивей и позволяет избежать многих проблем совместимости с разными компьютерами. DSP способны выполнять целый класс задач: поддерживать воспроизведение нескольких аудиоканалов, преобразовывать частоты дискретизации, программно реализовывать алгоритмы синтеза звука и его обработки (динамической, фильтрации, процессорами эффектов). Причем, если выполнение алгоритма преобразования сигнала выполняется на CPU, это требует некоторого времени, применение DSP позволяет преобразовывать сигнал «на ходу», т. е. в реальном времени. О качестве того или иного DSP говорит разрядность, с которой в нем производятся расчеты, например, может быть 16, 24-битная или 32-битная точность рассчета эффекта. DSP могут быть как общего назначения, т. е. выпонять все возможные операции со звуком, так и специализированными, т. е. отвечать только за определенный класс задач. Например, обеспечивать обработку сигнала эффектами в реальном времени.
Многие профессиональные звуковые платы являются основой так называемой «модульной системы». Эти системы принято называть «модульными», так как они состоят из одной или нескольких компьютерных плат, подключаемых к внешним модулям цифро-аналоговых и аналого-цифровых преобразователей (рис. 6.20).
Многие профессиональные звуковые платы являются основой так называемой «модульной системы». Эти системы принято называть «модульными», так как они состоят из одной или нескольких компьютерных плат, подключаемых к внешним модулям цифро-аналоговых и аналого-цифровых преобразователей.
Основная причина популярности «модульной архитектуры» — наличие внутри корпуса компьютера электрических полей, помех и искажений, от которых практически невозможно изолировать чувствительные узлы звуковой карты. Естественным выходом из такой ситуации является вынос определенных блоков за пределы корпуса компьютера, что позволяет доситчь безупречного качества звучания.
Выбор какой — то определенной модели из большого количества полупрофессиональных и профессиональных звуковых плат определяется стоящими перед рекламной продакшн — студией задачами. Например, в ряде случаев может быть достаточно качества WT-синтеза полупрофессиональной карты, зачастую основное внимание следует обращать на качество тракта АЦП/ЦАП и не особенно прельщаться возможностями встроенных в плату эффект — процессоров, т. к. в определенных видах рекламной аудио — продукции они никогда не применяются. Наиболее распространенным решением является комбинация нескольких полупрофессиональных и профессиональных специализированных плат в одну систему.