Парадоксы Науки

«И ГЕНИЙ, ПАРАДОКСОВ ДРУГ…» «СВОРАЧИВАЕТ ПАРАДОКС, КУДА ЗАХОЧЕТ…»

Содержание книги Парадоксы Науки

Сначала, как учит народная мудрость, договоримся о словах. Если верно,
что все познается в сравнениях, поищем их и для парадокса. Он рожден в
семействе понятий, описывающих ошибки и противоречия познания.
Ошибки бытуют разные. Одни из них непроизвольны. Человек и не хотел бы
ошибаться, да не получается.
Как будто рассуждение логично, проведено правильно и тем не менее дает
сбой. Такие непреднамеренные сдвиги мышления, случающиеся вопреки желаниям
рассуждающего, называются "паралогизмами".
Этим словом характеризуют операции мысли, отклоняющиеся от правил
логики, так сказать, "околологические" ("пара" - в греческом означает
"около", "рядом", "вблизи"). Налицо отступление от норм мышления, однако
они, эти отступления, не осознаются, и их можно обнаружить лишь
специальным анализом. Возьмем, к примеру, такое рассуждение.
Все существительные меняют падежные окончания.
Слово "земля" меняет падежные окончания.
Следовательно, слово "земля" - существительное.
Правильно? Кажется, да. Земля действительно имя существительное.
Вывод-то верен, только получен он неверным путем. Вкралась логическая
погрешность.
Мы обнаружим ее, подставив в схему рассуждения вместо слова "земля"
другое, обозначающее не существительное, а, скажем, прилагательное. К
примеру, слово "синий". Тогда получим следующее заключение:
Все существительные меняют падежные окончания.
Слово "синий" меняет падежные окончания.
Следовательно, слово "синий" - существительное.
Но это вовсе не существительное. Отчего же произошла ошибка? Нарушено
правило логики. Чтобы получить верный результат в рассуждениях подобной
структуры, одна из посылок обязательно должна быть отрицательной. Вот
пример.
Все существительные обозначают предметы или вещи.
Слово "синий" не обозначает предмета или вещи.
Следовательно, слово "синий" не существительное.
Однако в первом примере добытое следствие оказалось истиной, хотя
умозаключение шло по такой же форме, что и во втором, когда мы получили
ошибочный результат. В том и особенность паралогизмов, что иногда они
могут давать верный вывод при логически неправильном рассуждении. В
приведенном примере эта правильность случайная и потому вводит в
заблуждение. Но здесь это не так страшно, потому что результат верен.
Гораздо хуже, когда паралогизм дает ложное заключение, а мы, не замечая
погрешности, считаем его истинным.
Другой вид ошибок - преднамеренные. Их допускают сознательно, с целью
специально увлечь собеседника по ложному пути. Это софизмы. Они происходят
также от греческого слова ("софизм" означает "измышление", "хитрость"). Их
строят, опираясь на внешнее сходство явлений, прибегая к намеренно
неправильному подбору исходных положений, к подмене терминов, разного рода
словесным ухищрениям и уловкам.
При этом широко и, надо сказать, умело используется гибкость понятий,
их насыщенность многими смыслами, оттенками. Откуда появляется эта
гибкость?
Она имеет место потому, что понятия отражают изменчивость самих вещей.
Но это может быть истолковано по-разному. Диалектик Гераклит, провозгласив
знаменитый тезис "вес течет", пояснял, что в одну и ту же реку (река -
образ природы) нельзя войти дважды, ибо на входящего текут все новые и
новые воды. Ученик Гераклита Кратил, соглашаясь с тем, что все течет,
сделал из этого другие выводы. В одну и ту же реку, утверждал он, нельзя
войти даже и один раз, ибо пока ты входишь, река уже изменится. Поэтому
Кратил предлагал не называть вещи, а просто указывать на них пальцем: пока
произносишь название, вещь будет уже не та.
Софистика и произрастает на искаженном понимании подвижности вещей,
ловко использует гибкость отражающих мир понятий. Потому Аристотель
назыяал софистику кажлщейся. а не действительной мудростью, "мнимой
мудростью". А вот ее образчики, оставленные также древними авторами.
- Знаешь ли ты, о чем я хочу тебя спросить?
- Нет.
- Знаешь ли ты, что добродетель есть добро?
- Знаю.
- Вот об этом я и хотел тебя спросить.
Софизм обескураживает: дескать, возможны положения, когда человек не
знает того, что он хорошо знает.
Есть примеры и похитрее. Например, софшм Эватла.
Эватл брал уроки софистики у философа Протагора на условии, что плату
за обучение он внесет тогда, когда, окончив школу, выиграет свой первый
процесс.
Окончил. Время шло, а Эватл и не думал браться за ведение процессов
Вместе с тем считал себя свободным и от уплаты денег за учебу. Тогда
Протагор пригрозил судом, заявив, что в любом случае Эватл будет платить.
Если судьи присудят к уплате - то по их приговору, если же не присудят -
то в силу договора. Ведь тогда Эватл выиграет свой первый процесс. Однако,
обученный софистике, Эватл возразил, что при любом исходе дела он платить
не станет. Если присудят к уплате, то процесс будет проиграй и согласно
договору между ними он не заплатит. А если не присудят, то платить не надо
уже в силу приговора суда.
Софизм построен на смешении двух моментов в рассуждении Эватла: одни и
тот же договор рассматривается им в разных отношениях. В первом случае
Эватл выступает на суде в качестве юриста, который проигрывает свой первый
процесс. А во втором случае он уже ответчик, которого суд оправдал.
А чем не софизм сочиненная английскими студентами песенка?

Чем больше учишься, тем больше знаешь.
Чем больше знаешь, тем больше забиваешь.
А чем больше забываешь, тем меньше знаешь.
А чем меньше знаешь, тем меньше забываешь.
Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь.
Так для чего учиться?

Пора разобраться и с самим парадоксом. Это понятие имеет такое
происхождение. О слове "пара" мы уже говорили. Оно имеет также оттенок
"против", а "докса"
означает "мнение". Парадоксом называется странный, неожиданный
результат, глубоко расходящийся с общепринятыми представлениями.

Парадокс близок паралогизму и особенно софизму.
Но от первого он отличается тем, что выведен логически корректно, с
соблюдением норм и правил логики.
С софизмом же их различает то, что парадокс - не преднамеренно
полученный противоречивый результат.
Таким образом, парадокс не ошибка, однако его появление нельзя
объяснить и желанием сознательно исказить положение дел или незнанием
какой-то детальной информации. Он коренится глубже и свидетельствует об
объективно сложившемся противоречивом состоянии дел, в котором никто не
виноват. Разве что сама наука, оказавшаяся бессильной распутать клубок
тайн, нити которых запрятала природа. Как говорится,
Сворачивает парадокс, куда захочет, Рассудок здравый он, смеясь,
морочит.

Содержание книги Парадоксы Науки

Парадоксы Науки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как выяснилось, парадоксы обнажают глубинные течения познавательного
процесса. Возвещая о назревшем неблагополучии в науке, они вместе с этим
решительно продвигают ее вперед и именно тем, что приносят новые, еще
более парадоксальные идеи.

Академики

Многогранностью научных запросов отличались многие русские ученые.
Особенно выделяется М. Ломоносов. Прежде всего он прославил себя как физик
и химик. Широко известны его исследования по электричеству, труды в
области физической химии, одним из основателей которой он является. Как
уже отмечалось, М. Ломоносов - один из "виновников" установления закона
сохранения и превращения вещества и энергии.

Люди

Все дело в степени привязанности ученого к парадигмам века, в силе его
преданности устоявшимся законам и методам. Влияние дисциплины на
исследователя начинается рано, еще когда он только готовится как научный
работник, то есть в студенчестве, затем в аспирантуре. Это влияние
осуществляется просто. Действует четко отлаженная система вузовского
обучения, которая производит отбор (экзамены, защита курсовых, дипломных
работ и т. п.) именно по принципу безоговорочного - за редким исключением
- принятия господствующих в научной дисциплине ценностей.

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.