Проектный бизнес

Сам термин "проект&quot

Будет удивительно, но первый и самый главный миф в управлении проектами связан с определением и/или пониманием того, что является проектом. Собственно говоря, все проблемы проектного менеджмента упираются в понятие "проект". То, что вкладывается в первичное оп­ределение, задает и последующий вектор. Именно поэтому все книги по этой теме начинаются с определения термина "проект", хотя, каза­лось бы, какая разница пользователю от того или иного формального определения.

Приведем список различных формулировок со ссылкой на источник.

1. (1) Проект — целенаправленное ограниченное во времени мероп­риятие, направленное на создание уникального продукта или услу­ги. (2) В самом широком понимании, проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с ус­тановленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организа­цией. (Ассоциация Управления Проектами, СОВІ ИТ Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетенции специалистов, М. "Консалтинговое агентство КУБС Групп - Кооперация, Бизнес-Сервис", 2001)

2. Project is a temporary endeavor undertaken to create a unique product or service (перевод: Проект - это ограниченное во времени усилие [мероприятие, предприятие], предпринимаемое для создания уни­кального продукта или услуги). (РМВОК Guide 2000 Edition)

3. Проект — уникальный процесс, состоящий из совокупности ско­ординированных и управляемых видов деятельности, имеющий начальную и конечную дату выполнения, предпринимаемый для достижения цели, соответствующей установленным требовани­ям, включая ограничение по времени, затратам и ресурсам (ISO 10006:2003)

4. Проект — система сформулированных в его рамках целей, созда­ваемых или модернизируемых для их реализации физических объ­ектов, технологических процессов, технической и организацион­ной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению. (В. В. Шеремет и др. Управление инвестициями - М.: Высшая школа, 1998)

5. Проект — уникальный комплекс взаимосвязанных мероприятий для достижения заранее поставленных целей при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых ре­зультатов. (Товб А. С., Ципес Г. Д Управление проектами: стандар­ты, методы, опыт. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2005)

6. Проект — это комплексное, не повторяющееся, одномоментное ме­роприятие, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам, а также четкими указаниями по выполнению, разработанными по потреб­ности заказчика. (Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон Управление проектами: Практическое руководство - М.: Издательство "Дело и сервис", 2003)

7. Проект — целенаправленный, ограниченный заданным периодом времени комплекс действий, результат которых удовлетворяет за­данным критериям, среди которых критерии, основанные на свойс­твах "уникальность" и т. д. (Доклад на 17-ом Всемирном Конгрессе по управлению проектами, Соболенко Н. А., Тягунов М. Г., Шванн Д. Э. Синтаксический анализ целей проекта, 4-6 июня 2003 года).

Последнее определение примечательно тем, что для переформули­рования термина "проект" применен весьма непростой математичес­кий аппарат металингвистического анализа.

Не смотря на различие словах, все формулировки, с той или иной степенью акцента, основаны на следующих пяти компонентах:

1. проект представляет деятельность (комплекс действий, вид деятельности);

2. эта деятельность ограничена во времени;

3. эта деятельность имеет цель;

4. цель деятельности является уникальной;

5. ресурсы, имеющиеся для деятельности, ограничены, в частности, цель должна быть достигнута к определенной календарной дате.

На первый взгляд, определение вполне разумно. Например, деятель­ность по строительству дома. Дом должен быть построен к заранее за­данной календарной дате при утвержденной смете.

Но тут же возникает обратный вопрос: "какая деятельность не явля­ется проектом?" Посмотрим внимательно на приведенные пять пунк­тов и проверим, удовлетворяет ли любой бизнес этим условиям.

1. Любой бизнес является деятельностью.

2. Любой современный бизнес ограничен во времени. Даже крупней­шие корпорации за период примерно в 10 лет изменяются неузна­ваемо, вплоть до изменения названия корпорации. Малый бизнес просто по своей сущности кардинально изменяется за 2-3 года — либо перерастает в новую организацию, либо умирает. Конечно, 200 лет назад доминирующим был постоянный семейный бизнес, теперь такой вид бизнеса стал маргинальным.

3. Любой бизнес имеет цель, в первую очередь, извлечение прибыли.

4. Цель любого бизнеса можно считать уникальной. Последнее ут­верждение может показаться спорным. На самом деле без уникаль­ности бизнес не конкурентноспособен. Например, выпечка хлеба. С одной стороны, это рутинный, повторяющийся процесс, а, с дру­гой стороны, каждый хлебозавод имеет свой уникальный рецепт хлеба. Продукт деятельности типографии, выполняющей заказы рекламных агентств, также является уникальным. Так что, граница "уникальность - не уникальность" является весьма зыбкой.

5. Любой бизнес ограничен в ресурсах.

Получается, что любая бизнес-деятельность является проектом.

Вот и выявлен первый миф: само определение термина про­ект не выдерживает первой критической атаки.

Справедливости ради надо отметить: наиболее популярный стандарт РМВОК признает, что любая деятельность: (1) выполняется людьми, (2) ограничена доступностью ресурсов, (3) планируется, исполняется и управляется. Одновременно, исходя из своего определения, РМВОК помимо термина "управление проектами" вводит еще один термин: уп­равление через проекты, означающий применение методов управления проектами в текущей оперативной деятельности. Деятельность, отно­сящуюся к управлению через проекты, РМВОК не включает в сферу своей регламентации. Соответственно, если компания при выполнении заказов применяет проектные методы, то называть эту деятельность проектной компания не вправе.

Признав наличие мифа о проекте, мы должны тут же поставить сле­дующие вопросы:

• Как же западный проектный менеджмент строит свою деятель­ность на ошибочном определении?

О Ответ №1. На самом деле, подобное определение возникло значительно позже, чем массовое использование проектных инструментов: бюджет, сетевые графики, календарное плани­рование и т. д. Эти инструменты были опробованы практикой. Поэтому противоречий на практике не возникает, о Ответ №2. Определение проекта возникло как перенос внутри корпоративных представлений о проекте на общеэкономичес­кий язык. Действительно, часто внутри корпорации можно го­ворить об уникальности цели, специальной процедуре получе­ния бюджета, открытия финансирования и т. д. Тем не менее, эти формулировки не могут быть универсальными. Также об­щепринято, когда компании всю свою деятельность делят на проекты, хотя цели проектов примерно одинаковы.

• Существуют ли все-таки общие определения проекта?

О По мнению автора книги, такое определение можно сформули­ровать. Детали см. далее в разделе "Позиционирование проек­тного бизнеса".

Определение проекта через компоненты "срок-цель-ресурсы" при более внимательном прочтении порождает и другие вопросы.

Вопрос первый. Откуда берется, как рождается проект? Почему именно эта деятельность, именно эта цель должна быть достигнута? В стандартах IPMA, РМВОК есть процедура санкционирования (иници­ирования) проекта, но сам процесс рождения не описывается. С дру­гой стороны, во внутрикорпоративных стандартах западных компаний именно процедура рождения, выдвижения инициатив, отбора проектов описывается очень подробно.

Вопрос второй. Откуда возникают ограничения по ресурсам и ког­да начинается проект? Еще как-то понятно, если речь идет о выделе­нии денег внутри компании: "сколько могут, столько и дали", "сколько выбили, столько и получили". А если речь идет о ресурсах, не прина­длежащих компании? Например, компания намерена построить заго­родный склад. Для получения электроэнергии, воды и т. п. надо будет договариваться с собственниками этих ресурсов. Необходимость до­говориться с внешними собственниками порождает вопрос: когда на­чинается проект, после того как договорились с собственниками или до того? Если до появления договоренности (т. е. планом предусмот­рено договориться с конкретными собственниками), то проект может быть похоронен еще в начальной стадии - вероятность договориться не очень высока. Если проект начинается после появления договора с собственниками внешних ресурсов, то как называть деятельность до появления договора: предпроект, проектный маркетинг?

Вопрос третий. Можно ли дать измеряемое разграничение от дру­гой бизнес-деятельности? Например, на заводе действует годовой про­изводственный план. Согласно плану, объем продукции должен вырас­ти на 25%. Для увеличения производства часть станков должны быть обновлены. Для этого из прибыли предприятия за предыдущий год вы­деляются необходимые средства. Чем этот план не проект? Есть цель (25%), есть конечная дата, есть ограниченные ресурсы. Тем не менее, выполнение такого плана, обыкновенно, не будут называть проектом. А если объем продукции должен вырасти на 200% при полном обнов­лении оборудования?

Вопрос четвертый. Почему результатом проектной деятельности является достижение некоей цели, неявно понимаемой в материаль­ном виде, например, построить здание. Любой бизнес это деньги. По­чему результат проекта не выразить в денежном выражении. К при­меру, построенное здание должно иметь рыночную капитализацию в заранее заданной величине. Данный вопрос отнюдь не тривиален, как может показаться.

Финансовые критерии кардинально влияют на техническую компо­ненту проекта. Допустим, строится бизнес-центр. Можно сформулиро­вать цель проекта как строительство объекта с заданной классностью и арендной площадью, а можно и как строительство объекта с заранее заданной величиной суммарной арендной платы. В первом случае до­стойный внешний вид объекта для проектной команды не столь важен. Во втором случае оригинальный фасад будет необходим, так как и от него зависит размер арендной платы. Другой пример, из области про­ведения НИОКР. Допустим, требуется разработать новое оборудование для добычи нефти, резко увеличивающее скорость нефтедобычи. В та­кой постановке (просто новое супероборудование) разработка не пред­ставляет проблемы, вопрос лишь в профессионализме разработчиков. Совершенно другое дело, если будет добавлен критерий: затраты по добыче на тонну нефти не должны превышать затрат с уже имеющим­ся оборудованием.

Кроме того, использование денежных параметров для описания ре­зультатов проекта имеет преимущество для продвижения проекта в компании. С точки зрения нормального финансиста отсутствие денеж­ной цели превращает проект в простую трату денег.

Вопрос пятый. Почему цель и ресурсы предполагаются неизмен­ными? Допустим, как в предыдущем примере ведется разработка но­вого оборудования для нефтедобычи, и в ходе разработок оказалось, что можно создать оборудование с еще большей производительнос­тью, чем планировалось изначально. Что делать: следовать формаль­ным постулатам и продолжать разрабатывать уже морально устарев­шее оборудование или все-таки разрабатывать новое. Снова ситуация нетривиальная. Встаньте на точку зрения разработчиков. Они вполне могут подумать: "впарим заказчику сначала первое оборудование, а потом впарим еще более новое, зачем нам головная боль предлагать заказчику перейти на абсолютно новые принципы".

Еще одна проблема связана с использованием слова "проект" в рус­ском языке. Помимо "проекта" как бизнес-деятельности существуют еще другие значения, которые возникли гораздо раньше. Во-первых, проект - это комплект документации, например, для строительства здания. Во-вторых, слово "проект" может являться синонимом слова "черновик": проект письма, проект договора.

Проектный бизнес

Сравнение моделей IPMA, PMI, ISO

Проведем сравнение моделей IPMA, PMI, ISO. Прежде всего, и как уже указывалось, модель ИСО практически ос­нована на модели РМВОК. Отличием модели ИСО от моделей РМВОК и IPMA является перенос приоритета …

Свойства

Ключевые показатели проекта и рабочий план Плану проекта, как и любому другому плану, свойственно внутрен­нее противоречие. С одной стороны, план следует делать предельно подробным. С другой стороны, при большом объеме …

Требования к системе управления компанией

Начинать применение модели R0 можно и без существования в ком­пании развитой корпоративной системы управления. Минимальный на­бор правил, все же, должен существовать. Хотя бы на уровне традиций, должны действовать правила, касающиеся …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.