РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Основные приоритеты и направления энергетической политики России

Разработка новой энергетической политики России, учиты­вающей реалии перехода страны от одной социально-экономи­ческой формации к другой, завершилась к середине 90-х годов. В мае 1995 г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены "Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года" |13|, а Поста­новлением Правительства № 1006 от 13.10.95 г. были одобрены основные положения Энергетической стратегии России |14,15|.

Этими документами были определены основные направле­ния энергетической политики и структурной перестройки ТЭК на перспективу, цели, приоритеты и механизмы их реализации (рис. 1.5-1.9).

Система приоритетов энергетической политики Российской Федерации _____________________ На период до 2010 г.__________________

Устойчивое

Повышение

Создание

Обеспечение

Уменьшение

Поддержание

Сохранение

Обеспече

Обеспечение

Эффективности

Надежной

Устойчивого

Негативного

Экспортного

Энергетиче­

Ние

Страны

Использования

Сырьевой

Развития ТЭК

Воздействия

Потенциала

Ской

Энергети

Энергоноси­

Топливно-

Базы для

Энергетики на

ТЭК

Независимо­

Ческой

Телями

Энергетических

Развития

Окружающую

Сти России

Безопасне

Ресурсов,

ТЭК

Среду

Сти Росси

Создание

Условий для

Перевода

Экономики

Страны на

Энергосберега­

Ющий путь

Развития

Рис. 15

Стратегические направления реализации новой энергетической политики [10,15,17-20]

Основные приоритеты и направления энергетической политики России

Рис. L6

Принятая энергетическая политика характеризуется:

= социальной направленностью;

= нацеленностью на энергосбережение, повышение эффектив­ности использования энергоресурсов, а не на дальнейшее нара­щивание их производства. Энергосбережение — высший прио­ритет энергетической политики на всю обозримую перспективу;

= особым вниманием к проблемам ценообразования, налого­вой и финансовой политики государства в ТЭК;

Основные приоритеты и направления энергетической политики России

Основные блоки новой энергетической политики


ЗДЩ^Ш «тика в

[ЩПЖЙ

Научт'техшчаская мэкологическая политика


Ценовая и налоговая. политика

Формирование конкурентной среды в

Вн. ешьаако. нр_миг-

Часкао» Сотрудничеству щ Энергетиче. скаЯ|

Региональная энергетическая политика

Инвестиционная политика

Система нормативно- законодательных актов

Д, ипдо. матиЯ|


Источник:[10, 15, 17-21,23-27]

РДОЕШИрШШ Развития, ТЭК;И| 0Г0« QTPac/ietfj

Рис. 1.7

Важнейшие составляющие новой энергетической политики России

| 10,15,16,18,19, 25,281

Основные приоритеты и направления энергетической политики России

Распределение функций управления энергетическим хозяйством

Между отраслевыми структурами и произведет-

ВС? {Нём мм

Между органами гос уда рственной исполнительной власти

/ I


Местного самоуправления (местными)

Федаральными (центральными)

Субъектов Федерации (региональными)

Рис. 1.8


Исновные цели структурной перестройки ТЭК на период до 2010 г.


Увеличение доли природного газа в ТЭБ страны

Расширение использования газа В экологически неблагополучных промышленных центрах и для газификации села

Дальнейшее развитие электрификации, в том числе за счет экономически и экологически обоснованного использования АЭС, ГЭС, НВИЭ

Повышение безопасности и надежности действующих энергоблоков АЭС первого и 1 второго поколения

Освоение энергоблоков АЭС третьего поколения повышенной безопасности, включая реакторные установки малой мощности

Стабилизация добычи нефти в Западной Сибири и других старых нефтедобывающих районах

Создание условий для Формирования новых нефтедобывающих Районов

Повышение глубины переработки нефти, увеличение производства высококачественных светлых нефтепродуктов

Обеспечение необходимых объемов добычи угля с учетом экономических, социальных и экологических факторов

Дальнейшее развитие углеобогащения и комплексной переработки угля, получение экологически приемлемых и конкурентоспособных углепродуктов

Кратное увеличение использования НВИЭ

Расширение использования местных топливно-энергетических ресурсов

Реализация потенциала энергосбережения за счет создания и внедрения высокоэффективного топливо - и энергопотребляющего оборудования, теплоизоляционных материалов и строительных конструкций

Рис. 15

Источнику1, 18,21,29-35]


= структурными преобразованиями в топливно-энергетическое комплексе и в топливно-энергетическом балансе; = поддержанием экспортного потенциала ТЭК. Энергетическая политика Российской Федерации,

Определяя условия для конструктивного взаимодействия феде­ральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций (в том числе некоммерческих) и предпринимателей в сфере энергетики, исходит из следующих приоритетов |13|:

Устойчивое обеспечение страны энергоносителями; повышение эффективности использования топливно-энер - гетических ресурсов и создание необходимых условий для пе­ревода экономики страны на энергосберегающий путь разви­тия;

Создание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчиво­го развития топливно-энергетического комплекса в условиях формирования рыночных отношений;

Уменьшение негативного воздействия энергетики на окру­жающую природную среду;

Поддержание экспортного потенциала топливно-энергети - ческого комплекса и расширение экспорта его продукции;

Сохранение энергетической независимости и обеспечение бе­зопасности Российской Федерации.

Основной задачей энергетической политики Россий­ской Федерации на этапе до 2010 г. является струк­турная перестройка отраслей топливно-энергетического комплекса, предусматривающая:

Увеличение доли природного газа в суммарном производстве энергетических ресурсов и расширение его использования в эко­логически неблагополучных промышленных центрах и для гази­фикации села;

Дальнейшее развитие электрификации, в том числе ш счет экономически и экологически обоснованного использова­ния атомных и гидроэлектростанций, нетрадиционных возоб­новляемых источников энергии;

Стабилизацию добычи нефти в Западной Сибири и других регионах, создание условий для формирования новых нефтега­зодобывающих регионов;

Увеличение производства высококачественных светлых неф - теподуктов за счет повышения :к1>фективности переработки

Нефти;

Обеспечение необходимых объемов добычи угля с учетом пномических, социальных и экологических факторов, дальней­шее развитие углеобогащения и комплексной переработки угля с циелыо получения жологически приемлемых и конкурентоспо - способных продуктов, в том числе высококачественного бытово­го топлива;

Расширение использования местных топливно-энергетиче - ских ресурсов, включая нетрадиционные возобновляемые ис­точники энергии;

Реализацию потенциала энергосбережения за счет создания и внедрения высокоэффективного топливо - и энергопотребля­ющего оборудования, теплоизоляционных материалов и стро­ительных конструкций.

Основные направления структурной политики в энер­гетическом секторе народного хозяйства определены сред­несрочной программой Правительства "Структурная перестрой­ка и экономический рост в 1997-2000 гг.". В этот период в энер­гетическом секторе необходимо решить следующие задачи:

• провести реформу жилищно-коммунального сектора, сни­зив, в результате, его потребление топлива и энергии на 25...30%;

• сформировать эффективную систему управления госсоб­ственностью и государственного регулирования естественных монополий;

• завершить основной этап реструктуризации угольной про­мышленности и начать реструктуризацию нефтепереработки. Стержнем структурной политики в энергетическом секторе

Должно стать энергосбережение.

Энергосбережение — это не проявление отраслевого интере­са, а насущная задача всей российской экономики.

В соответствии с Законом "Об энергосбережении" будет про­изводиться:

• стимулирование производства и использования топливо - и энергосберегающего оборудования;

Организация учета расхода энергетических ресурсов, а так­же контроля за их расходом (в частности, к 2000 г. все

Потребители энергоресурсов должны быть оснащены прибо­рами учета расхода энергии);

• осуществление государственного надзора за эффективным

Использованием энергетических ресурсов.

В научно-технической сфере энергетическая полити­ка Российской Федерации предусматривает:

• разработку технологий, обеспечивающих ускоренное техни­ческое перевооружение действующих и создание новых объектов энергетики;

• обеспечение безопасности действующих атомных станций, создание нового поколения безопасных ядерных энергетических установок в целях развития атомной энергетики в экономически целесообразных масштабах;

• создание и организацию серийного производства установок малой энергетики, в том числе с использованием гидроэнергети­ческих ресурсов, солнечной, ветровой, геотермальной энергии и других нетрадиционных источников энергии;

• повышение эффективности работ по поиску, разведке и разработке месторождений топливно-энергетических ресурсов с учетом экологических требований;

• глубокую переработку и комплексное использование топ­ливно-энергетических ресурсов.

Осуществление энергетической политики Российской Федерации во внешнеэкономической сфере должно со­действовать:

• взаимовыгодному сотрудничеству Российской Федерации с государствами-участниками Содружества Независимых Госу­дарств;

• созданию правовых и экономических условий выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Рос­сийской Федерации;

• расширению взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами по освоению их топливно - энергетических ресурсов и продвижению российских экспорте­ров на новые энергетические рынки.

Энергетическая политика Российской Федерации ре­ализуется на федеральном и региональном уровнях на Основе Конституции Российской Федерации, законода­тельных и иных нормативных актов и предусматрива-

Правовое регулирование отношений в сфере топливо - и энер­гообеспечения;

Содействие со стороны федеральных органов исполнитель­ной власти субъектам Российской Федерации в решении :тер - гетических проблем;

Учет интересов энергоизбыточных и энергодефицитных ре­гионов при сохранении единства и роли федеральных энергети­ческих систем как одного из важнейших факторов укрепления экономической и политической интеграции страны;

Участие органов исполнительной власти субъектов Россий - кой Федерации и органов местного самоуправления в пределах компетенции в обеспечении надежного, безопасного и эф­фективного энергоснабжения населения и предприятий;

Сосредоточение основной работы по использованию потен­циала энергосбережения в регионах.

Энергетическая политика Российской Федерации осу­ществляется путем:

Регулирования на федеральном и региональном уровнях цен (тарифов) на энергоресурсы в порядке, определенном законода­тельными и иными нормативными актами;

Формирования энергетического рынка и создания конкурент­ной среды в сфере производства и потребления энергоносителей; совершенствования налоговой политики;

Поддержки строительства важнейших объектов топливно - энергетического комплекса и реализации энергосберегающих проектов;

Разработки и осуществления мероприятий, связанных с со­зданием сезонных запасов топлива на электростанциях и для населения, закачкой газа в подземные хранилища и завозом топ­лива в северные регионы страны;

Селективной поддержки предприятий и объектов социальной сферы угольной промышленности;

Адресной поддержки малоимущих слоев населения в целях компенсации расходов, вызванных приведением цен (тарифов) на топливо и энергию в соответствие с их реальной стоимостью;

Реализации федеральной целевой программы "Топливо и энергия", инвестиционных, научно-технических и других энер­гетических программ.

Под новую энергетическую политику в основном была раз­работана и соответствующая законодательная и нормативно - правовая база.

В частности, Закон "О соглашениях о разделе продукции" от­крыл дорогу для иностранных инвестиций в нефтегазовый ком­плекс на общепринятых в мировой практике условиях. Законы "О естественных монополиях" и "О государственном регулиро­вании тарифов на электрическую и тепловую энергию" создали правовую основу для регулирования естественных монополий в отраслях ТЭК. Закон "Об энергосбережении" определяет пра­вовую базу в этой важнейшей сфере деятельности государства и общества. Законы "Об использовании атомной энергии", "Об охране окружающей природной среды", "Об экологической экс­пертизе", "О радиационной безопасности населения" положили основу формирования ядерного законодательства. В русле даль­нейшего развития и реализации основных направлений Энер­гетической стратегии были приняты соответствующие Поста­новления Правительства России и Указы Президента Россий­ской Федерации, определяющие необходимые организационно - правовые и экономические условия функционирования как от­дельных предприятий, так и всего топливно-энергетического комплекса.

Тем самым в основном была сформирована государственная долгосрочная энергетическая политика, создана соответствую­щая законодательная и нормативно-правовая база для ее реали­зации.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Российско-американское исследование развития энергетики как пример инвестиционной программы для отраслей ТЭК России

На сегодняшнем этапе развития страны, когда наметился вы­ход из кризиса и вполне реальны стабилизация и оживление в экономике, в том числе в инвестиционной сфере, становится актуальной задача по активизации привлечения …

Цены на топливо и энергию и возможные масштабы долгосрочного сотрудничества

Важное влияние на масштабы взаимовыгодного экономиче­ского сотрудничества с зарубежными фирмами и государства­ми в области топливно-энергетического хозяйства и объемы экс­портных поставок энергоресурсов из России в перспективе, как и прежде, будет оказывать …

Энергосбережение как важнейший фактор развития экспорта

Исходя из реальностей развития экономики России и ее топ­ливно-энергетического комплекса представляется, что основным резервом увеличения экспортных поставок энергоресурсов, в том числе и газа, в предстоящие 10... 12 лет могло бы …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.