Контрольная акустика
Во всех продакшн-студиях используются акустические системы, называемые контрольными (reference) мониторами. (см. рис. 6.3.) Их задача — воспроизводить звук максимально реалистично, ничего не добавляя и не убирая. Контрольная акустика должна передавать звук без искажений, чтобы результат работы над фонограммой получился предсказуемым. В силу этих причин в студиях используются специальные контрольные усилители и мониторы, цель которых — максимально точная передача звука.
Рекламные продакшн-студии, располагающиеся, обычно, в небольших по размеру помещениях, основывают свою систему контроля на мониторах ближнего (nearfield) и среднего (midfield) плана. Использование небольших мониторов, близко расположенных к слушателю, позволяет снизить воздействие акустики помещения, поскольку звук, по большей части, достигает слушателя напрямую, без отражений. В крупных студиях имеются мониторные системы дальнего плана, но эти системы редко являются единственными и, как правило, дополняются мониторами ближнего или среднего плана (а иногда и теми, и другими).
6.2. Оборудование рекламной записывающей студии |
|
Поскольку не существует динамика, способного воспроизводить с одинаковым уровнем все звуки частотного диапазона, в одной акустической системе используется минимум два динамика — для низко-средних и высоких частот. Исходя из количества динамиков, воспроизводящих определенный спектр частот, говорят о количестве полос в акустической системе. Для разделения частот внутри корпуса находится пассивный фильтр (crossover) . Для кроссовера указывается полоса разделения — частота, на которой фильтр делит сигнал.
Двухполосная система обычно используется для так называемых мониторов «ближнего поля», располагающихся непосредственно вблизи головы звукорежиссера. Один динамик в такой системе воспроизводит низкие и средние частоты, другой — высокие. Подавать широкополосный сигнал (т. е. сигнал, содержащий весь частотный спектр) на каждый отдельный динамик нельзя — это приводит к сильнейшим искажениям звука.
Гораздо лучше воспроизводят слышимый диапазон частот трехполосные системы, состоящие из низкочастотного динамика (woofer), среднечастотного (mid-driver), и высокочастотного (tweeter). Работа в ограниченном диапазоне «своих» частот улучшает звучание низкого и среднего динамиков и снижает искажения, т. к. генерируемые этими динамиками гармоники (гармонические искажения) высокого порядка подавляются фильтром.
Размеры динамиков принято измерять в дюймах. На эти размеры сложились устойчивые стандарты. В студийной практике практически не применяются низкочастотные динамики больше 18'', далее по порядку идут 15'', 12'', 10'' и 8''. Размеры среднечастотных динамиков — 8'', 6,5'' и 5''. Размеры высокочастотных динамиков — 4'', 2,5'' и 1,5''.
К основным электроакустическим параметрам, которые необходимо принимать во внимание при определении или оценке пригодности устройства для применения в качестве контрольного монитора, относятся:
Номинальное электрическое сопротивление — сопротивление катушки в качестве нагрузки постоянному току;
Полное электрическое сопротивление — сопротивление переменному току в рабочем диапазоне частот с учетом максимумов и спадов сопротивления на отдельныхз частотах;
Рис. 6.3. Студийный монитор |
Из нескольких типов параметров мощности наиболее важны: Номинальная мощность — мощность, при которой нелинейные искажения не превышают определенного процента;
«Музыкальная мощность», называемая также «паспортной», «максимальной шумовой», «продолжительной» и т. д. — мощность в определенном диапазоне частот, которую громкоговоритель выдерживает на реальном или широкополосном шумовом сигнале без повреждений на протяжении некоторого заданного времени;
Пиковая (максимальная кратковременная) мощность — мощность, которую выдерживает громкоговоритель на шумовом сигнале на протяжении короткого импульса (от 0,01 до 1с.) без повреждений;
Частота основного резонанса — частота, при которой возрастает до полного максимума полное электрическое сопротивление катушки. Так электромеханическая система на определенной частоте реагирует на подводимый электрический сигнал;
Добротность электромеханической системы громкоговорителя показывает степень инерционности системы, как механической, так и электрической, и определяет скорость затухания свободных колебаний монитора; Номинальный диапазон частот — частотная область, в которой работа громкоговорителя удовлетворяет нормируемым требованиям; Среднее звуковое давление — давление, развиваемое в определенном диапазоне частот и в определенной точке звукового поля при подаче определенной электрической мощности;
Неравномерность АЧХ — разность между максимальным и минимальным давлением в номинальном (или, при необходимости, в каком-либо ином) диапазоне частот. У громкоговорителей хороших фирм не превышает 3-4 дБ; Частотная характеристика — графическое изображение предыдущего параметра;
Направленность — изменение давления при отклонении от рабочей оси на определенный угол при неизменном расстоянии от центра; Коэффициент гармоник — (обычно третья гармоника) выраженный в процентах уровень гармоник (нелинейных искажений), появляющихся при подаче на громкоговоритель чистого синусоидального сигнала (в котором никаких гармоник, естественно, нет);
Студийные акустические системы подразделяются на пассивные (собственно мониторы) и активные мониторы, то есть содержащие встроенный усилитель. Подобное сочетание (активные мониторы) имеет немало преимуществ. Объединяя акустические системы с усилителем, производитель может точно согласовать их параметры (сопротивление, выходную мощность, коэффициент демпфирования и т. д.) для оптимальной совместной работы.
В продакшн-студии, кроме студийных мониторов у звукорежиссера, как правило, имеется пара дешёвых некачественных акустических систем — бытовых колонок. Они служат для того, чтобы звукорежиссёр мог всегда проверить, как будет звучать сводимая им фонограмма, например, на радио. Такое сравне-
6.2. Оборудование рекламной записывающей студии |
|
Ние звучания фонограммы на акустических системах разного качества делается постоянно в ходе работы, когда по окончании сведения нужно быть уверенным, что продукция будет одинаково звучать на любом воспроизводящем устройстве. В противном случае может получиться так, что на хороших акустических системах фонограмма будет звучать без недостатков, а на бытовых звуковоспроизводящих устройствах — неудовлетворительно.