Основы ТЕХНОЛОГИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ

ВЫБОР МЕТОДА ДОСТИЖЕНИЯ ТОЧНОСТИ ЗАМЫКАЮЩЕГО ЗВЕНА РАЗМЕРНОЙ ЦЕПИ

Решение задачи экономичного и производительного изготовлении изделия тесно связано с назначением рациональных допусков на изготои ление деталей и его сборку. Одним из методов определения рациональ ных допусков является расчет размерных цепей. При решении размерных цепей требуется из пяти методов достижения точности замыкающей' звена выбирать наиболее эффективный.

Для выбора эффективного метода достижения точности часто при ходится производить расчет допусков по нескольким методам, что значп тельно повышает трудоемкость расчета размерных цепей.

Задача расчета допусков на составляющие звенья при решении пря мой задачи является задачей неопределенной, так как для расчета допуі ков на составляющие звенья, число которых равно т - 1, имеется только одно уравнение. Для упрощения таких расчетов разработан ряд способов, позволяющих определять допуски на составляющие звенья.

Воспользуемся способом расчета размерных цепей с использовани ем соотношения допусков на составляющие звенья. Как уже отмечалось и п. 1.3.2, смысл такого способа заключается в том, чтобы свести расчет допусков на составляющие звенья к решению одного уравнения с одним неизвестным. С этой целью определяется допуск Т\ на одно из состав ляющих звеньев, а допуски на каждое из оставшихся составляющие звеньев определяются как произведение коэффициента сложности (и дальнейшем коэффициента точности В) данного звена на Ть т. е. Т, = В,'/,

Тогда уравнение для расчета допусков на составляющие звенья примет вид:

Ть = ВіТ]+В2Т1+...Вт.]Т1, (1.9.1 h

Где В, - коэффициент точности і-го составляющего звена, для Т^В = 1.

Чтобы найти все значения В„ необходимо выбрать составляющем звено, по отношению допуска которого будут определяться значения о. тальных допусков.

Предлагается для каждого составляющего звена коэффициент В оп­ределять как

(1.9.12)

Где Г, э - экономически достижимый допуск /-го звена; - наимень­шее значение экономически достижимого допуска составляющего звена в размерной цепи.

Отсюда для определения коэффициентов точности необходимо на­значить экономически достижимые допуски на каждое составляющее звено. В связи с этим, для изготовления поверхностей, образующих раз­меры, которые входят в размерную цепь, выбирают способы обработки, ориентируясь на уровень требуемой точности согласно с Тср:

Т^Шт-Х).

В соответствии с выбранным способом обработки назначают эконо­мически целесообразный квалитет точности и значение экономически достижимого допуска.

Зная число составляющих звеньев, для /-го составляющего звена 7",' с помощью равенства (1.9.12) определяются значения В для всех состав­ляющих звеньев. Тогда уравнение (1.9.11) при = 1 примет вид:

Гл= 7J3min +В2Т^т + ... 7J3min. (1.9.П)

Однако при выборе метода достижения точности замыкающего зве­на следует учитывать не только способы обработки, но и другие факто­ры. Например, применение метода групповой взаимозаменяемости огра­ничивается числом составляющих звеньев в размерной цепи; методы пригонки и регулировки требуют наличия в размерной цепи звена, кото­рое можно использовать в качестве компенсатора и др.

Отсюда методика выбора эффективного метода достижения точно­сти замыкающего звена заключается в последовательной оценке эффек­тивности применения каждого из пяти методов (п. 1.3.2.1).

Последовательность рассмотрения методов определяется, прежде всего, уровнем простоты применения метода. По этому критерию сначала рассматривается возможность применения методов полной и неполной взаимозаменяемости.

Последовательность рассмотрения применения других методов рас­чета определяется в зависимости от конкретных условий производства с учетом рекомендуемых областей применения этих методов.

Наиболее сложным с точки зрения применения является метод групповой взаимозаменяемости, что связано с необходимостью включе­ния в производственный процесс сортировки, клеймения и организацию хранения деталей. Поэтому применение этого метода надо рассматривать только в условиях высоких требований к точности замыкающего звена.

При применении методов регулировки и пригонки, если нет звена, способного выступить в роли компенсатора, надо оценить затраты, свя­занные с изменением конструкции изделия из-за ввода в изделие нового звена - компенсатора.

Выбор экономического метода достижения точности замыкающего

Звена состоит в том, чтобы обеспечить ^Г Т? < 7д.

Установив последовательность рассмотрения методов расчета, пере ходят к выбору одного из них. Сначала оценивается возможность приме­нения метода полной взаимозаменяемости. Если окажется, что Т;} > Т то переходят к оценке возможности применения метода неполной взаи мозаменяемости. Если и в этом случае Т|э > 7"д, то переходят к оценке

Возможности применения, например, метода групповой взаимозаменяе мости.

Метод групповой взаимозаменяемости целесообразен, если числи звеньев m в размерной цепи не более некоторого допустимого значении М (m < М). Далее рассчитывают п' групп и сравнивают его с макисмалі. но допустимым для данных условий числом групп И («' < //).

Целесообразность использования метода пригонки определяется, но первых, наличием в размерной цепи звена, которое можно использов.-ш. как компенсатор, во-вторых, величиной компенсации Гком которая до и* на быть не больше допустимой величины компенсации DK(TmK < DK).

При анализе метода регулировки проверяют наличие в размерж'п цепи звена компенсатора, затем рассчитывается количество компенсліі. ров N' и сравнивается с допустимым числом А^ компенсаторов в размер ной цепи. Метод целесообразен, если N' < Na. Итак, выбор эффектинп<>| ■ метода производится в том порядке, который указан выше; если пре м і
дущий метод оказывается неэффективным, то переходят к оценке сле­дующего. После выбора метода достижения точности производят расчет но следующим формулам:

(1.9.15)

(1.9.14)

Ш-1

Т" =tTmm

( = 1 7"

(1.9.16)

(1.9.17)

(1.9.18)

В формулах (1.9.14) — (1.9.18) используются следующие обозначения:

4/ - передаточное отношение /-го составляющего звена; 7д - сумма допусков составляющих звеньев, подсчитываемая по формуле метода полной взаимозаменяемости; X', - коэффициент относительного рассея­ния /-го составляющего звена; t - минимально допустимое значение ко - )ффициента риска; Тк - значение допуска звена-компенсатора; Г" - допуски на замыкающие звенья, рассчитанные соответственно по мето­дам полной и неполной взаимозаменяемости; - допуск, получаемый мри расширенных допусках на составляющие звенья.

Используемые при расчете допустимые значения определяются на основе анализа условий производства, на котором предполагается изго­товление рассматриваемого изделия (или сходного с ним), а также на основе анализа литературных данных.

M - і

= Tlnin ^ % I ; i=i

После выявления целесообразного метода достижения точности расчет размерных цепей заключается в корректировке допусков состав­ляющих звеньев гто принятому методу, расчете координат середин полей допусков и предельных отклонений составляющих звеньев размерной цепи, расчете размеров компенсаторов по известным формулам.

Корректировка допусков обусловлена тем, что каждый метод дос­тижения точности целесообразен в том случае, если некоторая рассчиты-

П

Ґ Начало

I

J Ввод исходных данных j

Формирование массивов исходных данных для машинного счета


Проверка правильности построения размерной цепи^ и ввода исходных^ ^данных,

Правильно

"Выбор эффективного Zметода достижения заданной2 почности исходного, звена

Метод выбран

Расчет значений допусков, координат полей допусков, предельных отклонений составляющих звеньев, расчет компенсаторов

Неправильно

1

Печать рекомендаций

Методы

Неэффективны

Печать рекомендаций

И

Печать результатов расчета


С

Конец

У

Рис. 1.9.19. Блок-схема расчета размерных цепей с выбором эффективного метода достижения заданной точки

Наемая величина (например, 7"дп, 7"". п' и т. л.) меньше заданной (7\, // и і. д.) и, следовательно, есть возможность расширить экономически дос - гижимые допуски с тем, чтобы приблизить рассчитываемые величины к мданным (допустимым).

С этой целью, исходя из (1.9.12), определяют значения минимально­го допуска Ттт при котором выполняется условие равенства рассчитан­ных значений заданным.

В соответствии с приведенной методикой выбора эффективного ме­тода достижения заданной точности замыкающего звена и расчеіа раї - мерной цепи по выбранному методу приведен алгоритм решения прямой задачи на ЭВМ в виде блок-схемы (рис. 1.9.19).

Данный алгоритм позволяет рассчитывать плоские размерные пени с параллельно расположенными звеньями и со звеньями, расположении - ми под углом к выбранному направлению исходного звена.

Исходными данными к расчету являются:

1) допуск исходного звена 7д;

2) координата середины поля допуска исходного звена Л„Л:

3) минимальный коэффициент риска f;

4) коэффициент относительного рассеяния составляющих ївснь - ев А.*,;

5) число звеньев в размерной цепи т\

6) число увеличивающих звеньев в размерной цепи

7) номер звена-компенсатора для метода пригонки ;

8) номер звена-компенсатора для метода регулировки кг:

9) максимально допустимое количество групп селекции //;

10) максимально допустимая величина снимаемого слоя е компен­сатора к\ - £>к;

11) максимально допустимое количество компенсаторов Л'л.

12) минимальный экономически достижимый допуск 7Ш'Ш ;

13) углы наклона составляющих звеньев к выбранному направле­нню замыкающего звена а,;

14) коэффициенты точности составляющих звеньев В,\

15) коэффициенты ^составляющих звеньев:

+ 1 - для увеличивающих звеньев, - 1 - для уменьшающих звеньев.

Для методов полной, неполной и групповой взаимозаменяемое і и расчет координат середин полей допусков и предельных отклонений яв­ляется последним этапом в расчете размерной цепи, для методов же при­гонки и регулировки - промежуточным этапом перед расчетом размеров компенсатора. Кроме того, для метода групповой взаимозаменяемости этот расчет осуществляется по каждой группе селективного отбора. В связи с этим при составлении программы по данному алгоритму вводят управляющие переменные, позволяющие при расчете переходить к соот­ветствующим блокам алгоритма.

Основы ТЕХНОЛОГИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ

СОСТОЯНИЕ ЭЛЕМЕНТНОЙ БАЗЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕХАНОСБОРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА

ЭБ - это множество связанных между собой элементов технологи­ческих процессов, обрабатывающих и сборочных технологических систем. Связи между элементами возникают из обслуживания изделий тех­нологическими процессами, а последних - технологическими системами. В …

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МАРШРУТА И ОПЕРАЦИЙ СБОРКИ ИЗДЕЛИЯ

Разработка технологического маршрута сборки изделия начинается с установления последовательности сборочного процесса. В соответствии с делением изделия на сборочные единицы различают общую сборку из­делия и сборку его сборочных единиц. Разработку последовательности …

Разработка технологической операции

Исходными данными для разработки операции являются изготавли­ваемые на операции МП, МПИ, их МТИ, а также МТБ, заготовительные модули, тип станка, такт выпуска, общее количество изготавливаемых деталей и др. В результате …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.