ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА
Любая сфера практической деятельности человека, наделенная творческим началом, всегда имеет свои характерные признаки или черты, как специфические, так и общие (или инвариантные). Так, наиболее важным из большинства общих признаков, характеризующим любой творческий процесс, является наличие идеи, рассматриваемой как конкретный специфический итог данного творческого процесса.
Важна идея и в предпринимательстве. Она исходно наличествует в каждом начинании (или при каждом решении) предпринимателя. Здесь идея во многом, если не в основном, может изначально определять все дальнейшее (основное) течение бизнеса. Предпринимательская идея представляет собой специфический продукт интеллектуальной деятельности человека, является относительно законченным результатом творчества предпринимателя.
Предприятия среднего и малого бизнеса, а также низовые структурные звенья крупных предприятий и производственных структур, имеющих во многом сходные предпринимательские цели и задачи по отношению к рынку, можно рассматривать как первичные предпринимательские структуры, которые первыми взаимодействуют с рынком, первыми испытывают на себе непосредственное воздействие его конъюнктуры, первыми вынуждены реагировать на это воздействие. Первичные предпринимательские структуры, образно говоря, находятся «ближе к рынку». Важным следствием этого обстоятельства является доминирующая развитость для этих предприятий как для участников рынка индивидуально-предпринимательского типа культуры по сравнению с корпоративным типом. В этой связи также очевидно, что и с точки зрения внутрифирменного управления предпринимательский стиль организационного поведения для этих предприятий в известной степени будет также доминировать над приростным стилем.
Очевидно, что от успешного выбора предпринимательской идеи на предприятии может во многом зависеть все дальнейшее развитие всего бизнеса. Качеством идеи, таким образом, может определятся как успешный итог ее реализации, так и неудачный ее исход. Даже дальнейшие правильные по содержанию шаги организационного, финансового и т. п. содержания, предпринятые после реализации некачественной предпринимательской идеи, не смогут принести для бизнеса какого-либо изменения в лучшую сторону, если идея изначально была уже «порочна». И известный драматизм в этой ситуации состоит в том, что «порочность» или ошибочность предпринимательской идеи могут проявляться, к сожалению, уже достаточно поздно. Предпринять что-либо уже или затруднительно, или бесполезно. Все эти обстоятельства убедительно свидетельствуют в первую очередь о чрезвычайной важности предпринимательской идеи в бизнесе вообще, и также о значимости ее успешного поиска или формирования для предприятий среднего и малого бизнеса в частности.
Предпринимательская идея, таким образом, призвана концентрированно выразить собой адекватную реакцию предпринимательской структуры на комплексное воздействие изменений факторов или компонентов внешней среды (предпринимательский стиль организационного поведения) с целью более эффективного удовлетворения своих потребностей, определяемых экономическими интересами этих структур (индивидуально-предпринимательский тип культуры).