ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДАЖ И ОПЕРАЦИЙ

ОЧЕНЬ ИЗМЕНЧИВЫЕ ПОСТАВКИ

В терминах статистики стандартный подход к объемному планирова­нию продаж и операций рассматривает спрос как независимую пере­менную, а поставки — как зависимую. Поэтому мы и говорим «спрос и поставки», а не «поставки и спрос». Спрос является движущей силой.

Но оказывается, что это не всегда так. Ранее в этой книге мы говори­ли об «ограниченном» и «неограниченном» спросе. Под неограничен­ным спросом понимается то, что компания могла бы продать, если бы не существовало никаких ограничений по поставкам. В этом конкрет­ном случае движущей силой является фактор поставки — по крайней мере до тех пор, пока поставки не вырастут так, что перестанут служить ограничивающим фактором.

243

подпись: 243Очень изменчивые поставки — это другой пример ситуации, в кото­рой поставки являются движущей силой, в основном и определяющей, что будем продавать. Много примеров такого рода можно найти в пи­щевой промышленности, где размер урожая определяет, сколько ящи­ков кукурузы, бобов, вишни и т. п. можно будет продать.

В этом случае стандартная пятиступенчатая модель объемного пла­нирования продаж и операций не работает. Она должна быть модифи­цирована так, чтобы начинать с первичного планирования поставок. После этого можно переходить к планированию спроса и ко второй ста­дии планирования поставок, как это показано рис. П.5.1.

ОЧЕНЬ ИЗМЕНЧИВЫЕ ПОСТАВКИ

Шаг предварительного планирования поставок, осуществляемый обычно отделом закупок, нужен для того, чтобы оценить размеры до­ступного в будущем урожая. Конечно же, это вид прогноза. Эта инфор­мация передается менеджерам по продажам и маркетингу для осуще­ствления фазы планирования спроса. Там они при формировании своих прогнозов принимают прогнозируемые поставки во внимание.

Затем новые прогнозы передаются на второй шаг планирования по­ставок. Это нужно для того, чтобы обеспечить реалистичность подробно­стей нового плана спроса. Давайте рассмотрим пример компании, кото­рая занимается упаковкой замороженных и консервированных овощей.

1. На первичной фазе планирования поставок прогнозируется по­лучить 1 млн бушелей стручковых бобов.

2.

Приложения

подпись: приложенияМенеджеры по планированию спроса используют эту цифру для выработки прогноза по стручковым бобам. Они прогнозируют эквивалент 300 тыс. бушелей для консервированных стручковых бобов и 700 тыс. для замороженных, что намного больше, чем было в прошлом году.

3.

244

подпись: 244Менеджеры по поставкам должны затем проверить, что они смо­гут заморозить и упаковать 700 тыс. бушелей стручковых бобов — наряду со всей прочей потребностью в морозильных мощностях. Кроме того, им необходимо убедиться в том, что у них есть до­статочно места в холодильниках для хранения таких объемов. И так далее.

Последние шаги объемного планирования продаж и операций — предварительное совещание и совещание руководства — выполняются в типовом варианте.

ПРОВЕРОЧНЫЙ ЛИСТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЪЕМНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОДАЖ И ОПЕРАЦИЙ

245

подпись: 245Этот проверочный лист призван служить подспорьем в оценке процесса объемного планирования продаж и операций. Ответы на каждый тезис могут быть: 4 (отлично), 3 (хорошо), 2 (удовлетворительно) и 1 (плохо или совсем никак). Если определенный тезис неприменим к компании, пометьте его « НП».

1

Объемное планирование продаж и операций является ежемесяч­ным процессом, в который вовлекается менеджмент как среднего, так и высшего звена, включая президента (генерального директора, исполнительного директора, управляющего директора)

4

3

2

1

2

Ежемесячный цикл объемного планирования продаж и операций включает: фазу планирования спроса, фазу планирования поставок, предварительное совещание и совещание руководства, на котором присутствует президент

4

3

2

1

3

Письменно зафиксированная политика планирования продаж и операций описывает состав участников процесса, их обязанности, а также время и цели каждого шага процесса

4

3

2

1

4

Даты совещаний (предварительного и совещания руководства) на­значены заблаговременно, что позволяет обеспечить присутствие всех необходимых лиц

4

3

2

1

5

Совещание руководства переносится, если президент присутство­вать не может. Другие участники, не имеющие возможности присутствовать, представлены своими заместителями, которые уполномочены участвовать в процессе принятия решений

4

3

2

1

6

Не позднее чем за два дня до совещания руководства распростра­няется письменная повестка дня, перечисляющие основные реше­ния, которые необходимо принять на совещании

4

3

2

1

7

Совещание руководства рассматривает вопросы на агрегатном уровне (уровне групп продуктов) и изредка сосредоточивает внима­ние на индивидуальных продуктах

4

3

2

1

8

Число групп продуктов лежит в пределах от 5 до 15. Там, где необходимо, на предшествующих совещанию шагах используются подгруппы продуктов

4

3

2

1

9

Отделы продаж и маркетинга «владеют» прогнозом продаж. Они понимают и принимают на себя ответственность: формировать обоснованные, реалистичные прогнозы, рассматриваемые как минимум ежемесячно и отражающие общий спрос

4

3

2

1

10

Отдел операций «владеет» планом операций. Они понимают и при­нимают на себя ответственность: разрабатывать планы, поддержи­вающие прогноз продаж, отвечающие стратегиям спроса/поставок, и являющиеся эффективными по издержкам производства

4

3

2

1

11

Планирование для продуктов, поставляемых из других стран, выпол­няется с полным осознанием часто более значительной и потен­циальной более изменчивой длительности цикла

4

3

2

1

12

Показатели уровня обслуживания клиентов (своевременные и пол­ные отгрузки) рассматриваются на каждом предварительном сове­щании и каждом совещании руководства

4

3

2

1

13

Для достижения целевых уровней обслуживания клиентов запасы готовой продукции для продуктов, поставляемых из других стран, устанавливаются выше, чем для отечественных продуктов, с тем чтобы компенсировать большую неравномерность поставок

4

3

2

1

14

Стратегии спроса / поставок для каждой группы продуктов офи­циально рассматриваются на предварительном совещании и на со­вещании руководства ежеквартально — с точки зрения возмож­ности повышения целевых показателей уровня обслуживания клиентов, снижения целевых уровней запасов и снижения целевых уровней обязательств по поставкам

4

3

2

1

15

Показатели продаж, операций, запасов и обязательств по постав­кам сопоставляются с планом на каждом предварительном совеща­нии и совещании руководства. Когда показатели выходят за преде­лы установленных допусков, инициируются расследование и кор­ректирующие действия

4

3

2

1

16

Таблица объемного планирования продаж и операций содержит всю ключевую информацию о группе продуктов: исполнение плана, статистику уровня обслуживания клиентов, прогнозы продаж и план операций; таблица охватывает как минимум период в 15 будущих месяцев

4

3

2

1

17

Таблица содержит не только количественные показатели, но и ка­чественную, вербальную информацию в форме допущений и проб­лем, которые должны быть учтены

4

3

2

1

18

Для идентификации проблем перегрузки/недогрузки мощностей используются отдельные таблицы мощностей, в которых не указано однозначного соответствия между группами продуктов и производ­ственными ресурсами

4

3

2

1

19

Проблемы мощностей производителей-подрядчиков рассматрива­ются на фазах планирования поставок и предварительного сове­щания. Их рассмотрение практически ничем не отличается от рас­смотрения собственных заводов

4

3

2

1

20

Существуют эффективные процессы коммуникаций относительно спроса и поставок между компанией и ее иностранными поставщи­ками

4

3

2

1

Приложения

подпись: приложения

246

подпись: 246

21

Вопросы разработки новых продуктов, которые могут повлиять на соотношение спроса и поставок, являются обязательным пунктом повестки на фазах планирования спроса, планирования поставок, предварительного совещания и, если необходимо, на совещании руководства

4

3

2

1

22

Потенциальные риски устаревания запасов у подрядчиков постоян­но анализируются на фазах планирования поставок и предвари­тельного совещания. Когда нужно, этот вопрос выносится на рас­смотрение на совещании руководства

4

3

2

1

23

Главный календарный план постоянно сравнивается с планом опе­раций объемного планирования продаж и операций, с тем чтобы обеспечить формирование главного календарного плана в рамках объемов, принятых на совещании руководства

4

3

2

1

24

Процесс объемного планирования продаж и операций — это про­цесс принятия решений. Группа предварительного совещания решает, какие рекомендации следует представить на совещании руководства. Руководство решает, принять эти рекомендации или отказаться от них в пользу альтернативного варианта

4

3

2

1

25

Моделирование используется для оценки альтернативных вариан­тов решения проблем и использования возможностей регулярно

4

3

2

1

26

Представители финансовой и бухгалтерской функции играют важ­ные роли в планировании спроса, планировании поставок, в пред­варительном совещании и в совещании руководства. Их задача состоит в том, чтобы придать планам финансовую достоверность

4

3

2

1

27

На совещании руководства сравнивается версия плана операций в стоимостном выражении и бизнес-план (годовой бюджет, годовой оперативный план). В случае необходимости бизнес-план коррек­тируется так, чтобы он отражал реальность, отраженную в объем­ном плане продаж и операций

4

3

2

1

28

Процесс объемного планирования продаж и операций используется для оценки рисков и корректирующих действий, обусловленных значительными изменениями в спросе

4

3

2

1

29

Объемное планирование продаж и операций используется для оценки рисков и корректирующих действий, обусловленных значи­тельными падениями поставок

4

3

2

1

30

В соответствии с духом непрерывного совершенствования в конце совещания руководства производится краткая критика совещания — всем участникам предлагается высказать критические замечания

4

3

2

1

31

Протоколы совещаний объемного планирования продаж и опера­ций, содержащие все принятые решения, распространяются в тече­ние двух рабочих дней после проведения совещания

4

3

2

1

32

Процесс объемного планирования продаж и операций лежит в осно­ве принятия решений по всем важным вопросам спроса / поставок

4

3

2

1

33

Было достигнуто улучшение по крайней мере по четырем из сле­дующих шести пунктов: повышение уровня обслуживания, сниже­ние обязательств по поставкам, сокращение длительности цикла обслуживания клиентов, повышение оборачиваемости запасов, снижение внеплановых сверхурочных работ, снижение издержек найма и увольнения

4

3

2

1

247

подпись: 247

Приложения

подпись: приложения

Подсчет баллов по проверочному листу объемного планирования продаж и операций.

Количество четверок________

Количество троек___________

Количество двоек___________

Количество единиц__________

Всего_________

Всего______ , деленное на____ (33 минус количество «НП») = КО­

ЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ.

Оценка количества баллов:

3,5-4,0 — отлично;

3.0- 3,4 — хорошо;

2.0- 1,9 — удовлетворительно;

Приложения

248

подпись: приложенияОЧЕНЬ ИЗМЕНЧИВЫЕ ПОСТАВКИ
< 2,0 — плохо.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДАЖ И ОПЕРАЦИЙ

Как проходит аукцион по продаже необработанной древесины

С февраля 2020 года продажа древесины в Украине осуществляется через систему электронных торгов Прозорро. Теперь необработанную древесину и пиломатериалы можно приобрести, принимая участие в аукционах на площадке ООО "Электронные торги …

ГЛОССАРИЙ

ABC-классификация (ABC Classification) — группировка номенкла­турных позиций на основе их относительной важности. Номенкла­турные позиции А являются самыми важными; номенклатурные по­зиции В — менее важные; а номенклатурные позиции С являются наименее …

ДИАГРАММА ВОДОПАДА

Диаграмма водопада — это инструмент, помогающий определить и ди­агностировать систематическое отклонение прогноза. Прогноз с система­тическим отклонением всегда содержит ошибку прогноза в одном и том же направлении. Можно привести следующие примеры: …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.