психология

Решение проблем

«Но зачем менять то, что эффективно работает?»

Вероятно, вам известен перефразированный вариант старой поговорки: «Всегда откладывай на завтра то, что тебе нет совершенно никакой необходимости делать сегодня». Есть и еще одно известное изречение, принадлежащее одному персонажу комиксов: «Не существует настолько большой и непреодолимой проблемы, от которой нельзя было бы убежать». Некоторым читателям эти изречения покажутся забавными, — для них такой подход к проблемам наиболее близок и естественен. Однако мы можем уверенно сказать, что большинство из вас содрогнется, обдумав эти слова. Ведь в них нет ничего смешного, и можно с уверенностью сказать, что те, кто полагает, будто проблемы решаются именно так, имеют больше проблем, чем им кажется. Сторонников таких подходов нужно немедленно разубедить.
Можно утверждать, что одни люди умеют решать проблемы, а другие — только их создавать. Как это ни забавно, но каждая из этих групп считает, что другая находится на неверном пути, по крайней мере когда дело доходит до необходимости сглаживать шероховатости в индивидуальных стилях. Существуют определенные типы личностей, которые ориентированы на решение проблем, в то время как представители других типов обычно лишь придумывают варианты выбора и предоставляют сторонам, решающим проблему, находить решения самостоятельно. Для людей одних типов причиной возникновения проблем является нерешительность, а для других — опрометчивость в принятии решений, с последствиями которых им затем приходится мириться.
По самой своей сути типоведение — это метод решения проблем. Ставя в центр индивидуальные различия и рассматривая их под позитивным и конструктивным углом зрения, оно не только позволяет нам отчетливее видеть проблемы, но и дает нам в руки мощные средства для их решения. В этой главе мы снабдим вас еще одним таким средством, специально разработанным для того, чтобы сделать процесс решения проблем в любых ситуациях более простым.
Вы можете спросить: «Насколько решение проблем отличается от разрешения конфликтов?» Если воспользоваться вольной трактовкой, то конфликт — это столкновение противодействующих сил, каждая из которых стремится превзойти другую — назовем это «модель решения с поражением». Что касается решения проблем, то оно подразумевает постановку более широкого круга вопросов, часть которых, конечно, может привести к конфликту, хотя большинство из них с конфликтами никак не связано. Например:
- Как нам получать прибыль в период экономического спада?
- Как сделать так, чтобы новый менеджер отдела смог эффективно включиться во все аспекты деятельности организации?
- Нужно ли мне принимать повышение и переезжать или следует отказаться от него и остаться здесь?
- Нужно ли нам затрачивать средства на перепланировку офиса, чтобы большее количество сотрудников смогло разместиться у окон?
- Как сделать нашу продукцию дешевле и лучше по сравнению с продукцией конкурента?
- Как сделать так, чтобы моя часть бюджета не была бы урезана?
- Как убедить руководство в том, что предлагаемое им слияние фирм подорвет производительность?
- Как ярче высветить проявления расизма и сексизма среди сотрудников компании?

Эксперимент с гусеницами
Одна из реалий делового мира заключается в преобладании рационалов, характерная черта которых состоит в том, что они могут перепутать деятельность и реальные действия. Если проблема может быть прочно сохранена в памяти, разбита на составные части или иным образом «сброшена со счетов», можно перестать беспокоиться по данному поводу, но рационалы в таких случаях считают, что она уже «решена». А если вы решитесь просто предположить обратное, то рационал, как мы убедились, обидится, займет оборонительную позицию и будет вам возражать.
Это приводит нам на память одну историю о французском натуралисте, экспериментировавшем с гусеницами, которую мы слышали несколько лет назад. Натуралист разместил гусениц вдоль края цветочного горшка, одну за другой, так что они образовали замкнутый круг. Гусеницы стали ползать кругами по краю горшка.
Натуралист решил, что некоторое время спустя они должны будут «понять юмор», устанут от бессмысленного накручивания кругов и отправятся на поиски пищи. Однако в силу привычки гусеницы с одной и той же скоростью неустанно ползали вокруг горшка семь дней и ночей. Конечно, они продолжали бы ползать и дальше, если бы не крайняя степень утомления. Несмотря на то, что поблизости гусениц ждала обильная пища, они ползали, пока не умерли от голода.
Конечно, все мы зависим от своих привычек. Однако рационалы, для которых слова «привычка», «обычай», «традиция», «прецедент» и «стандарт» звучат как заклинания, часто склонны слепо следовать своим курсом, часто лишая друг друга видения цели. Результат таков: цепочка рационалов движется по кругу.
Определенно, «гусеничная» модель решения проблем ни одной из них не решит. Для того чтобы найти решение, потребуется сбавить темп, рассмотреть варианты и, возможно, пожить некоторое время в состоянии неопределенности; ни одна из этих тактик не приведет к немедленным и важным результатам, однако все они способствуют принятию прочных и основательных решений.
Можно сделать следующий вывод: чем больше людей участвует в решении проблемы, тем дольше она может решаться, но тем больше работники будут преданы своему делу и тем лучше будет конечный результат.
---

Как показывает эта достаточно произвольная подборка вопросов, понятие «решение проблем» можно определить весьма широко. Это позволило нам заключить, что качество решений напрямую зависит от того, сколько разнообразия мы внесем в процесс решения проблемы. Конечно, разнообразить его проще на словах, чем на деле. Ведь подобно тому, как индивидуальные различия становятся ключом к более творческим и динамичным решениям, они могут и стимулировать наши способности по решению проблем, и блокировать их. В этой связи типоведение, с его естественным позитивным уклоном, обеспечивает нам базу для конструктивного и эффективного решения проблем.

Как решают проблемы представители всех восьми предпочтений

Прежде чем мы поговорим о пользе типоведения в решении проблем, давайте вкратце рассмотрим то, как представители всех восьми предпочтений смотрят на этот вид деятельности.

Экстраверты и интроверты

Как и во всех остальных случаях, экстраверты успешнее всего решают проблемы, когда они обсуждают их с кем-нибудь (или ни с кем в отдельности). Они ценят участие и отклик окружающих, даже когда слушатель не произносит ни слова: ему будет достаточно кивнуть или насупиться, чтобы экстраверт разгадал его реакцию на сказанное. Мы знаем одного крайнего экстраверта, который входил в комнату и сразу же обращался к присутствующим с проблемой: «Надо же, даже не знаю, что лучше — позвонить в газовую компанию по поводу моей кредитной карты или поехать туда, чтобы узнать, где они находятся. Я могу сделать и то и другое: сегодня днем у меня полно времени, но, пожалуй, мне лучше поехать и найти их. Спасибо всем за помощь». После чего этот человек разворачивался и выходил из комнаты. Удивительнее всего то, что экстраверту в самом деле казалось, что «слушатели» ему помогли, хотя они всего лишь наблюдали за этим зрелищем, раскрыв рты. В этом заключается важное различие между экстравертами и интровертами. Не зная о типоведении, вы скорее всего посчитали бы такого экстраверта поверхностным человеком, или личностью с психическими отклонениями.
Интроверты же, напротив, эффективнее всего решают проблемы, когда получают возможность оградить себя от реакций окружающих и уединиться где-нибудь, чтобы поразмышлять и подумать наедине с собой. Они находят ответы на вопросы, пользуясь своим умением слушать и своей способностью внимательно и объективно рассматривать проблему, не делая поспешных выводов. Правда, мы не знаем интровертов, которые могли бы войти в комнату, задумчиво оглядеть собравшихся и, ничего не сказав, утвердительно кивнуть и выйти из комнаты с чувством того, что им оказали поддержку, но можем предположить, что интровертам подобное не свойственно. Хотя не исключено, что любители так поступать все же существуют. Несмотря на то, что интровертный стиль решения проблем может показаться окружающим проявлением холодности и отстраненности, интроверт, воспользовавшись свободным моментом для более глубокого проникновения в проблему, все же решает свои затруднения.

Сенсорики и интуиты

Сенсорики лучше всего решают свои задачи, когда доверяются фактам и свидетельствам. Им нет равных в решении проблем практического характера, и они отлично умеют получать практические, ощутимые результаты. Сенсорик считает, что уделять уйму времени теоретическим вариантам — значит терять его попусту и никак не способствовать решению проблемы. Если проблема уже назрела, нужно браться за нее и двигаться дальше, даже если впереди намечается новая. Если же проблема пока не появилась на горизонте, то нечего тратить время и ломать над ней голову. К счастью для сенсориков, у них никогда не бывает недостатка в актуальных и осязаемых проблемах, которые требуют решения.

Как помочь сенсорику не утонуть в деталях и мелочах?
- Подумайте об основной причине, подтолкнувшей вас к переменам.
- Вспомните все осязаемые подробности воплощаемой идеи.
- Переведите идею в краткую запоминающуюся формулировку.
- Составьте план действий.
- Поищите вокруг себя примеры аналогичных ситуаций.
- Ненавязчиво предложите эту идею сенсорику, чтобы он мог отыскать содержащиеся в ней загвоздки.
---

Как помочь интуиту не потеряться в мире своих фантазий?
- Прежде чем нагружать интуита подробностями, поговорите о его личном видений проблемы и увяжите детали с этим видением.
- Время от времени возвращайтесь к тому этапу, когда эти подробности были частью новой и увлекательной идеи.
- Прежде чем интуит возьмется за елочные игрушки, дайте ему елку: изложите ему общий контекст дела прежде, чем переходить к частностям.
- Не судите об успехе действий интуита по количеству осязаемых результатов — лучше посмотрите, насколько развилось его представление о проблеме.
- Если интуит принялся воображать себе перспективы, отложите свой план работы и попробуйте придать точные контуры его мечтам.
- Для того чтобы вернуть интуита с небес на землю, не надо его «подстреливать» — лучше «бросьте ему веревку».
---

Интуиты же, напротив, не подступятся к проблеме до тех пор, пока не пересмотрят все варианты и не переберут различные планы, призванные охватить все до единого аспекты ситуации. Они лучше всего справляются с задачей, когда к ней требуется подходить с самой широкой перспективы. Например, в восприятии интуита проблема протекающего крана может объясняться, вероятно, давлением или температурой воды или даже дизайном кухни или ванной. Поэтому подходящее решение для него будет таким: купить несколько книг по ремонту в доме, проштудировать каталоги новой сантехнической арматуры или, может быть, даже вычертить схему водопровода. Все эти занятия интуит найдет безумно увлекательными, и, вероятно, они не позволят ему несколько дней (а то и недель или месяцев) перейти к настоящему ремонту протечки. Решение он увидит в нескольких оборотах ключа и покупке новой раковины.

Логики и этики

В сфере решения проблем логики берут на себя функцию оповещения о вероятных последствиях того или иного действия. Они склонны смотреть на решение проблем так же, как смотрят на все остальное: как на подобие шахматной задачи. Перед ними возникает своего рода модель, в которой фигурки могут перемещаться в рамках определенных планов, давая логику возможность взвесить причины и следствия каждого действия. Это позволяет логикам смотреть на решаемую задачу со стороны и тем самым не слишком погружаться в ее личностно окрашенные аспекты. Кто-то однажды разграничил малую и радикальную хирургию следующим образом: малая хирургия — это операция, которая делается другому человеку, в то время как если оперируют вас самих, то это всегда хирургия радикальная. О присущем логикам стиле решения проблем можно сказать нечто подобное (в позитивном смысле слова): они умеют отстраниться от проблемы, чтобы взглянуть на нее объективно: «Вот вам решения, а вот их последствия; вот каким путем можно пойти — стисните зубы и двигайтесь дальше: лес рубят, щепки летят». Но поскольку логики тоже люди, то когда аналогичная проблема встает перед ними самими, им становится куда труднее сохранять объективность.
Что касается этиков, то в процесс решения проблемы они привносят такой фактор, как последствия решения для вовлеченных в проблему людей. Так что если речь идет не о собственной проблеме этика, он может весьма точно предугадывать реакции людей. В решении проблем этик — своего рода барометр изменений, которые в результате возникнут в межличностных отношениях. Необходимо добавить, что даже лучшее в мире решение сработает лишь на бумаге и потерпит крах, если при его принятии не будет учтено, как воспримут это решение все, кого оно касается (несмотря на то, что мы должны признать: как «логический», так и «этический» стили решения проблем существенно важны). Но, конечно, верно и обратное: если все более или менее довольны найденным выходом, однако проблему он все же не решает, такая ситуация тоже не будет обнадеживать.

Рационалы и иррационалы

Если последнее из четырех предпочтений человека — рациональность, то в любой ситуации решения проблем он будет по своей природе ориентироваться на само решение. Следовательно, преимущество рационала заключается в том, что ему сравнительно легко прийти к этому решению и воплотить его в жизнь. Однако рациональность может помешать решению проблемы больше, чем какое-либо другое предпочтение, в силу склонности рационала слишком быстро ставить все точки над «i» (то есть делать вывод, прежде чем будут рассмотрены все альтернативы и все варианты воплощения идей). Иными словами, сильная сторона рационала в том, что он видит конец пути и достигает его, но в этом кроется и опасность: завершение процесса может видеться ему более важным, чем качество решения.
Достоинство иррационала также может обернуться его слабостью, если, обрабатывая проблему и выработав план действий, он будет и после этого придумывать варианты. С него станется и остановиться на середине выполнения своего решения, чтобы найти альтернативу для другой альтернативы, что не позволит ему осуществлять конкретные действия. Если бы мир был идеален, иррационалам всего-навсего требовалось бы не позволять рационалам торопиться с решениям, а тем, в свою очередь, надо было бы не позволять иррационалам перекраивать свои решения.

Преодоление кризисов

Едва ли стоило бы обсуждать все эти подходы, если бы профессиональные проблемы ставились и планировались строго упорядоченно. Разумеется, ничего подобного не происходит. В некоторых организациях кризисное мышление уже стало нормой и их сотрудники успевают лишь реагировать на события, а никак не предвосхищать их. Когда подобное имеет место, человеку от природы свойственно возвращаться к действиям, которые уже проверены опытом. Говоря языком типоведения, можно сказать, что мы полагаемся на свои предпочтения. И несмотря на то, что это может быть удобным, подобная тактика лишает нас возможности использовать все ресурсы, имеющиеся у нас в любой кризисной ситуации.
Рассмотрим простой пример — бросание и ловля мяча. Если вы видите летящий мяч, у вас есть время, чтобы оценить варианты: хотите ли вы ловить его «сильной» или «слабой» рукой или обеими вместе? Хотите ли вы вообще его ловить? Кто предупрежден — тот вооружен: имея такую роскошь, как время, вы повышаете свои шансы на успех.
Но что, если вы не знаете, что к вам летит мяч? Все вышеперечисленные соображения будут отброшены ради действительно эффективного способа ловли мяча: вам придется уже не планировать, а реагировать. В большинстве случаев это будет означать, что вы используете руку или для того, чтобы поймать мяч, или для того, чтобы по крайней мере защититься от его удара. Вы поступаете так потому, что этот способ всю жизнь вас выручал.
В рабочей обстановке происходит в значительной степени то же самое. Если к нам без всякого предупреждения летит мяч, принявший облик сокращенных сроков сдачи работы, выбывшего из работы сотрудника, потерянной партии товара или неудовлетворенного клиента, мы всегда полагаемся на уже проверенные средства. Посмотрим на это с типоведческих позиций: если вы, например, ISTJ, то вы закроете дверь, обдумаете проблему наедине с собой, выстроите факты по порядку и, сохраняя объективность, сделаете главное — примете решение о том, что вам делать. Ведь даже плохое решение лучше, чем его отсутствие, а назавтра вы сможете пересмотреть его. И напротив, если вы ENFP, то вы предпочтете поделиться своей проблемой со всеми, кто находится поблизости, поставить ее перед всем офисом, провести дискуссию для поиска вариантов, в котором поучаствуют все, и, главное, вы не приступите к делу, если вдруг получите какую-либо новую информацию.
Вы можете возразить: «Но зачем менять то, что эффективно работает?» Дело в следующем: вы привыкли доверять тому, что оказывается действенным; возможно, вы даже преуспеваете благодаря этому — и в этом нет ничего плохого. Но мы убеждены, что вы можете действовать еще успешнее (а заодно понизить свой уровень стресса), если поймете, насколько ваши действия будут определяться вашим типом личности. (Признайте следующее: если вы счастливы и преуспеваете на работе, вы уже уникальны в своем роде. Как показывают все проведенные исследования, работа и деловое окружение являются главным источником стрессов для большинства людей. И слишком многие из нас стремятся увернуться от трудностей, едва справляются с делами и прямо-таки напрашиваются на различные недуги, начиная от головной боли и заканчивая инфарктами.)

Проблема типологического однообразия

Мы уже отмечали, что для компаний неизменно актуальна постоянно возникающая проблема — не разнообразие, а однообразие типов личности. Для деловой Америки то, что руководство или бизнес-команда на 100% оказываются представлены рационалами и на целых 90% — логиками, является совершенно нормальным. Их стиль решения проблем нам уже известен: объективно проанализировать ситуацию, продумать ее последствия и, самое главное, что-нибудь сделать. Такой стиль решения проблем мы называем «точно в цель». Однако в лучших традициях рационалов вы в результате попадете в цель, хотя она может оказаться не той, в которую вам надо было попасть.
Собрав все эти факты воедино, вы увидите: мир, где преобладают логики-рационалы, постоянно сталкивается с препятствиями в виде известных и неизвестных проблем, а сами логики-рационалы, как это свойственно людям, склонны возвращаться к своим испытанным методам. Все это приводит к развитию такой корпоративной культуры, которая в лучшем случае не сумеет увеличить диапазон своих альтернатив, а в худшем — не будет способна отвечать на трудности сегодняшнего дня, упорно прибегая к вчерашним решениям. Лучше же всего управляются те компании, где помнят об одной истине Джорджа Сантаяны: «Те, кого история ничему не учит, обречены переживать ее снова».

Фактор «Z»

Идеальная и выгодная для всех методика решения проблем должна сводить к минимуму риск неудачи, повышать успешность деятельности и позволять всем тем, кого затрагивает эта проблема, максимально задействовать свой потенциал и остаться довольными.
С помощью типоведения этот идеал можно воплотить в реальность.
Максимально эффективный из найденных нами методов решения проблем мы называем «Методом решения проблем «Z»». Разработан он не нами: этот метод увидел свет благодаря Изабель Бриггс-Майерс. Развивая теорию типов личности, она обнаружила, что правильное решение проблемы включает в себя четыре фактора:
1. Собирание фактов: воспользуйтесь возможностями сенсорики, чтобы детально проанализировать решаемую задачу.
2. Проработка возможностей: воспользуйтесь возможностями интуиции, чтобы просчитать варианты развития событий и решения проблемы.
3. Объективный анализ: воспользуйтесь возможностями логики, чтобы рассмотреть эффект от каждого возможного решения проблемы через призму причинно-следственных связей.
4. Влияние результата на людей: воспользуйтесь возможностями этики, чтобы оценить, как предлагаемые вами решения подействуют на всех тех, кто вовлечен в проблему.
Как вы увидите из приведенной ниже диаграммы, если следовать этому плану, опираясь на предпочтения, выражаемые двумя буквами из середины вашего четырехбуквенного кода (сенсорика — интуиция, логика — этика), вы как бы очертите букву «Z» — отсюда и название этого метода решения проблем.

Метод решения проблем «Z»

Неважно, каков ваш тип личности — пользоваться этим методом может любой. Помните, что все мы обладаем свойствами каждого из восьми предпочтений — экстраверсии и интроверсии, сенсорики и интуиции, логики и этики, рациональности и иррациональности, но в характере каждого человека преобладает только один компонент из каждой пары. Метод «Z» для более эффективного решения проблем потребует от вас прибегнуть к четырем из этих предпочтений, два из которых окажутся для вас неприоритетными.
Впрочем, в момент аврала воспользоваться этой моделью будет сложнее, чем на словах. Как мы уже говорили, если вы знаете, что к вам летит мяч, то можете соответствующим образом к этому подготовиться. Если же вы замечаете это внезапно, то примете меры, которые не могут не подействовать. Таким образом, в состоянии стресса или кризиса:
- Сенсорные логики (ST) скорее всего будут опираться на факты (сенсорика), толкуя их аналитически и объективно (логика).
- Сенсорные этики (SF) скорее всего будут опираться на факты (сенсорика) и истолковывать факты с точки зрения их воздействия на людей (этика).
- Интуитивные этики (NF) скорее всего будут рассматривать возможные альтернативы данной ситуации (интуиция) и истолковывать факты с точки зрения их воздействия на людей (этика).
- Интуитивные логики (NT) скорее всего будут рассматривать возможные альтернативы данной ситуации, толкуя их аналитически и объективно (логика).
Важно отметить и следующее: несмотря на то, что мы рассматриваем здесь только два из ваших предпочтений, остальные два (экстраверсия — интроверсия и рациональность — иррациональность) также поучаствуют в решении проблем. Так, экстравертный сенсорный этик отреагирует на проблему иначе, чем интровертный, а рациональный сенсорный этик — иначе, чем иррациональный. Однако все сенсорные этики будут руководствоваться одними и теми же предпочтениями — сенсорикой и этикой.
Теперь давайте рассмотрим воображаемый кризис. В пятницу в три часа дня вам звонит один из клиентов, который сообщает: крупная партия товара, отправленная вами для него неделю назад, не прибыла, а к середине дня понедельника товар должен быть у него. Вы понимаете, что неосуществление доставки отразится на том, что этот важный клиент перестанет вести с вами дела, хотя напрямую об этом не говорится. Вариантов у вас нет: вы должны или отыскать партию товара, или отправить новую.
Этот кризис, как и все остальные, разражается в самый неподходящий момент. Поскольку дело происходит днем в пятницу, деловая активность уже замедляется и кое-кто даже уходит с работы пораньше. Вместе с тем у вас достаточно людей, чтобы справиться с этим делом. Только вот как с ним справиться?
Давайте взглянем на то, как обладатели четырех сочетаний предпочтений вероятнее всего решат эту проблему:
- Сенсорные логики (ST) скорее всего воспримут как данность то, что первая партия товара потеряна и что времени на отслеживание ее нет. Вариантов для них нет: нужно подготовить и немедленно отправить вторую партию товара, так что всем придется задержаться допоздна, пока это не будет выполнено.
- Сенсорные этики (SF) также спишут со счетов первую партию товара, согласившись с тем, что нет смысла тратить время на ее поиски. Утвердившись в этой мысли, они опросят всех сотрудников компании насчет того, кто из них свободен от важных дел и может задержаться на работе, решив сделать все самим, если никто не придет им на помощь.
- Интуитивные этики (NF) рассмотрят возможность того, что первую партию товара все еще можно отыскать и тем самым спасти всех от хлопот, связанных с повторной отправкой. Они попытаются организовать и воодушевить к работе команду из своих коллег, чтобы те «впряглись» и принялись за поиски груза.
- Интуитивные логики (NT) также попытаются отыскать первую партию товара (поскольку ее так или иначе придется разыскивать) и будут одновременно готовить к отправке вторую партию (поскольку это единственный надежный вариант). Одновременно интуитивные логики приступят к разработке метода оценки грузоперевозок, чтобы не допустить повторного возникновения подобной ситуации.
Каждый из четырех подходов является вполне надежной кризисной мерой. Трудно сказать, какой из них скорее всего увенчается успехом — каждый имеет на это шансы. Возможно, мы поставили бы на сенсорных логиков, которые найдут самое ясное, прямое и простое решение. Однако плохо то, что их подход больнее всего ударит по сотрудникам, нарушит ход их жизни и, возможно, повлечет за собой максимальное количество невыходов на работу утром в понедельник. Поэтому можно сделать вывод, что полагаясь только на два своих сильнейших предпочтения, вы либо снизите свои шансы на успешное решение проблемы, либо повысите шансы на то, чтобы оттолкнуть от себя окружающих в процессе решения.
Метод «Z», который задействует как свойства предпочтений, так и неприоритетные типологические свойства, повысит ваши шансы на успех, так что вы не нанесете ущерба делу и не обидите людей.

Применение метода «Z» на практике

Давайте взглянем на то, как метод «Z» мог сработать в только что рассмотренной ситуации.
1. Собирание фактов: Начните с фактического анализа ситуации, стараясь предельно углубиться в специфику. В данном случае факты таковы: по сообщению клиента, груз не прибыл. Каковы практические подробности дела? Что могут сказать о грузе его даты и сроки отправки, график его пути и сообщения персонала? Не ошибается ли клиент? Может быть, товар уже у него на складе, просто накладные выписаны так, что его направили не туда? Какую точную информацию может предоставить вам перевозчик груза? Опять-таки будьте внимательны к подробностям.
2. Проработка возможностей: Теперь, когда вы располагаете собранной информацией, настало время выяснить, что все это означает. В данном случае факты приводят вас к выводу: вы отправили груз правильно, однако на склад клиента он до сих пор не прибыл. Сколько у вас вариантов объяснений для случившегося? Тень подозрения, что вполне вероятно, упадет на перевозчика партии товара, однако это лишь одна из возможностей. Второй вариант развития событий таков: груз был доставлен по назначению, однако на складах у клиента его поместили не туда и в нужное место он не попал. Третий, хотя и менее правдоподобный, вариант заключается в том, что груз «исчез» из трейлера и попал в руки банды грабителей. И наконец, вполне возможно, что ответа на поставленный вопрос вы не найдете и вам придется собирать и отправлять вторую партию товара.
3. Объективный анализ: Итак, вы внимательно рассмотрели все альтернативы. Исходя из требований реальности, вы должны собрать и отправить дополнительную партию товара, и с каждой секундой шансы на то, что вам придется это сделать, постепенно возрастают. Вам потребуется подобрать персонал, чтобы отправить груз к концу дня, даже если всем придется задержаться на работе до семи или восьми часов вечера. Вы знаете, что кое-кто здорово расстроится из-за того, что придется посвятить вечер пятницы работе, но такова жизнь и работу необходимо выполнить. Второе решение заключается в том, что если все дело и вправду в организованной (или неорганизованной) преступной группе, захватившей ваш груз, то вы ничего не можете сделать, чтобы помочь клиенту немедленно решить проблему. Вместе с тем примите к сведению и то, что есть смысл заняться версией о доставке груза в неверное место, поскольку раньше подобное уже случалось, так что, если вы вовремя найдете и доставите первую партию товара, это окажется для вас гораздо выгоднее. И ваш последний объективный вывод заключается в том, что вы должны сделать все необходимое, поскольку имеете дело со столь важным клиентом, потерять которого вы не можете себе позволить.
4. Влияние результата на людей: Прежде чем вы примете окончательное решение по поводу того, что вам делать, важно выяснить, как различные варианты развития событий скажутся на вашем персонале. По своему предыдущему опыту вы уже знаете, что одни сотрудники будут готовы помочь, а другие — нет. Итак, опрос вашего персонала покажет вам, достаточно ли у вас рабочей силы для действий по каждому сценарию, так чтобы никто не испортил себе выходные. Опрашивая сотрудников, вы преследуете и другую цель: выясняете, до какой степени каждый из них верен клиентам, проекту, компании и всему остальному и что может побудить его на дополнительные усилия (или вызвать в нем раздражение по поводу работы в целом). Например, кто-то рад бы помочь, но не может этого сделать, поскольку уже договорился о чем-то с семьей, и тогда вы решаете, что этот человек может принести пользу в первые несколько часов кризиса, а затем его следует заменить кем-то еще. Так вы оптимальным образом задействуете потенциал сотрудников, без риска вызвать в ком-то чувства гнева или вины. В этом аспекте важно, чтобы как можно больше сотрудников могло почувствовать, что они могут сказать свое слово в окончательном решении, которое вы примете.
Каким бы ни было ваше окончательное решение (то есть решите ли вы, что сломался трейлер компании-перевозчика, но он будет починен, чтобы товар был доставлен в срок к понедельнику, или что необходима повторная отправка груза), пройдя этот процесс, вы значительно снизите ущерб и хлопоты для своей компании. Мы готовы признать, что применение метода «Z» в решении проблем добавит вам несколько минут (а то и лишний час или около того) работы, однако он неизбежно принесет вам более высокий результат и значительно повысит шансы на то, что в период очередного кризиса ваш персонал окажется там, где он будет вам нужен. Более того, чем чаще вы станете пользоваться методом «Z», тем легче это будет вам даваться и тем меньше времени он будет требовать для применения.
У этого метода есть дополнительное преимущество: по мере того как вы будете им пользоваться, вы поймете, что при решении проблем вы сможете полагаться на окружающих, чтобы они воспользовались типологическими свойствами, не входящими в число ваших предпочтений. Например, если вы сенсорный логик, вы захотите положиться в кризисной ситуации на интуитивного этика, которому доверяете. Совет этого человека поможет вам убедиться в том, что вы охватили все аспекты метода «Z». По этой причине вам может пойти на пользу, если вы подберете своего рода «типологическую кризисную команду», в которой будут понемногу представлены все предпочтения, чтобы иметь возможность действовать, когда ситуация этого потребует.
Как и во многих других областях, в решении проблем типоведение расширит ваш подход к ситуации таким образом, что ваши сильные стороны будут задействованы максимально, а ваши слабые стороны «прикроет» кто-то другой.

Не теряйте из вида перспективу

Все приведенные выше полезные советы едва ли окажутся полезными, если вы не будете чувствовать «типологических слабых мест» своего коллектива. Если проявлять по отношению к представителю каждого из восьми предпочтений должное уважение, поощрение и поддержку и использовать его потенциал, решение проблемы может занять немного больше времени, однако это неизменно приносит лучшие результаты.
Перспектива — вот что здесь главное. Если вы с самого начала будете знать, какие предпочтения недостаточно представлены в вашей группе по устранению проблем, вы лучше подготовитесь к тому, чтобы отыскать приемлемое решение, независимо от характера проблемы — большой или маленькой, ожидавшейся или неожиданной. Компенсировав предпочтения, отсутствующие или недостаточно широко представленные в коллективе, вы обеспечите себя возможностью принимать самые лучшие решения.
Перефразируем высказывание из начала главы так: для типоведения не бывает настолько больших или непреодолимых проблем, с которыми вы не смогли бы эффективно справиться с небольшой помощью своих друзей.

Решение проблем

Если вы...
Экстраверт: Интроверт:
Подчиненные-экстраверты -Для большей точности повторяйте то, что вы слышите от других, и просите их делать то же самое.
- Постарайтесь не говорить одновременно с собеседником.
-Услышав вопрос или замечание, сделайте небольшую паузу — если это поможет, сосчитайте до пяти, прежде чем заговорить. - Требуйте времени и места для тихого уединения.
- Учитесь говорить прямо и выразительно.
- Если вам нужно сделать так, чтобы вас услышали, говорите громче — не ждите, пока вас спросят.
Экстраверт: Интроверт:
Подчиненные-интроверты - Включите в процесс работы над проблемой время для уединения и размышлений.
- Почаще пишите на бумаге то, что вы хотели бы сообщить устно.
- Перед собранием оповещайте участников о проблемах и вопросах, которые будут там разбираться, чтобы у интровертов было время все рассмотреть и обмозговать. - Высказывайте свои мысли, даже если поначалу немного робеете.
- Поправляйте себя вслух, а не мысленно.
- Делитесь своими мыслями и чувствами чаще, чем вам кажется необходимым, и поощряйте к этому других.
Сенсорик: Интуит:
Подчиненные-сенсорики -Учитесь выражать очевидное в самых общих чертах.
-Делитесь друг с другом своими надеждами и представлениями.
- Постарайтесь удерживать друг друга от слишком буквального истолкования сказанных слов. - Помните: многое из того, что вы скажете, может быть воспринято буквально.
- Проверяйте, как вы поняли те или иные мысли, обсуждая это с окружающими, чтобы удовлетвориться правильным пониманием.
- Помните, что точность и факты вам будут необходимы для того, чтобы дать правильный ответ.
Сенсорик: Интуит:
Подчиненные-интуиты - Проверяйте, как вы поняли те или иные мысли, обсуждая это с окружающими, чтобы удостовериться в верном понимании сказанного.
- Будьте готовы к тому, что на ваши точные вопросы и формулировки коллеги будут давать самые общие ответы.
- Будьте готовы к тому, что окружающие вас интуиты будут недовольны чрезмерно мелкими деталями и подробностями, слишком подробными данными и планами. - Обязательно проверяйте и перепроверяйте смысл предложений, вносимых каждым из вас.
- Помните, что решения, которые вы ищете, должны находить применение в практическом, реальном мире.
- От каждого из говорящих требуйте подробных ответов: из их слов вы должны точно понять все важные и необходимые подробности дела.
Логик: Этик:
Подчиненные-логики - В общении с другими людьми обязательно принимайте в расчет их эмоции.
- Стремитесь к тому, чтобы не поддаваться соревновательным порывам и стремлению решить проблему именно вашим способом.
- Анализируйте варианты решений на предмет того, как они скажутся на вовлеченных в проблему людях. - Не бойтесь частых споров и дискуссий.
- Время от времени старайтесь выражать свои негативные мысли и чувства, но без чувства вины.
- Избегайте извинений и уступок и не принимайте огонь на себя лишь ради гармонии.
Логик: Этик:
Подчиненные-этики - Стремитесь к установлению личного контакта с другими людьми — представьте себе, какие обстоятельства влияют на них, помимо решаемой вами проблемы.
- Помните, что когда возникает та или иная проблема, окружающие могут нуждаться не в ее анализе, а в поддержке.
- Будьте готовы столкнуться с тем, что любая критика может быть воспринята в качестве личного выпада. - Не нужно постоянно «спасать» своих коллег и принимать на свой личный счет то, что они говорят.
- Помните, что установление и сохранение открытого диалога и открытости во взаимоотношениях необязательно служит решением проблемы.
- Помните о своей склонности избегать конфронтации и идти на поводу у других в процессе решения проблем.
Рационал: Иррационал:
Подчиненные-рационалы - Старайтесь больше поднимать вопросы и меньше торопитесь с ответами и советами.
- Почаще уступайте другим, даже если вы уверены, что правы.
- Активно изучайте вновь поступающие сведения, задаваясь вопросом: «Что мы могли проглядеть?» - Знайте, что ваша открытость и склонность находить варианты могут скорее раздражать, чем удостаиваться одобрения.
- Помогайте рационалам убеждаться в том, что любой диалог содержит в себе больше, нежели одни указания и ответы.
- Помните, что предложения окружающих могут и не отражать их окончательную позицию по данному вопросу, даже если они утверждают, что это так.
Рационал: Иррационал:
Подчиненные-иррационалы - В ходе разговора избегайте загонять иррационалов в угол: оставляйте им шанс для свободных действий.
- Знайте, что ваша склонность к организации, решению проблем и контролю может скорее обижать других, чем приносить облегчение.
- Учитесь проводить самостоятельный анализ предложений и идей других, прежде чем «закрывать проблему». - Обязательно проследите за тем, чтобы кто-нибудь из вас непременно принял решение, и следуйте этому решению до конца.
- Учитесь решать одну проблему до конца, прежде чем переходить к другой.
- Постарайтесь договаривать свои фразы до конца всегда, когда это возможно.

Книга Типы людей и бизнес

психология

Когда стоит обратиться к психиатру

Обнаружив первые признаки психических расстройств, многие люди сталкиваются с трудностью выбора подходящего специалиста или откладывают посещение психиатра на длительный период. Важно осознавать, что своевременная консультация способствует выявлению проблемы и началу …

Идеи реинкарнации или что почитать в тему?

Реинкарнация - это концепция, согласно которой существует переселение душ из одного тела в другое после смерти. В различных традициях и философиях существуют разные идеи и трактовки реинкарнации. Вот несколько идей, …

Джидду Кришнамурти. Свобода от известного (Слава Zenzen)

Автор: slava.a@email.com Слава Zenzen Глава I Человеческое искание. Искаженный ум. Традиционный подход. В плену респектабельности. Человек и индивидуум. Существование как борьба. Сущностная природа человека. Ответственность. Истина. Преобразование себя. Растрачивание энергии. …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.