Продажи и управление продажами
Понятие обратного маркетинга
Здесь мы еще раз вводим понятие обратного маркетинга. Значимость его для функции продаж будет показана ниже. Обратный маркетинг уже обсуждался в гл. 2 (рис. 2.7).
Хотя покупатели обладают достаточной покупательной способностью для совершения коммерческих сделок, традиционно в случае закупок организациями торговый представитель посещает такие организации-покупателей, и этот подход действительно является основой для данной книги. Иногда он называется трансакционным маркетингом, в котором акцент ставится на разовой продаже, а временной горизонт, как правило, является ограниченным. В этом случае качество обычно воспринимается как атрибут производства, хотя существуют и другие тенденции, в которых основное внимание уделяется характеристикам продукта и его цене.
Как было уже сказано, необходимость введения понятия обратного маркетинга возникла тогда, когда покупатели начали все больше и больше сами проявлять инициативу и искать для себя поставщиков (продавцов). Такой сценарий особенно подходит для розничной торговли и для ситуаций, когда производство организуется в режиме «точно в срок». Производство JIT настолько доказало свою экономичность и эффективность, что такой подход становится все более востребованным, особенно в тех случаях, когда необходим выпуск относительно стандартизированного продукта в постоянном режиме. В этой ситуации покупатели стараются отыскать таких поставщиков, с которыми они могут взаимо
Действовать в течение длительного периода. Основные критерии, по которым ищутся такие поставщики, — это качество их продукции и надежность поставок именно в тот срок, когда они необходимы. В ситуациях ЛТ при бракованных компонентах или запоздалых поставках затраты могут быть очень большими. Этот вывод поддерживается изысканиями Динза и Раджагопала (Deans and Rajagopal, 1991), которые утверждают, что самый дешевый из всех закупаемых компонентов не обязательно является таковым в долгосрочном плане. Если учесть все затраты, связанные с дешевыми компонентами: простои производственных конвейеров, переделки, брак, гарантийные работы, штрафы по искам и т. п., то на самом деле самые дешевые компоненты могут оказаться самыми дорогими.
Линдерз и Бленхорн (Leenders and Blenhorn, 1998) утверждают, что многим компаниям в той ситуации, которая только что описана, требуется не менее двух лет, чтобы достичь приемлемых стандартов качества поставляемой заказчикам продукции. Поэтому обсуждать контракты сроком на шесть месяцев или даже на один год в этих условиях смысла не имеет. Необходимо компенсировать хотя бы затраты отдела по закупкам, и поэтому все должно делаться с учетом более длительных периодов времени. Поэтому поставщики и покупатели формируют долгосрочное соглашение, в результате которого обе стороны получают взаимные выгоды.
Кирней (Kearney, 1994) провел всестороннее исследование, по результатам которого он сделал вывод, что следующая волна улучшений в бизнесе не сможет быть обеспечена, если бизнес рассматривается изолированно. Необходимо анализировать всю цепь поставок, что позволяет отыскивать новые возможности для повышения общей эффективности. В этом случае более легко выявляются дублирующие друг друга участки и зоны нерациональных расходов, что позволяет предлагать действия по сокращению издержек. Услуга конечному потребителю можно предоставлять с еще более высокими стандартами, фокусируя внимание на всей цепи поставок. Такой более широкий подход получил название интеграции цепи поставок (SCI).
Далее в отчете делаются выводы, что более тесные взаимоотношения между поставщиками и заказчиками в условиях высокой конкуренции становятся необходимостью. Однако делается предупреждение, что наивная вера в не до конца сформулированную концепцию партнерства как универсальную панацею является контрпродуктивной. Реальность требует, чтобы при интеграции цепи поставок были учтены практические трудности, уровень подготовки каждого участника, суть конкурентного преимущества и значимость каждого звена этой цепи. У каждой компании имеется различный набор (или портфель) отношений со звеньями своей цепочки поставок, каждый из которых применяется на разных уровнях, и поэтому необходимо уметь выбирать каждый раз из них тот, который лучше всего соответствует конкретной ситуации.
Все более четкой является тенденция использования обратного маркетинга, и эта тенденция проявляется все сильнее и сильнее. Покупатели как группа становятся все более профессиональными, особенно такой профессионализм необходим в ситуациях, когда закупки осуществляются в варианте «точно в срок». Поэтому возникает вопрос, как продавец справляется с запросами покупателя, когда он является поставщиком и когда предполагаются длительные отношения? Это снова нас возвращает к понятию маркетинга взаимоотношениями. Гронроос (Gronroos, 1990) утверждает, что реализация традиционных подходов к маркетингу сейчас является недостаточной. Он напоминает об ограничениях четырех Р (product, price, promotion и planning) и считает, что к этим традиционным составляющим маркетинг-микса необходимо добавить такие составляющие, как «люди» и «планирование» (предлагаемые добавления people и planning также начинаются на эту же букву. — Прим. перев.). Он также утверждает, что появляется концепция компании, в основе которой лежат виды деятельности, связанные с потребительскими запросами и желаниями на целевых рынках, но подчеркивает, что это все еще отражает ориентацию на производство, поскольку эти идеи исходят не с рынка, а из самой компании. Его иное формулирование маркетинга, возможно, обобщает концепцию обратного маркетинга и является результатом признания важности маркетинга взаимоотношениями, когда он утверждает, что «маркетинг предназначен для того, чтобы установить, поддерживать и наращивать долгосрочные взаимоотношения с потребителями таким образом, чтобы это обеспечивало прибыль и чтобы цели участвующих в этом сторон были удовлетворены. Это делается за счет взаимного обмена обещаниями».