ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА, МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И СРЕДНЕГО КЛАССА

Средний класс как объект социально­экономического исследования

Становление среднего класса в экономической теории относится к числу фундаментальных социально-экономических процессов в транс­формационных экономиках. Средний класс рассматривается как эко­номически самостоятельный социальный субъект, освоивший циви­лизованные формы экономической деятельности, аккумулирующий культурные, профессиональные, морально-этические ценности. Имен­но средний класс рассматривается как базовая социальная страта, ста­билизирующая развитие общества.

Исторически понятие «средний класс» стало активно использо­ваться в конце XVII в. в Англии. Так обозначали особые группы соб­ственников, мелких и средних предпринимателей, торговцев, лиц свободных профессий (адвокатов, священников, писателей, художни­ков, учителей, врачей), занимающих промежуточную позицию между крупной буржуазией и лицами наемного труда.

Концепция среднего класса и его экономической активности продолжала разрабатываться в Х1Х-ХХ вв. К наиболее значимым ис­следованиям относятся формационная теория исторического развития К. Маркса, теория стратификации общества М. Вебера, теория соци­ал-демократического развития общества Э. Бернштейна, теория инду­стриального общества Р. Арона, теория нового индустриального об­щества Дж. Гэлбрейта, теория постиндустриального общества З. Бже - зинского, Д. Белла.

В современной отечественной социально-экономической науке про­блемы среднего класса отражены в работах Е. М. Авраамовой, Л. А. Беля­евой, М. К. Горшкова, Т. И. Заславской, Т. В. Наумовой, И. П. Попо­вой, В. В. Радаева, Е. Н. Стариковой, Н. Е. Тихоновой и др.

Анализ теоретических исследований, посвященных интерпрета­ции понятия «средний класс», показывают, что оно имеет много зна­чений. Так, мы встречаем, с одной стороны, предельно широкое и об­щее его толкование. В этом случае средний класс рассматривается как часть общества, занимающая статусное положение между «верхами»

И «низами». С другой стороны, мы сталкиваемся с предельно узким пониманием сущности среднего класса, когда он идентифицируется только с предпринимателями.

Тем не менее анализ социально-экономических исследований показывает, что средний класс представляет собой достаточно слож­ное явление. Во-первых, мы сталкиваемся с проблемой неоднородно­сти его состава. В результате появляется необходимость говорить о слоях среднего класса. Во-вторых, явно обозначена проблема поис­ка критериев включения в состав среднего класса. В-третьих, некото­рые исследователи ограничивают теоретическое использование поня­тия «средний класс», связывая его с рыночной экономикой и постин­дустриальным обществом.

Принимая в целом указанные выше подходы, мы ставим перед собой задачу - выделить наиболее значимые для нашего исследова­ния, акцентирующие внимание, в первую очередь, на функциях сред­него класса, его роли в общественной жизни страны, а также на спе­цифике его экономической деятельности.

Мы обращаемся к суждениям Аристотеля, античного философа, заложившего основы теории среднего класса. Именно он, стратифи­цируя общество, выделил среднего человека. В своем трактате «По­литика» он писал, что «ныне во всех государствах есть три элемента: один слой очень богат, другой - очень беден, третий же - средний. И этот третий - наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Лучшее обще­ство формируется из средних слоев, и государство, где эти слои мно­гочисленнее и сильнее, чем оба других вместе взятых, управляется лучше всего, ибо в нем обеспечено общественное равновесие»[68].

Насколько известно, Аристотель выделил следующие основные признаки средних слоев общества:

1) Их представители зарабатывают на жизнь своим трудом, но не бедны.

2) Они выполняют в обществе стабилизирующую функцию и избе­гают экстремумов, свойственных бедным и богатым в силу воспитания.

3) Они заинтересованы в развитии государства, в том числе эко­номическом.

По мысли Аристотеля, в благополучном государстве на средний класс должно приходиться не менее трети всего общества, т. е. около 30 %. Примечательно, что Аристотель считает ошибочным определять средний класс только по уровню дохода - просто как часть общества, располагающуюся между богатыми и бедными. Он предложил сделать акцент на ином качестве среднего класса - рациональном и адекватном поведении его представителей, сущность которого заключается в опре­деленных мотивах деятельности. Средний класс заинтересован в ста­бильности и экономическом развитии государства, дающего возмож­ность работать и получать соответствующее вознаграждение, которое позволяет реализовывать основные потребности, связанные с физичес­кой и духовной жизнью, с достойным воспитанием своих детей.

Обращаясь к фундаментальным исследованиям среднего класса в экономической теории Х1Х-ХХ вв., мы выделяем две наиболее ре­презентативные и диаметрально противоположные концепции - кон­цепцию К. Маркса и М. Вебера.

К. Маркс, исходя из парадигмы социального неравенства, разра­ботал двухполюсную классовую модель общества. Согласно К. Мар­ксу, стратификационная модель общества основывается на различиях по отношению к средствам производства, и на основании этого уче­ный выделяет два базовых класса общества: пролетариат и буржу­азию. О среднем же классе говорит как о промежуточном образова­нии между буржуазией и пролетариатом - это многочисленный класс крестьян и ремесленников, которые почти в равной мере зависят от своей собственности и от своего труда[69]. При этом К. Маркс акценти­ровал незавидную участь средних слоев в капиталистическом обще­стве, потому что они либо будут поглощены буржуазией, либо, если обеднеют, растворятся в пролетариате, поэтому статус самостоятель­ного класса средний класс в его теории не получил.

М. Вебер, разрабатывая многомерную стратификационную мо­дель общества, сумел объяснить сущность среднего класса и показать его значимость для социально-экономического развития. Ученый ак­центирует внимание на многочисленных прослойках - «средних клас­сах», которые состоят как из мелких собственников, так и из людей, способных предложить на рынке свои навыки и умения (чиновники, ремесленники, крестьяне). В эту прослойку М. Вебер относит и рабо­чих, обладающих высокой квалификацией. Представители средних классов, по М. Веберу, могут быть заняты как в общественном, так и в частном секторе.

Средние классы находятся между двумя социальными полюса­ми общества: позитивно привилегированным классом собственников и негативно привилегированным классом люмпенпролетариев.

Предложенная М. Вебером классификация[70] средних классов по­лучила наибольшее распространение в научной литературе. Ученый выделил в среднем классе две страты (слоя). Первая страта - те, кто владеет небольшой собственностью и имеет невысокий уровень обра­зования («мелкая буржуазия» - лавочники, розничные торговцы, мел­кие предприниматели). Вторая страта - те, кто не имеет никакой соб­ственности, но обладает высокой квалификацией и возможностью по­лучать высокие оклады («интеллигенция» и «специалисты»). В совре­менной социально-экономической теории данные страты получили соответственно названия «традиционные», или «старые», и «новые» средние классы. По мнению М. Вебера, средние классы, особенно вторая страта, должны интенсивно расти, чтобы обеспечить бесконеч­ный потенциал развития капиталистического общества.

Как мы видим, для М. Вебера уровень доходов и отношение к соб­ственности оказываются вторичными признаками. Принадлежность к классу определяется, прежде всего, поведением на рынке труда.

Заметим, что профессионализм как особенное качество среднего класса не опровергает, а, скорее, расширяет понятие рационализма. Поведение профессионала рационально по своей сути, поскольку он живет трудом, необходимым обществу и этим обществом оцененным. Кроме того, становится понятно, почему эта группа людей формирует именно середину общества. Профессионал надежно застрахован от падения вниз по социальной лестнице. Только случайность может лишить его приличной работы. Выдвижение наверх, в элиту - тоже не удел профессионалов. По крайней мере, это бывает не часто и, как правило, не за счет профессионализма.

Две с лишним тысячи лет развития науки об обществе внесли главное уточнение в аристотелевское определение. Средний класс - это не просто небедные люди, зарабатывающие на жизнь своим тру­дом, рациональные в поведении. Это по преимуществу профессиона­лы и управленцы, благодаря своим уникальным знаниям и навыкам занимающие особое положение на рынке труда. Это люди, участ­вующие в процессе принятия решений и часто сами принимающие их, люди, которые часто сами создают себе рабочие места.

М. Вебер полагал, что процесс социальной трансформации свя­зан с разграничением между элементарными принципами стратифи­кации, такими как класс, статус и партия.

Классовые различия, согласно последователям М. Вебера, могут возникнуть только в результате работы рыночного механизма. Они проявляются в различии социальных характеристик и жизненных перспектив, которые выражаются в накопленных благах и возможнос­тях получения текущего дохода. Статус, в противоположность классу, связан, по М. Веберу, не с рыночной активностью, а с социальным пре­стижем, и, соответственно, статусные позиции распределяются со­гласно традициям, правилам, нормам, предписаниям и т. д. Таким об­разом, социальная стратификация, основанная на статусе и связанных с ним социальных барьерах, может считаться преобладающей особен­ностью традиционных обществ.

Таким образом, согласно М. Веберу, социальное положение и жизненные перспективы в рыночном обществе зависят, прежде все­го, от экономической активности индивидов, а в традиционном - от традиций, правил, норм, предписаний.

Следовательно, экономическая активность среднего класса явля­ется в какой-то мере критерием эффективности перехода к рыночной экономике. Чем больше будет зависеть положение, занимаемое в обще­стве, от личностных характеристик индивида (уровня образования, профессионально-квалификационного статуса), тем вернее мы прибли­жаемся к уровню развития современных обществ рыночного типа.

Современный этап изучения среднего класса в гуманитарных на­уках, в том числе и экономической теории, характеризуется обобще­нием возможных методологий исследования его экономического по­ведения, а также типологических характеристик.

Методологические подходы изучения среднего класса условно раз­деляют на две группы: нормативистский подход и релятивистский. Как указывает Н. Е. Тихонова, «существовало два подхода к этой проблеме. Один, в соответствии с западной традицией, рассматривал средний класс через систему определенных имущественных стандартов, и тогда оценка его составляла примерно 15 % всего населения, даже при расширитель­ной трактовке не поднимаясь выше 30 %. Второй отражал, скорее, на­строение самого населения, считавшего, что средний класс - это жить как все. Тогда численность его колебалась около 60 %»

Рассмотрим нормативистский подход. Его суть в том, что для всех обществ создается некая универсальная, или идеально-типичес­кая, модель среднего класса, сформированная по образцу развитого западного общества, которую ученые прикладывают к любому дру­гому обществу и оценивают его параметры. В рамках этого подхода используют два вида характеристик среднего класса: количественные и профессиональные.

Количественные характеристики представляют собой набор по­казателей, по которым определяют принадлежность к средним слоям общества. На основании полученных данных можно говорить о чис­ленности среднего класса, который по своим характеристикам близок к среднему классу западных стран. Единства в определении критериев среднего класса в мировой исследовательской практике не существует.

По мнению Л. А. Беляевой, для выявления среднего класса как в российском, так и в западном обществе должен применяться один и тот же набор показателей: уровень благосостояния, определяющий качество жизни; возможность использовать высокотехнологичные предметы быта и услуги; уровень образования и культуры, позволяю­щий выполнять высококвалифицированную работу или руководить предприятием, организацией; экономический тип поведения, ориенти­рованный на рыночную форму хозяйствования в сочетании со стремле­нием к самостоятельности и независимости, наращиванием капитала и инвестиционной активностью; социально-психологические установки на семейное благополучие, индивидуальное развитие и совершенствова­ние; политические ориентации, определяемые в целом демократиче­скими принципами, законопослушностью и требованиями к государ­ству защищать законы и права человека; престиж трудовой деятельно­сти, престиж образа жизни, престиж круга общения[71].

В случае использования профессиональных характеристик ис­следователи выявляют профессиональные слои, составляющие сред­ний класс в развитом рыночном обществе, и затем пытаются отыскать те же самые или похожие слои в сравниваемом обществе. На основе такого сравнения можно сделать выводы о том, насколько отличается уровень благосостояния, экономический тип поведения, политиче­ские ориентации и другие количественные показатели российского среднего класса от западного аналога.

В США на сегодняшний момент к среднему классу относят на­учных и инженерно-технических работников, управленческий, адми­нистративный персонал, не занимающий высокие посты, работаю­щую по найму интеллигенцию, городских и сельских мелких собст­венников, в том числе большую часть крестьянства и фермерства, ра­бочих высокой квалификации, работников сферы обслуживания и др. В России же твердо принадлежат к среднему классу, пожалуй, лишь управленцы, предприниматели и самозанятые.

Итак, мы кратко рассмотрели нормативистский подход в методо­логии исследования среднего класса. Если следовать ему, то на протя­жении 25 веков никакого среднего класса не было, а он появился только в XX в., т. е. после перехода западных стран к постиндустриальному обществу. Подобная точка зрения имеет твердые теоретические основа­ния, поскольку, действительно, многочисленный средний класс харак­теризует не до - или индустриальное, а именно постиндустриальное об­щество. Следовательно, среднего класса как социального явления, а не понятия, не было ни в античности, ни в Средние века. Однако о роли среднего класса рассуждали и на нем строили свою теорию стратифи­кации Платон и Аристотель. Так был или нет средний класс в античную эпоху? На данный вопрос отвечает релятивистский подход.

Суть релятивистского подхода заключается в том, что для каж­дого типа общества - рыночного и нерыночного, а также для каждой исторической эпохи и отдельно для каждой страны создается специ­фическая модель среднего класса. Для ее установления надо исходить не из количественных или профессиональных характеристик среднего класса, а из самой сущности и роли этого класса в любом обществе. Таким образом, за основу берутся качественные характеристики, прежде всего характер и содержание труда, образ жизни, стабилиза­ционная роль среднего класса в динамике любого общества.

Независимо от того, какие профессии и экономические слои общества входят в средний класс, всем им должны быть присущи следующие необходимые (хотя и не всегда достаточные) критерии:

• собственность - несобственность: средний класс в значитель­ной мере составляют наемные работники или «полусобственники», куда причисляют самонанятых;

• характер труда, соотношение умственных и физических нагрузок;

• профессиональная принадлежность: врачи, юристы, ученые, во­дители, сантехники, фермеры, инженеры.

Средний класс получает достаточные доходы для того, чтобы вести приличествующий для данного общества образ жизни; иными словами, к нему относят не столько тех, кто много зарабатывает, сколько тех, кто разумно тратит заработанное, и прежде всего на куль­турные потребности.

Важный критерий - именно самоидентификация, субъективное отнесение себя к среднему классу, социальное отнесение себя к тем, кто ведет достойный образ жизни, даже при весьма скромных доходах[72].

Кроме того, средний класс - это обязательно те слои, которые по уровню дохода находятся в середине стратификационной шкалы. Представители среднего класса - это те, кто способен улучшить свое материальное положение только благодаря существующему строю. Средний класс никогда не выступает против существующего строя.

Нормативистский и релятивистский подходы являются не анта­гонистическими, а взаимодополняющими. Ими можно пользоваться попеременно, решая разные научные задачи. Так, нормативистский подход можно использовать там, где необходимо показать, насколько страна отклоняется от общего эталона, или проанализировать законы рыночного общества и выяснить общие закономерности модерниза­ции. Используя релятивистский подход, мы можем описать отличи­тельные, специфические черты среднего класса. Также возможно при­менение двух методологий одновременно.

В зарубежной и отечественной социологии принято различать два метода исследования классов - объективный и субъективный. Объективный подход основан на критериях, независимых от мнения индивида. Субъективный основан на принципе самоидентификации, т. е. самозачислении индивида в тот или иной класс.

Объективный подход обычно использует два критерия: харак­тер деятельности и величину доходов. Наряду с ними учитываются и другие критерии, тесно связанные с ними: образовательный, квали­фикационный, должностной уровни, особенности ценностных ориен­таций и трудовых мотиваций, качество жизни и стандарты потребле­ния. Назовем некоторые инструменты объективного измерения клас­совой позиции:

• индекс статусных характеристик Л. Уорнера, который основан на сочетании социологического опроса членов сообщества с анализом объективных характеристик (вид занятий, источник дохода, тип жи­лища и место жительства);

• индекс социальной позиции А. Холлингшида, где используют­ся вид занятий, образование и место жительства;

• государственная перепись занятий, подразделяющая взрослое население на шесть классов (от А до Е) с учетом профессии и статуса занятости;

• стандарт классификации занятий, включающей 9 профессио­нальных классов и др;

• общепринятые критерии выделения среднего класса, к которым относятся: душевой доход, социальный статус, стандарты потребле­ния, образование и др.

Субъективный подход основывается на принятом в междуна­родных сравнительных исследованиях тесте интегральной самооцен­ки положения индивида в обществе по десятибалльной шкале, в кото­ром «1» обозначает самозачисление на высшую статусную позицию в обществе, а «10» - на низшую статусную позицию.

Учитывая устоявшуюся методологию и методы исследования среднего класса, мы переходим к решению следующей задачи, а именно моделированию атрибутивных характеристик среднего класса в сис­тему факторов устойчивого развития.

В современной экономической теории понятие «средний класс» зачастую соотносится с уровнем развития общества. Мы сталкиваем­ся с аксиоматическими суждениями типа «От уровня развития кон­кретной страны зависит численность, структура и положение средне­го класса. »; «Развитие гражданского общества и формирование сред­него класса - почти синонимы»[73]. Так, Е. Авраамова в своей работе пи­шет: «Большой удельный вес среднего класса в системе социальной стратификации является одним из существенных признаков общества, определяемого как “развитое”, “цивилизованное”» .

Мы ставим перед собой задачу показать эти зависимости через систему показателей и факторов, определяющих экономическое раз­витие общества, и критерии выделения среднего класса, его функции, целевые ориентиры.

В первую очередь рассмотрим, как соотносятся количественные и качественные характеристики среднего класса с базовыми целями развития общества. Так, многие ученые рассматривают в качестве кон­цептуальной основы понятия «развитие» три важнейших компонента: обеспечение элементарных условий существования, самоуважение и сво - боду[74]. К достижению этих общих целей стремятся как отдельные лю­ди, так и общества. Следовательно, удовлетворение фундаментальных потребностей человека является главной задачей развития экономики. Рассмотрим их более подробно.

Экономическое развитие представляет собой необходимое усло­вие для улучшения качества жизни. С подобных позиций численность среднего класса как раз и является наиболее содержательным показа­телем способности страны обеспечить основные потребности населе­ния. Во-первых, представители классического (западного) среднего класса характеризуются таким доходом, в котором не более 16-25 % отводится на питание. Следовательно, остается еще значительная часть ресурсов, которую они могут потратить на образование, здоровье, от­дых, развлечения и т. д. Во-вторых, большой удельный вес среднего класса в системе общественной стратификации позволяет сгладить про­блему неравенства населения. В-третьих, представителями среднего класса являются как самозанятые, которые могут обеспечить себя ра­ботой сами в силу своих профессиональных качеств, так и предприни­матели, которые создают дополнительные рабочие места, что в сово­купности приводит к уменьшению безработицы.

Второй компонент нормальной жизни - самоуважение, чувство своей востребованности, а также уверенность, что ты не служишь орудием удовлетворения чуждых тебе интересов. Все народы и обще­ства стремятся к поиску фундаментальных форм самоуважения. Они могут выражаться чувствами аутентичности, идентичности, достоин­ства, уважения, чести и признания[75]. Характер и форма проявления самоуважения меняются от общества к обществу, от одной цивилиза­ции к другой. На сегодняшний день главной ценностью, позволяющей чувствовать себя уважаемым и достойным гражданином, является ма­териальное благополучие. Так, например, в России широкие массы населения обладают образовательным и профессиональным потен­циалом, и тем не менее их доход остается на уровне беднейших слоев общества. Такое положение зачастую не дает им чувства уверенности в своем будущем. Они не получают адекватную оценку своему интел­лектуальному и профессиональному уровню, что, конечно, не при­бавляет уважение ни в глазах самого общества, ни в своих собствен­ных глазах. По некоторым оценкам нереализованная часть среднего класса составляет около 60 % - это так называемый «старый сред­ний», или «базовый», класс, который пока еще не смог адаптировать­ся к рыночным условиям.

Третьей фундаментальной характеристикой развития является свобода личности. В данном контексте свобода означает способность противостоять враждебным воздействиям материальных и социаль­ных условий окружения, таким как природные катаклизмы, невежест­во, влияние других людей, бедствия, общественные институты и дог­матические воздействия[76]. Свобода включает возможность выбора развития общества. М. П. Тодаро, подчеркивая связь между экономи­ческим ростом и свободой от подчинения, пишет, что «преимущество экономического роста состоит не в том, что оно делает людей более счастливыми, а в том, что расширяет их возможности выбора»[77]. Бо­гатство усиливает контроль над природой и материальными условия­ми жизни (например, в результате большего производства продоволь­ствия, одежды, строительства жилья). Оно увеличивает свободное время, позволяет использовать больше товаров и услуг или вообще отрицать приоритетность материальных нужд и посвятить свои уси­лия духовному совершенствованию. Концепция свободы личности включает в себя (но не исчерпывается ими) такие компоненты поли­тической свободы, как личная безопасность, господство закона, сво­бода слова, участие в политической жизни общества, равенство воз­можностей. Для оценки свободы человека важны не столько количе­ственные данные о среднем классе, сколько его качественные харак­теристики. Например, это могут быть:

• удовлетворенность своим положением (статусной позицией);

• убеждение в том, что все в твоих руках и твоя судьба зависит только от тебя;

• наличие определенного страховочного капитала, который бы по­мог справиться с различными внешними и внутренними агрессорами;

• политическая активность.

Итак, мы видим, что большой удельный вес среднего класса в структуре общества является одним из главных показателей уровня развития страны. Анализ же качественных характеристик среднего класса показывает, насколько это экономическое развитие соответст­вует своим концептуальным основам (обеспечение элементарных усло­вий существования, самоуважения и свободы).

Далее нам необходимо рассмотреть средний класс в системе факторов экономического развития. К ним относятся, прежде всего, научно-технический прогресс (НТП), производительность труда и предпринимательские способности экономических субъектов. Как нам уже известно, средний класс составляют те, кто владеет неболь­шой собственностью (мелкий и средний бизнес), и те, кто не имеет никакой собственности, но обладает высокой квалификацией и воз­можностью получать высокие оклады. Таким образом, это именно тот класс, который в наибольшей степени отличается предприниматель­ской активностью и высоким квалификационным уровнем, опреде­ляющим производительность труда. Что же касается НТП, то в мире насчитываются миллионы предпринимателей, чья деятельность спо­собствует экономическому прогрессу. Как считают специалисты, предпринимательство - не профессия, а образ и стиль жизни. Неда­ром Шумпетер рассматривал его как особый экономический фактор, дополняющий три общепризнанных фактора, - капитал, труд и зем­лю. Он доказывал, что предпринимательство выполняет двойствен­ную функцию: во-первых, оно объединяет ресурсы в новые уникаль­ные новаторские комбинации, во-вторых, это движущая сила соци­альных перемен, производимых на основе специальных знаний, ин­туиции, предприимчивости[78].

Благоприятный климат для инновационного процесса создают гибкость и самостоятельность малых и средних предприятий. Высо­кая доля МСП в экономике означает, что в предпринимательство во­влекаются широкие слои населения, следовательно, и имущественные состояния распределяются среди большего числа граждан. При этом не только доходы распределяются более равномерно, населением усва­иваются определенные ценностные установки, важные для стабили­зации рыночных институтов: сознание ответственности, готовность к риску, способность принимать самостоятельные решения, правовое мышление и т. д.

МСП - важная составляющая среднего класса, который служит опорой демократии и правового государства, поэтому МСП имеют очень большое значение именно в странах с переходной экономикой; впрочем, опыт многих стран показывает, что малый бизнес органично вписывается в структуру развитой рыночной экономики, служит не­обходимым условием ее существования и развития.

Итак, функции, которые осуществляет средний класс, его эко­номический и социальный потенциал играют не последнюю роль на пути к устойчивому экономическому развитию.

Экономическая теория, адаптируя социологические концепции среднего класса к своему исследовательскому полю, обозначает собст­венные аспекты среднего класса. Например, появляется определение среднего класса как совокупности представителей таких экономиче­ских субъектов, как домашние хозяйства, фирмы и государства. По­добное толкование обладает большим эвристическим потенциалом. В частности, появляется возможность агрегированные единицы рас­сматривать через индивидов, которые, выполняя функции экономиче­ских субъектов, остаются во власти своих собственных индивидуаль­ных возможностей и потребностей. В этом случае актуализируется про­тиворечивость и сложность экономических отношений, реализуемых внутри экономической системы. В качестве понятий-«ключей», позво­ляющих анализировать эти отношения, могут выступать понятия «эко­номический интерес» и «экономическая активность».

Экономический интерес трактуется в экономической теории как система стимулов экономической деятельности субъектов, включаю­щая в себя денежные, материально-вещественные средства удов­летворения потребностей и другие средства, в частности условия безопасности экономической деятельности, связанные с правовой защи­щенностью, условия свободы принятия экономического решения и пр.

Экономические интересы среднего класса представляют собою сложную структуру, соотносимую с функциями, которые выполняет средний класс.

Экономическая активность связана с условиями реализации экономических интересов субъектов экономической деятельности. Данное понятие позволяет выйти на качественный аспект исследова­ния среднего класса как экономического субъекта, определить, стал ли он силой, влияющей на функционирование экономической систе­мы, с какими силами он сталкивается, стремясь реализовать свои эко­номические интересы и свои экономические функции стабилизатора социально-экономических процессов.

Контент-анализ экономических текстов позволяет выделить основ­ные смыслы данного понятия. В широком смысле экономическая актив­ность обозначает включение в любые виды экономической деятельности (трудовая, сберегательная или инвестиционная и прочая деятельность).

Однако наиболее часто встречаемое толкование экономической активности связано с некой инициативой, предприимчивостью, спо­собностью взять на себя ответственность за принятие экономического решения, за риски, которые это решение сопровождают.

В некоторых текстах данное понятие по смысловому значению су­живается до понятия адаптивности, способности экономического субъ­екта реагировать на изменяющуюся экономическую действительность.

Все выделенные смыслы позволяют анализировать экономиче­ское поведение среднего класса.

Наиболее характерными видами экономической деятельности среднего класса являются трудовая, налоговая, сберегательная, инве­стиционная деятельность.

Средний класс, включающий в себя наемных работников или представителей малого и среднего бизнеса (самозанятых), всегда на рынке труда. Они заинтересованы в наличии рабочих мест. Для них это жизненно необходимая экономическая ситуация. Более того, эко­номические интересы среднего класса предполагают работу на не­скольких рабочих местах, готовность на совместительство, на увели­чение рабочего времени в целях получения необходимого дохода.

Ориентация на стабильность окружающей социально-экономи­ческой среды в целях собственной безопасности, а также безопасно­сти для своей семьи, заставляют представителей среднего класса быть ответственными налогоплательщиками. Они готовы поделиться своими доходами в соответствии с законом.

Для представителей среднего класса характерны и деятельность по сбережению части дохода, отсроченные платежи, определенная мера в расходах на удовлетворение потребностей, так как их потреб­ности достаточно затратны, поскольку связаны с получением образо­вания, услуг здравоохранения, наконец, услуг по организации отдыха.

В силу достаточного дохода средний класс активен на потреби­тельском рынке, в частности на рынке услуг, рынке товаров длитель­ного пользования, порой - престижных товаров.

Инвестиционная деятельность среднего класса - это вид дея­тельности, который обусловлен достаточно стабильным доходом, свя­занным с наличием высокой заработной платы, наличием недвижимо­сти, наличием своего бизнеса.

Экономическая активность носит различный характер. Она может быть адаптивной, т. е. основанной на имеющемся опыте, позволяющем сохранять стабильность в изменяющейся экономической действитель­ности. Порой подобная экономическая активность сравнивается с «вы­живаемостью» как свойством на основе полученного опыта выстраи­вать свое жизненное пространство в целях самосохранения.

Более перспективный характер экономической активности обу­словлен рациональностью, т. е. способностью выстраивать экономи­ческое поведение в соответствии с прогнозами на ближнюю и долго­срочную перспективу. Это так называемая рациональная экономиче­ская активность.

Наиболее рискованный, но при этом и позволяющий получать сверхдоход инновационный характер экономической активности связан с созданием или освоением новых, ранее не практикуемых видов дея­тельности.

Экономическая активность среднего класса коррелирует, безус­ловно, с уровнем доходов, с уровнем налогового бремени, стабильно­стью на рынках. И формы, и характер экономической активности оп­ределяются экономическим поведением фирм и государства, чьи эко­номические интересы могут не совпадать, а зачастую вступать в про­тиворечие с экономическими интересами среднего класса.

Подводя итоги, мы отмечаем следующее:

1) Средний класс общества характеризуется рациональным по­ведением, высоким уровнем профессионализма, а также выполняет функцию стабилизатора общественной жизни страны.

2) Классовые различия связаны с рыночной активностью и фор­мируются как результат деятельности рынка, а статусные различия выступают преобладающей особенностью традиционных обществ. Таким образом, экономическая активность среднего класса, реализа­ция им стратегий успешной экономической деятельности в трансфор­мируемом обществе являются главным шагом на пути к устойчивому экономическому развитию.

3) Методологические подходы к изучению среднего класса услов­но разделяют на нормативистский и релятивистский. Нормативист - ский подход используют там, где необходимо показать, насколько страна отклоняется от общего эталона, или проанализировать законы рыночного общества и выяснить общие закономерности модерниза­ции. Релятивистский подход позволяет описать отличительные, спе­цифические черты среднего класса. Также возможно применение двух методологий одновременно.

4) В зарубежной и отечественной социологии принято различать два метода исследования классов - объективный и субъективный. Объективный подход основан на критериях, независимых от мнения индивида, субъективный - на принципе самоидентификации, т. е. са - мозачислении индивида в тот или иной класс.

5) Анализ концептуальных основ развития показал, что атрибу­тивные характеристики среднего класса являются показателями реа­лизации этих основ в обществе.

6) Проведя аналогию между средним классом и факторами эко­номического развития, мы обнаружили явную взаимосвязь. Во-первых, такой фактор интенсивного экономического роста, как производитель­ность труда, напрямую связан с одной из базовых характеристик сред­него класса - высоким профессионально-квалификационным статусом. Во-вторых, в составе среднего класса выделяют мелкий и средний биз­нес, который как раз и олицетворяет предпринимательство как особый фактор экономического роста. В-третьих, деятельность все тех же предпринимателей способствует экономическому прогрессу, который также является фактором экономического роста.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА, МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И СРЕДНЕГО КЛАССА

характеристики малого и среднего пред­принимательства

Анализ обобщенной характеристики малого и среднего пред­принимательства через ремесленничество и средний класс показал тесную взаимосвязь этих понятий, отражающих различные аспекты функционирования данного сектора экономики. В этой связи имеет место теоретический …

Опыт формирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом

Процесс формирования института государственной поддержки возможен только при развитии малого и среднего предприниматель­ства и повышении его экономической и социальной роли, что, как правило, связано с кризисными явлениями в экономике. Одно …

Теоретическое обоснование государственной поддержки малого и среднего бизнеса

В экономической науке при исследовании государственного воз­действия на предпринимательство используются различные термины, такие как «государственное регулирование предпринимательства» и «го­сударственная поддержка малого предпринимательства». Государст­венное регулирование предпринимательства - понятие, безусловно, более широкое, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.