Предупреждение АВАРИЙ ПАРОВЫХ КОТЛОВ

ПОВРЕЖДЕНИЯ И ДЕФЕКТЫ ВАЛЬЦОВАННЫХ СОЕДИНЕНИЯ

Вальцованные соединения допускаются для труб с на­ружным диаметром не более Dy 100, предназначенных для работы при температуре до 400 °С.

Основные требования к вальцованному соединению — плотность и прочность. Нарушения плотности вальцован­ных соединений и повреждений концов труб могут происхо­дить в результате неудовлетворительного производства вальцованных работ и при повторных подвальцовках труб. У экранных и кипятильных труб, работающих в нормальных условиях, редко нарушается плотность вальцованных сое­динений. В основном вальцованное соединение экранных и кипятильных труб дает течь при резких и частых охлаж­дениях завальцованного конца трубы. Это происходит при неправильной обмывке труб водой во время работы котла, при питании, хотя бы кратковременно, котла холодной во­дой, при быстром охлаждении котла после прекращения работы и при быстрой растопке, а также при упуске воды из котла.

В пароперегревателе неплотность вальцованных соеди­нений выявляется почти при каждом ремонте котла. Плот­ность вальцованного соединения чаще нарушается у кол­лекторов перегретого пара. Температура перегретого пара при работе котла часто изменяется, в то время как насы­щенный пар во входном коллекторе всегда имеет постоян­ную температуру.

Таким образом температура стенки выходного коллек­тора в определенные моменты будет значительно отличать­ся от температуры стенки завальцованного в коллектор конца змеевика, что и приводит к нарушению плотности соединения.

На многих барабанах котлов крепление кипятильных труб выполнено на вальцовке, поэтому после длительной работы концы их в период ремонтов подвергаются много­кратным подвальцовкам (или вальцовкам вновь установ­ленных труб).

В результате этого стенки трубных отверстий на опре­деленной глубине имеют остаточную деформацию, а диа­метры некоторых трубных отверстий становятся больше но­минального на 5—10%. Частые подвальцовки (а порой и перевальцовки труб) создают в металле трубного отвер­стия наклеп, по мере увеличения степени наклепа твер­дость и прочность металла возрастают, а пластические свой­ства снижаются. Металл стенок труб становится хрупким, получить прочное и плотное вальцованное соединение в та­ких трубных отверстиях невозможно, поэтому при ремонте котлов такие соединения заменяют сварочными. Выполне­ние вальцованных соединений с соблюдением технологии вальцевания труб является надежным средством борьбы с последствиями деформации и наклепа стенок трубных от­верстий, носящими название вальцовочной усталости ме­талла.

На качество вальцованного соединения влияют оваль­ность и конусность трубного отверстия, которые для труб 0 51 мм не должны превышать 0,23 мм и для труб 0 83 мм —0,27 мм.

. Овальность отверстия для дымогарных труб в решетке допускается не более 0,5 мм.

Максимальное увеличение диаметра кипятильных и эк­ранных труб, определяемое специальными шаблонами, до­пускается в размере 5%, труб пароперегревателей из ле­гированных сталей — 2,5 % и углеродистых — 3,5 %.

К наиболее существенным дефектам вальцовки отно­сятся:

Дефекты самого инструмента — вальцовки — несоответ­ствие конусности роликов и конусности шпинделя, чрез­мерный угол их постановки (более 1—2°), недостаточная плавность закругления краев роликов (радиусом менее 10 мм); _ .

Дефекты подготовки и выполнения процесса вальцов­ки— недостаточный отжиг концов труб и их очистка, не-; центральная установка труб в гнезде, неправильная уста­новка вальцовки по отношению к наружному краю листа, надрывы колокольчика вследствие недостаточной плавно­сти разбортовки его вальцовкой, попадание масла или грязи в трубное гнездо, острые края гнезда, врезающиеся в тело трубы.

После окончания вальцовочных работ следует прове­рить качество их выполнения. В вальцовочных соединени­ях не допускаются:

Расслоение, плены, трещины на концах труб; разрывы развальцованных участков труб; подрезы или накаты в местах перехода вальцовочного пояса в колокольчик;

Вмятины, задиры на внутренней поверхности трубы; неплотное прилегание трубы к трубному отверстию в пределах вальцовочного пояса;

Отклонение угла разбортовки от 15°.if также отступ­ление по максимальной и минимальной величинам высту­пающих концов труб (7—25 мм);

Щели и загрязнение между трубой и вальцовочным гнез­дом;

Недоход основания бортовочного колокольчика до кром­ки трубной доски или заход его за кромку на расстояние свыше 4 мм;

Уменьшение толщины стенки конца разбортованной тру - • бы более чем на 20 %, перевальцевание концов труб.

Допустимая толщина стенок труб в местах бортовки дол­жна быть не менее указанной ниже:

Номинальная толщина стенки трубы: 3,00; 3,25; 3,50; 3,75; 4,00; 4,50; 5,00; 5,50; 6,0 мм;

Минимальная толщина стенки трубы в местах бортовки: 2,4; 2,6; 2,8; 3,0; 3,2; 3,6; 4,0; 4,4; 4,8 мм.

Кольцевые риски глубиной до 0,5 мм допускаются на расстоянии 5 мм от стенки барабана.

На котлах встречаются кольцевые трещины в местах вальцовки даже при внимательном и добросовестном вы­полнении процесса вальцовки. Трещины начинаются с на­ружной стороны трубы, т. е. в месте прилегания трубы к поверхности гнезда, что затрудняет их обнаружение. Та­кую трещину можно обнаружить лишь тогда, когда она ста­новится сквозной, — по бугоркам солей, отлагающихся на внутренней поверхности трубы. Кольцевые трещины обна­руживаются неразрушающими методами контроля.

Характер самой трещины отличен от характера трещин, образуемых подрезкой острым краем ролика вальцовки или стенки гнезда. Трещина витиевата, иногда представляет це-- лую группу отдельных надрывов, часто соединенных друг с другом. Концы поврежденной трубы при выколачивании обычно ломаются, что указывает на хрупкость металла.

Таблица 2.2. Дефекты вальцованных соединений и способы их исправления

Причины появлений

Признаки

Способ исправления

Подрез или накат в ме­сте перехода вальцовоч­ного пояса в колоколь­чик

Разработанность окон для роликов вальцов­ки в продольном на­правлении; неправиль­ный стык роликов

Подрезы и накаты глубиной до 0,5 мм опилить до плавного перехода; при более глубоких подрезах трубу заменить

Перевальцовка — сильно удлинившийся колоколь­чик, отход пояска от кромки отверстия

Заменить трубу

Несвоевременное окончание процесса вальцовки

Трещины и разрывы ко­локольчика

Некачественный ме­талл трубы; большой угол бортовки (свы­ше 15°+3°)

Если трещины и раз­рывы не доходят до барабана на 4—5 мм, дефект устранить, сваркой с. последую­щей подвальцозкой

Односторонняя вальцов - ' ка (выпучивание трубы с одной стороны у выхо­да. трубы из отверстия)

Заменить трубу

Значительный перекос трубы в отверстии

Недовальцовка — отсут­ствие. ощутимого перехо­да от развальцованной части к неразвальцован- ной, неплотное прилега­ние трубы к отверстию

Повторная вальцовка

Преждевременно за­кончен процесс валь­цовки; короткие ро­лики

Задиры, небольшое от­слаивание металла, плен­ка на внутренней по­верхности трубы

Некачественный про­кат трубы; вырабо­танный ролик, имею­щий трещины и не­гладкую поверхность, наличие ржавчины и окалины на поверх­ности трубы, отсутст­вие смазки на внут­ренней поверхности грубы

Зачистить ' шабером. При утонении стенки трубы ниже допусти­мой величины трубу заменить 1

Основные дефекты вальцованных соединений и спосо­бы их исправления приведены в табл. 2.2.

Первым тяжелым случаем хрупкого разрушения труб барабана котла, обратившим на себя внимание советских теплотехников, была авария на трехбарабанном котле Ши - хау (1000 м2, 3,7 МПа).

Аналогичные аварии, но не столь тяжелые, имели к то­му же времени место на трехбарабанных котлах Жуайя (1000 м2, 3,2 МПа).

В обоих случаях наблюдались кольцевые трещины в раз­вальцованных концах труб кипятильных пучков трехба­рабанных вертикально-водотрубных котлов, причем' в ос­новном страдали наиболее прямые ряды труб [32].

Предупреждение АВАРИЙ ПАРОВЫХ КОТЛОВ

Неполадки в питательных линиях

На большинстве котлов с естественной циркуляцией во­ды имеется линия, соединяющая барабан с входными (нижними) коллекторами экономайзера. На котлах со ступенчатым испарением эту линию включают в чистый"от­сек барабана. При растопке таких …

Технологические дефекты, возникающие при изготовлении, монтаже и ремонте котла

При изготовлении труб поверхностей нагрева во время монтажа или при ремонте котла могут возникнуть следую­щие дефекты: Гофры на гнутых участках труб; утонение стенок растянутых участков гибов; овальность гибов выше допустимой; …

Повреждение и износ рабочих колес и кожухов дымососов

Основным видом повреждения рабочих колес и кожухов Дымососов является абразивный износ при транспортировке запыленной среды из-за больших скоростей и высокой кон­центрации уноса (золы) в дымовых газах. Наиболее интен­сивно изнашиваются основной …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.