ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АККУМУЛЯТОРОВ

УХОД ЗА СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫМИ АККУМУЛЯТОРАМИ

Из всего многообразия типов свинцовых аккумуляторов различно­го назначения здесь рассматриваются лишь автомобильные аккуму­ляторы, эксплуатация которых происходит в сравнительно сложных условиях.

Плотность раствора серной кислоты, заливаемого в автомобиль­ные аккумуляторы, зависит от климатического пояса и времени года. Плотность электролита, заливаемого в стартериые батареи с сепараторами из мипора или мипласта, приведена в табл. 18. Тем­пература электролита, заливаемого в элементы аккумуляторных ба­тарей, не должна превышать 25° С.

Таблица 18

Плотность электролита (при 15° С), заливаемого в стартерньїе аккумуляторы, г/см3, в зависимости от климатического пояса и времени года

Батареи с сепараторами из мипора

Климатический пояс

Время года

Или мишіастз

Перед первым зарядом

В конце заояда

Крайние северные рай­

Зима

1,280

І,310

Оны с температурой зи­

Лето

1,270

1,270

Мой ниже —35° С

Северные и централь­

Зима

1,255

1,285

Ные районы с темпера­

Лето

1,240

1,270

Турой зимой до —35° С

Южиые районы

Зима

1,240

1,270

Лето

1,210

1,240

Зарядный ток, А, стартерных автомобильных аккумуляторов

Тип батареи

Заряд

ЗСТ-65ЭР

ЗСТ-80ПМ

ЗСТ-95ПМ

ЗСТ-110ПМ

6СТ-60ЭМ

6СТ-75ЭМС

Первый........................

3,5

5,0

6,0

6,5

3,5

4,5

Тренировочный. .

5,0

6,5

8,0

10,0

5,0

6,0

Стеклянной трубочкой диаметром 3—5 мм с соответствующими делениями проверяют уровень электролита в батареях. Затем элек­тролит доливают с таким расчетом, чтобы его уровень был на 10— 15 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепа­раторами. Через 4—6 ч после заливки электролита батарею ставят на заряд. Сила тока первого и последующих (тренировочных) за­рядов для каждого типа батарей указана в табл. 19.

Температура электролита перед зарядом не должна превышать 30° С. Заряд продолжается до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех элементах, а напряжение и плотность элект­ролита не станут постоянными, сохраняя одни и те же значения на протяжении 3 ч, что служит признаком конца заряда. В процес­се заряда надо следить за тем, чтобы температура электролита не поднималась выше 45° С. Продолжительность первого заряда может колебаться в пределах 25—50 ч, что зависит от продолжительности хранения батареи до пуска ее в эксплуатацию. К концу первого заряда доводят плотность электролита до нормальной величины. Для этого с помощью резиновой груши отбирают некоторое коли­чество электролита, заменяя его дистиллированной водой. После первой зарядки батареи могут быть сданы в эксплуатацию.

Новые, не бывшие в употреблении аккумуляторные батареи, надлежит хранить в сухих помещениях с температурой воздуха выше 0°С. Батареи должны быть защищены от прямого попадания солнечных лучей, а пробки батареи плотно ввинчены, причем гер­метизирующие детали (уплотнительные диски и трубочки) в венти­ляционных отверстиях крышки должны находиться на месте.

Батареи, частично бывшие в эксплуатации, а также полученные с заводов вместе с новыми автомобилями, при передаче на хране­ние следует полностью зарядить, проверить уровень электролита в них, довести его плотность до рекомендуемых значений и ввернуть в крышки пробки. Указанным батареям в процессе хранения один раз в три месяца надо давать контрольно-тренировочный цикл по режиму: заряд током нормального заряда, доводка уровня элект­ролита до нормы и разряд током по 10-часовому режиму до напря­жения 1,7 В на одном из элементов. Температура электролита в начале разряда должна быть 30±2°С; полученную емкость при­водят к температуре 30° С и если она оказывается меньше 90% но-

Основные неисправности свинцовых аккумуляторов

Неисправность

Признак неисправности

Причина неисправности

Способ устранения неисправности

Сульфатация пластин

Повышенное напряжение в начале заряда и пониженное в конце его

Незначительное повышение плот­ности электролита при заряде

Длительное нахождение пластин в разряженном или полуразряжениом состоянии

Недоразряд

Загрязнение органическими веще­ствами

Быстрое повышение температуры электролита при заряде

Преждевременное обильное газо - выделеиие

Слишком глубокий разряд Низкий уровень электролита и вы­сокая температура

Доливка элементов электролитом

Провести заряд сла­бым током в разбав­ленном растворе

Пониженная емкость и резкое па­дение напряжения при разряде

Короткие замыкания в элементах

Незначительное повышение плот­ности электролита при заряде

Непрерывное уменьшение плотно­сти электролита в процессе цитиро­вания

Повреждение сепараторов (сколы, трещины, отверстия)

Сдвиг пластин по отношению друг к другу, смещение сепараторов

Заменить повреж­денные сепараторы

Выровнять пласти­ны и сепараторы

Высокая температура электролита

Накопление шлама на дне сосуда выше опорных призм

Очистить сосуд от шлама

Пониженное напряжение при за­ряде и разряде

Образование свинцовой губки иа кромках и ножках отрицательных пластин

Удалить свинцовую губку

Повышенный разряд

Само-

Быстрая потеря емкости после пол­ного заряда

Быстрое уменьшение плотности электролита и напряжения при без­действии батареи

Резкая потеря емкости после не­скольких часов илн суток отдыха

Попадание в элемент токопроводя - щего предмета

Утечка тока по загрязненной по­верхности батареи или через проли­тый на нее электролит

Загрязнение электролита примесями

Удалить из элемен­тов посторонние предметы

Вылить электролит, промыть элементы ди­стиллированной водой и наполнить свежим электролитом

Протереть поверх­ность батареи чи­стой ветошью, смо­ченной в растворе со­ды или в нашатырном спирте. Батарее сооб­щается 2—3 трениро­вочных цикла

Нзиос

Изменеиие полярности батареи или отдельных элементов

Повышенный пластин

Обрыв электрической цепи батаоеи общего напряжения Резкое уменьшение СМКОСИ1

При разряде батареи плотность электролита быстро поднимается до нормальной величины, а при разряде пластины отдают малую емкость

Уменьшение батареи

Отсутствие напряжения иа зажи­мах батареи и отдельных элементах при наличии напряжения иа всех других элементах

Неправильное подключение бата­реи в зарядную цепь

Разряд слабых элементов до нуля, вследствие чего разрядный ток бата­реи для таких элементов становится зарядным и в иих происходит пере­мена полярности

Систематический заряд батареи большими токами при повышенной температуре (выше 45° С)

Расплавление бориа иа отдельных элементах из-за короткого замыкания во внешней цепи или разряда бата­реи током, превышающим максималь­но допустимый

Исправить под­ключение батарей на заряд, изъять слабые элементы

Изъять из батареи поврежденные эле­менты и заменить их исправными

То же

Минальной, то батарею с дальнейшего длительного хранения необ­ходимо снять. Аккумуляторы, имеющие пониженную емкость и низкое напряжение, подлежат снятию с эксплуатации и осмотру в ремонтно-зарядной станции с целью выяснения возможности устра­нения указанных недостатков.

Причиной этих недостатков могут являться: коррозия решеток положительного электрода, оплывание положительной активной массы, необратимая сульфатация и короткие замыкания. Законо­мерности большинства этих явлений рассматривались выше. Акку-

УХОД ЗА СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫМИ АККУМУЛЯТОРАМИ

Рис. 34. Удаление межэлементных со­единений стяжкой (а) и сверлением (б)

Ю

Муляторы, вышедшие из строя из-за коррозии решеток или оплыва­ния активной массы, не могут быть возвращены в эксплуатацию, так как эти неисправности не поддаются устранению. Избавиться можно лишь от неполадок, вызванных необратимой сульфатацией пластин и образованием в аккумуляторе коротких замыканий. Ос­новные неиспразности свинцовых аккумуляторов приведены в табл. 20.

Короткие замыкания устраняются заменой поврежденных сепа­раторов, удалением свинцовой губки на краях пластин, очисткой со­суда от шлама, выравниванием пластины и сепаратора, удалением посторонних предметов. Осуществление этих операций требует вскрытия аккумулятора.

Разборку аккумуляторов выполняют следующим образом. Стяжкой или сверлением удаляют межэлементные соединения (рис. 34). Нагретой стамеской прорезают на глубину 12—15 мм за­ливочную мастику между крышкой и стенками сосуда (эту опера­цию необходимо проводить не мешкая, так как заливочная мастика

Быстро застывает). Плоскогубцами захватывают каждый полюсный вывод, и элемент вытягивают вверх из батарейного бака (рис. 35). На выходе из сосуда элемент задерживают на несколько минут, чтобы дать возможность стечь электролиту. Во избежание окисле­ния отрицательных электродов блок не должен находиться вне сосуда больше чем 15 мин. Рекомендуется время от времени обрыз­гивать отрицательные электроды водой до тех пор, пока блок не будет помещен снова в бак. Вынутый блок тщательно осматривают, удаляют образовавшуюся иа кромках электродов губку, вы­являют и устраняют короткие замыкания, а дефектные сепа­раторы заменяют новыми.

Для удаления сепараторов, подлежащих повторному ис­пользованию, применяют спе­циальный экстрактор. Сепара­торы же, не предназначенные для повторного использования, можно вынимать при помощи стамески.

После удаления сепарато­ров блоки положительных и отрицательных пластин отделя­ют друг от друга и замачивают в воде в течение 20 мин. После этого их вынимают из воды и помещают на полки для хране­ния. Электролит из сосуда вы­ливают, а сосуд промывают сначала водопроводной, а затем дистиллированной водой.

Сборку аккумуляторов начинают с установки новых сепарато­ров. После установки всех сепараторов элемент помещают в сосуд, на полюсные выводы ставят уплотняющие прокладки из мягкой резины, затем вставляют крышку. Пространство между крышкой и сосудом заливают предварительно разогретой заливочной мастикой и спустя некоторое время горячей стамеской удаляют весь излишек мастики, выравнивая ее до получения гладкой поверхности. Затем устанавливают межэлементные соединения. Последние должны сво­бодно надеваться на полюсные выводы. Пайку полюсных выводов и межэлемеитных соединений производят ацетилено-кислородным пламенем или электропаяльником. В собранные таким образом элементы наливают необходимое количество электролита, после чего батарею приводят в действие и испытывают.

УХОД ЗА СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫМИ АККУМУЛЯТОРАМИ

Наиболее часто встречающимися дефектами кроме указанных в табл. 20 являются коррозия решеток, а также коробление пла­стин. Усиленная коррозия — результат систематических перезаря­дов, сокращающих срок службы пластин положительного электро­да. Коробление пластин происходит как вследствие коррозийной
деформации, так и из-за воздействия систематических недозарядов, ведущих к накоплению сульфата свинца в активной массе и к снижению концентрации электролита.

КАДМИЕВО-НИКЕЛЕВЫЕ И ЖЕЛЕЗОНИКЕЛЕВЫЕ ЩЕЛОЧНЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ

ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АККУМУЛЯТОРОВ

Почему изнашивается автомобильный аккумулятор?

Автомобильные аккумуляторы - это довольно специфические элементы оборудования в автомобилях. Их задача - накопить энергию, необходимую для запуска неработающего двигателя. Несмотря на значительное развитие технологий в конструкции автомобильных аккумуляторов, что …

Зачем нужны Тяговые Аккумуляторы

Какое устройство, принцип работы и чем отличаются тяговые аккумуляторы от обычных? В настоящее время в бытовых и производственных целях применяются три типа тягового аккумулятора с разными режимами действия.

Простая и практичная аккумуляторная техника

Основная классификация аккумуляторного инструмента в Койот– на бытовой и профессиональный. Их основное отличие заключается в выносливости и времени непрерывной работы. Бытовые инструменты могут работать не больше 3-4 часов в день, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.