ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА

Основные понятия и определения

При рассмотрении большинства вопросов, связанных с организацией предпринимательской деятельности, на первый план встают такие вопросы, как определение сегмента рынка, поиск рыночной ниши, формирование или поиск предприниматель­ской идеи.

Очевидно, что такие понятия, как «сегмент», «ниша», «идея», по своему определению стоят друг к другу достаточно близко. Для определения соотношения между этими понятия­ми рассмотрим их более подробно.

Сегментирование рынка — разбивка рынка на четкие груп­пы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары [7]. Таким образом, сегмент рынка — это ограниченная часть рынка, определяемая четкой группой по­требителей. Группы могут формироваться по самым различным признакам.

Рыночная ниша — ограниченная по масштабам, с резко очер­ченным числом потребителей сфера деятельности, которая по­зволяет предприятию проявлять свои лучшие качества и преиму­щества перед конкурентами [10]. Иными словами, рыночная ниша определяется таким продуктом предприятия, который является исключительным по своим качествам и преимуще­ствам по сравнению с продуктами других производителей. Ры­ночная ниша представляет собой незанятое или не полностью занятое место на рынке, без нахождения которого невозможен коммерческий успех предприятия в его предпринимательской деятельности.

Емкость рыночной ниши всегда меньше емкости сегмента рынка. Работа с сегментом предполагает наличие конкурентов. В нише конкурентов обычно не бывает, так как производство предприятием своего продукта, как правило, осуществляется монопольно, что и обеспечивает его конкурентоспособность на рынке.

Если предприятие выпускает бытовые электроприборы определенной модели, то оног работает в определенном сег­менте рынка. Если же оно производит уникальные программи­руемые многофункциональные телевизоры, обеспечивающие иные новые возможности по сравнению с телевизорами других производителей, то предприятие работает в рыночной нише.

Рыночная ниша является понятием относительным. От­носительно оно по времени. Постоянно действующие механиз­мы конкуренции постепенно приводят в конкретную рыноч­ную нишу и других производителей, стремящихся достичь в своих продуктах необходимого качества и преимуществ. Таким образом, рыночная ниша со временем неминуемо превращает­ся в новый сегмент рынка, определенный уже не для моно­польного использования, а для массового производства.

Генерация (формирование или поиск) идей представляет собой постоянный систематический поиск различных возможнос­тей создания новых товаров [15]. Понятие предпринимательс­кой идеи и ее значение для среднего и малого бизнеса уже подробно рассматривалось. Заметим только, что целевой на­правленностью различных изменений, которые достигаются на предприятии (или в рамках конкретного бизнеса) в результате реализации соответствующих предпринимательских идей, яв­ляется в конечном счете повышение конкурентоспособности предприятия в его рыночной нише для успешного функцио­нирования в сегменте рынка.

Теперь, в контексте вопроса поиска рыночной ниши, не­обходимо подробнее рассмотреть непосредственно процесс формирования или поиска предпринимательской идеи.

Процесс формирования или поиска идей должен вестись на предприятии постоянно и систематически. В противном слу­чае, даже если предприятие и сможет найти несколько идей, большинство из них не подойдет или с точки зрения специфи­ки его деятельности, или по результатам дальнейшего инвес­тиционного анализа. Если предприятие не способно иметь при­годных для развития идей, то прочие организационные меры не имеют существенного значения независимо от того, как хорошо организованы остальные этапы планирования и конт­роля капиталовложений [13].

Подобное положение дел должно быть характерно для любого субъекта предпринимательской деятельности или со­ответствующего его структурного подразделения. Даже частный предприниматель, работающий относительно самостоятельно, должен уделять достаточное внимание поиску и развитию пред­принимательских идей. Опыт кризисных периодов в отечествен­ной экономике убедительно свидетельствует о настоятельной необходимости осуществления постоянного поиска новых ре­шений, которые на каждом отдельном этапе в зависимости от внутренних и внешних условий будут рассматриваться как ос­новные, альтернативные, запасные и др. идеи.

По зарубежным данным, для создания товара, имеющего коммерческий успех (то есть не только окупающего все затра­ты на разработку и введение на рынок, но и обеспечивающего определенную рентабельность производства), необходимо в среднем изучить от нескольких единиц до нескольких десятков новых идей, чтобы в конце концов получить одну, наиболее полно отвечающую перспективным требованиям конъюнкту­ры рынка. В 1968 году американские промышленные компании сообщили, что требуется 58 идей о продукции, чтобы полу­чить один удачный товар. В 1981 году эти фирмы указали, что для получения одного удачного товара требовалось уже 7 идей о продуктах [5]. Это улучшение, очевидно, было вызвано про­цессом поиска предпринимательских идей, к этому периоду времени поставленным еще более систематически и тщательно.

Теперь можно рассмотреть, сделав выводы из сказанного, следующую логическую цепь взаимодействующих между собой основных этапных понятий. Предприятие или отдельный субъект бизнеса успешно функционирует на рынке в том случае, если он уверенно себя чувствует в рамках его какого-либо сегмента. Для успешной деятельности в конкретном рыночном сегменте необходима «удачно выбранная» рыночная ниша. Для реально­го обеспечения такой ниши, в свою очередь, необходим кон­курентоспособный продукт, исключительный по своим каче­ствам и преимуществам. Только при этом условии «удачно выб­ранная» рыночная ниша будет повышать уровень востребован­ности нового продукта, а это, в свою очередь, будет увеличи­вать на него спрос.

Иными словами, «выбор» рыночной ниши будет настоль­ко «удачен», насколько станет «удачным» формирование (со­здание, поиск, выбор и т. п.) нового продукта (товара). А для создания такого продукта уже необходима предпринимательс­кая идея. Таким образом, процесс поиска рыночной ниши и процесс формирования предпринимательской идеи достаточ­но тесно связаны.

Поскольку поиск идей является обычно начальным или предшествующим этапом, а успешное функционирование субъекта бизнеса — уже последующим, заключительным или итоговым этапом, то рассмотренную логическую цепь из основ­ных этапов целесообразно представлять в следующей последова­тельности (рис. 3), а именно: формирование предпринимательской идеи, новый продукт (товар), рыночная ниша, сегмент рынка.

Основные понятия и определения

Рис. 3. Содержание процедуры поиска рыночной ниши

Ранее было обращено внимание на то, что понятие пред­принимательской идеи достаточно относительно. Относительность определяется сравнительным уровнем возможныж изменений в бизнесе, которые могут наступить в результате практической реализации соответствующих предпринимательских идей.

Рыночная

Сегмент

Ниша

Рынка

Новая

Новый

Прежняя

Прежний

Идея

Новый продукт (товар)

Нового бизнеса

( Формирование (поиск) идеи

Нового продукта (товара)

Основные понятия и определения

Нововведения

Рис. 4. Развитие процедуры формирования предпринимательской идеи

В этой связи следует различать поиск идеи бизнеса, идеи про­дукта (товара) и идеи нововведения. Формирование идеи бизне­са может иметь место в конкретных условиях достаточно редко или даже — единично, а формирование идеи нововведения, наоборот, достаточно часто или, во всяком случае, не реже, чем идея товара, так как может являться основой достаточно широкого круга изменений, касающихся самых разнообразных сторон или обстоятельств конкретного бизнеса. Действитель­но, в рамках одного бизнеса (одной идеи бизнеса) могут иметь место несколько идей нового товара, а в рамках одной идеи нового продукта (товара) — соответственно несколько идей нововведений.

С учетом сказанного можно внести определенные уточня­ющие дополнения в логическую схему взаимодействия рассмат - риваемыж этапов (рис. 4).

После рассмотрения основных понятий и определений, а также взаимосвязанных отношений между ними будем вести речь в дальнейшем о задаче поиска рыночной ниши, подразу­мевая при этом также и процесс формирования предпринима­тельской идеи.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА

3 мифа, которые убивают стратегическое планирование

Миф №1: Продуктивность – это цель Продуктивность, прежде всего, относится к выполнению задач. А стратегическое планирование – это выбор нужных задач. Таким образом, стратегия требует того, чтобы какие-то задачи оставались …

Изготовление печатей как бизнес

Изготовление печатей и штампов, рассмотрим как бизнес и как услугу в отдельности. Печати и штампы представляют собой некое клише (резинку) с определенными данными на оттиске бумаги, документа. Изготовление происходит на …

Рецепты пива для домашней пивоварни

Домашняя пивоварня открывает широкие возможности для приготовления разных сортов пива. Для создания данного материала мы обратились к специалистам компании "Номас" (производитель пивоваренного оборудования). Они рассказали нам о главных составляющих в …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.