ОСТАТОЧНЫЕ ТОПЛИВА
Остаточное топливо — это то, что остается, когда все нефтепродукты уже приготовлены (поэтому оно и называется остаточным). Во многих странах за пределами США остаточное топливо — это всего лишь остаток от перегонки сырой нефти, то есть мазут.[6] В США мазут в основном используется как сырье для вакуумной перегонки. В этом случае основным ингредиентом остаточных нефтепродуктов является остаток от вакуумной перегонки (пек).
Остаточные нефтепродукты всегда труднее выгодно продать, чем все прочие виды топлива, по двум причинам, одна из которых физическая, а другая экономическая. Во-первых, их транспортировка и использование требуют специального оборудования типа подогреваемых трубопроводов и резервуаров, так как иначе топливо застывает. Во-вторых, что более важно, его количество и состав практически невозможно произвольно менять, поскольку остаточное топливо состоит из отходов от производства других продуктов.
Получение остаточного топлива
Так как остаточное топливо является побочным продуктом, требования, предъявляемые к товарному продукту, достаточно расплывчаты. Наиболее важной характеристикой является вязкость, которая показывает, насколько жидкость сопротивляется течению, как это показано на рисунке 14.3 (вязкость кленового сиропа больше, чем вязкость воды). Стандартной единицей вязкости является сантистокс. Поскольку вязкость меняется в зависимости от температуры (горячий сироп течет лучше, чем холодный), вязкость в сантистоксах измеряют при 80°С или при 100°С. К остатку от вакуумной перегонки обычно добавляют какой-либо разбавитель (дистиллят - ный нефтепродукт) для того, чтобы достичь максимальной приемлемой вязкости. Обычно в качестве разбавителя используют какую-либо тяжелую маловязкую фракцию, которая представляет собой небольшую ценность в качестве сырья, например, для крекинга. Скажем, это может быть крекинг-газойль, если он есть.
Другим нормируемым показателем является содержание серы. Допустимое выделение серы из промышленных топлив изменяется в широких пределах в зависимости от географического положения и от требований потребителя. Остаточное топливо может быть сернистым и сернистым. Граница между этими категориями находится в области содержания 0,5—1% серы по массе. Содержание серы зависит в основном от состава исходной сырой
Нефти Методика удаления серы из остаточного топлива требует сложного дорогого оборудования, которое будет описано в следующей главе. Таким образом, разница в цене между сернистым и малосернистым продуктом отражает затраты на обессеривание, а также возрастающие потребности в малосернистых остаточных топливах.
Наконец, как и в случае дистиллятных топлив, для остаточных топлив имеет значение температура вспышки Поскольку для перекачивания остаточных топлив требуется нагревание, температура вспышки в данном случае еще более важна. В то же время остаточное топливо служит отстойником, в который можно слить множество разнообразных ненужных продуктов. Температура вспышки является фактором, ограничивающим возможности такого сливания.
На нефтеперерабатывающих заводах в Карибском регионе внедрена методика, позволяющая увеличить продажу остаточных топлив, полученных из высокосернистых сырых нефтей. Серу удаляют из газойлевых фракций с использованием относительно дешевого процесса гидроочистки, который описан в следующей главе. Остаточные продукты, которые получаются при смешивании сернистого остатка с установки вакуумной перегонки с обессеренным газойлем, уже удовлетворяют нормативам по содержанию серы. такую деятельность кое-где говорят «против загрязнения полезно разбавление».