ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА

Механизмы регулирования ресурсопользования

Важнейшей задачей государства в области ресурсопользования является создание механизмов, направленных на экономное ис­пользование сырья, материалов, энергии и других ресурсов. Управ­ление ресурсопользованием осуществляется с помощью норматив­но-правового, экономического и общественно-политического меха­низмов.

Нормативно-правовой механизм решает задачи экономного ресурсопользования с помощью системы норм состояния и допусти­мых воздействий на окружающую среду, системы норм и стандар­тов использования ресурсов, экологической экспертизы, системы законодательных актов, определяющих правовую ответственность ресурсопользователя.

Несмотря на то что в последние годы немало сделано в области совершенствования нормативно-правовой базы, современный уро­вень контроля за состоянием природной среды пока недостаточно эффективен. Основные вопросы нормативно-правового обеспечения регулирования природопользования рассмотрены в гл. 4.

Экономический механизм рационального ресурсопользования должен обеспечить создание ресурсосберегающих технологических процессов, экологичной техники, экологически обоснованное раз­мещение производительных сил, перераспределение материально - технических и трудовых ресурсов с целью более рационального ре­сурсопользования. Средствами экономического механизма являют­ся дифференцированные тарифы за пользование природными ре­сурсами, а также гибкая система налогообложения и государствен­ные дотации и инвестиции.

Основные элементы экономического механизма определены за­коном РСФСР от 19.12.91 г. №2060-1 "Об охране окружающей природной среды". В основе экономического механизма, действую­щего в нашей стране, лежит система платы за негативное воздей­ствие на окружающую среду, при расчете которой используются нормативно-методические указания, разработанные Госкомэколо - гией.

Перспективны также и такие экономические рычаги регулиро­вания природоохранной деятельности, как лицензирование, эколо­гический аудит, экологическая сертификация, экологическое стра­хование. В 1998 г. в стране подлежали лицензированию 22 вида деятельности, связанной с возможным негативным воздействием на окружающую среду и здоровье населения.

Экологический аудит представляет собой своеобразную приро­доохранную ревизию, проводимую с целью объективного анализа сложившейся ситуации и установления направлений развития дея­тельности рассматриваемого объекта.

Экологический аудит в промышленно развитых странах явля­ется одним из важнейших инструментов регулирования природо­пользования. У нас в стране он применяется совершенно недоста­точно, в основном по заказам зарубежных инвестиционных орга­низаций при рассмотрении возможности приватизации объектов или их инверстировании. Порядок аудирования определяется ря­дом документов, разработанных Госкомэкологией в 1998 г. В 1999 г. Госстандарт России ввел в действие государственные стан­дарты ГОСТ Р ИСО 14010 - 98, ГОСТ Р ИСО 14011 - 98 и ГОСТ Р ИСО 14012 - 98, разработанные с учетом международного опыта в области проведения экологического аудита.

Обязательная сертификация на соответствие экологическим требованиям действует у нас в стране с мая 1992 г., со времени введения Госстандартом России Системы сертификации ГОСТ Р.

Экологическое страхование - новый для нашей страны вид эконо­мического регулирования природоохранной деятельности. В 1998 г. разработан пакет проектов нормативно-методических документов для реализации экологического страхования, в том числе феде­ральный законопроект "Об экологическом страховании в Россий­ской Федерации". Разработка и принятие этих документов позво­лит учитывать вредное воздействие природопользователей на окру­жающую среду, оценить степень экологического риска страхуемого предприятия и рассчитать потенциальный ущерб от его деятельно­сти.

Экономический механизм регулирования природоохранной дея­тельности - один из важнейших рычагов, который постоянно до­полняется и корректируется с учетом реальной экологической и экономической ситуации в стране.

Рыночная экономика открывает большие возможности для бо­лее эффективного регулирования ресурсопользования с помощью экономических рычагов, которые у нас в стране применяются пока еще слабо, о чем свидетельствует неэффективное использование материальных и энергетических ресурсов. Но имеющийся в пере­довых странах опыт свидетельствует о больших потенциальных возможностях экономического регулирования ресурсопользования.

Общественно-политический механизм решает задачи рацио­нального ресурсопользования и охраны окружающей среды путем воспитания и экологического образования населения страны, повы­шения личной ответственности каждого гражданина за состояние окружающей среды. Решению этих задач посвящен ряд законода­тельных актов, а также решений правительства страны. В частно­сти, закон Российской Федерации "Об охране окружающей при­родной среды" от 19 декабря 1991 г. устанавливает всеобщность и непрерывность экологического воспитания и образования, в том числе преподавание в высших учебных заведениях специальных курсов по охране окружающей природной среды и рациональному природоиспользованию. В развитие этого закона принято постанов­ление Правительства Российской Федерации от 03.11.94 г. № 1208 " О мерах по улучшению экологического образования населения".

Экологическое образование способствует устойчивому развитию страны и без него невозможно рассчитывать на кардинальное из­менение экологической ситуации в стране. Однако разработанные проект федерального закона "О государственном регулировании образования в области экологии" и федеральная целевая програм­ма "Экологическое образование и просвещение населения на 1997 - 2010 годы" до настоящего времени не приняты из-за отсут­ствия возможности их финансирования. Безусловно, отсутствие этих документов является серьезным тормозом создания системы непрерывного экологического образования.

Важную роль в деле воспитания населения в духе правильного природопользования должны играть средства массовой информации и различные общественные организации.

Одной из форм государственного воздействия на ресурсопользо - вание являются федеральные целевые программы. Так, постанов­лением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 г. № 1098 утверждена федеральная целевая программа "Отходы", срок действия которой заканчивается в 2000 г. Программа нацеле­на на проведение единой государственной политики в сфере комп­лексной переработки, транспортировки, утилизации, безопасного хранения и обезвреживания производственных и бытовых отходов.

Программа касается твердых отходов, а также отходов, улавли­ваемых защитными сооружениями. При ее выполнении должны быть разработаны правовые, экономические, методические, науч­но-технические и организационно-управленческие основы системы обращения с отходами. В рамках Программы намечено выполнить 156 пилотных проектов малоотходных технологий, а также произ­водств по обезвреживанию, вторичному использованию и захоро­нению отходов. Выполнение Программы должно создать условия для ежегодной переработки до 55 млн. т отходов, экономии раз­личных видов материальных и энергетических ресурсов на 20 - 25%, сокращения площади земель, занятых под полигоны и свал­ки отходов, разработки новых процессов и оборудования для пере­работки отходов.

Ее реализация направлена в конечном счете на решение круп­ных социальных проблем, связанных с негативным воздействием отходов на окружающую среду и качество жизни. Реализация этой программы во многом зависит от инвестиций. К сожалению, феде­ральная программа "Отходы" финансируется крайне слабо, выпол­няется в небольшом объеме и в настоящее время ведется работа по ее пролонгации.

ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕРАБОТКЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ

Переработка отходов осуществляется с помощью сложных тех­нологических процессов, при этом используемое оборудование и сами отходы могут являться источниками травматизма, профзабо­леваний, пожаро - и взрывоопасности и наносить ущерб жизни и здоровью …

Регенерация лакокрасочных материалов

На машиностроительных, судостроительных, электротехниче­ских и других предприятиях широко используются лакокрасочные материалы. Наиболее распространенным способом их нанесения остается распыление из краскопульта в окрасочных камерах. Из этих камер непрерывно отсасывается воздух, который …

Переработка отходов растворителей

Многие технологические процессы в промышленности и на транспорте связаны с использованием органических растворителей, которые, выполнив свою роль, уносятся с воздухом вентиляцион­ной системой, загрязняя окружающую среду, либо сливаются в на­копители и …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.