ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОЧНОСТИ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

РАЗРУШЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН

Разрушения деталей машин обычно происходят не столь драма­тично, как приведенные выше случаи. Однако и они могут нанести колоссальный вред фирме. В качестве примера можно привести раз­рушения сварного зубчатого барабана механизма сцепления трак­тора «Кировец» (рис. 1.10), которые имели место много лет назад.

РАЗРУШЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН

Рис. 1.10 Барабан сцепления

Барабан состоял из предварительно механически обработан­ного и закаленного венца 1 с внутренними зубцами по окружно­сти и ступицы с диском 2 из другой стали. Диаметр венца — около 25 см. В прежних конструкциях трактора эти детали соединялись заклепками. Но заклепки часто срезались в процессе эксплуатации. По­этому завод решил заменить клепаное соеди­нение более прочным — сварным.

Была разработана специальная установка с двумя головками (для сварки под слоем флю­са) и вращающейся горизонтальной платфор­мой. На платформу укладывали предваритель­но подогретый до 360°С зубчатый венец и холодную ступицу. Две неподвижные дуги рас­полагались по диаметру барабана. Каждая дуга сваривала половину кольцевого шва. Такая симметричная сварка позволяла сохранять тре­буемую соосность венца и ступицы без после­

дующей механической обработки. При теплообмене наружный венец остывал. Его диаметр уменьшался. Внутренняя ступица на­гревалась и увеличивалась в диаметре. В результате кольцевой шов при сварке обжимался в поперечном направлении, что предотвра­щало образование трещин. После сварки деталь вешалась на крюк очень медленно движущегося по змейке конвейера. На нем близ­ко расположенные друг к другу горячие сваренные барабаны по­степенно остывали, обогревая друг друга.

РАЗРУШЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН

Технология казалась замечательной. Контроль качества не выявлял никаких дефектов сварки. Однако выяснилось, что на тысячу выпущенных заводом тракторов примерно в трех при экс­плуатации происходят разрушения этих барабанов. Механизм сце­пления располагается под сидением тракториста. Литой картер, в котором он находится, одновременно составляет половину шар­нирно сочлененной рамы этого трактора. Когда быстро вращаю­щийся барабан сцепления разрушается, то литой картер букваль­но взрывается. Трактор разваливается на две части. Кабина с трактористом падает на землю с высоты около 1,5 м. Естественно, что после такого происшествия тракторист уже не хочет работать на аналогичном тракторе.

РАЗРУШЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН

Рис. 1.11 Рис. 1.12

Разрушение башни крана Падение башенного крана на Пороховых

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

В некоторых сварных швах этих барабанов были обнаружены микротрещинки, которые при неблагоприятных условиях могли расти по механизму замедленного разрушения или в результате усталости — возможно, они и были одной из причин рассмотрен­ных разрушений.

Обнаружились и нарушения технологии. Иногда участок ме­ханической обработки дисков, на который они попадали после сварки, «перевыполнял план». Тогда токарные станки простаива­ли из-за отсутствия заготовок. Токари, работавшие сдельно, теря­ли в зарплате, поэтому просили рабочего на автокаре быстрее при­везти заготовки. Загружали только что сваренные горячие диски и отправляли их на механообработку. Естественно, что при этом режим остывания заготовок после сварки нарушался, и микро­трещинки могли превращаться в макротрещины.

На рис. 1.11 показано разрушение башенного крана. Как вид­но из рисунка, в этом случае крановщик не пострадал. Его кабина находится ниже места излома. Но так бывает не всегда.

Несколько лет назад зимой в Санкт-Петербурге стоял мороз -28°С. На стройке жилого дома, в районе Пороховых (рис. 1.12) при попытке поднять примерзший к земле блок разрушилось кре­пление одной из четырех колесных тележек нижней рамы башен­ного крана. Кран упал. Находившаяся в кабине крановщица по­гибла.

На следующий день было решено на остальных кранах этой конструкции места вероятного излома усилить толстыми наклад­ками. Когда первый крановщик стал подниматься в кабину, «уси­ленная» накладками рама сломалась именно в «усиленном» мес­те. Хорошо, что заранее проинструктированные стропали успели подложить под место излома шпалу. Башня крана наклонилась, но не упала. Трясущийся от страха крановщик благополучно спус­тился на землю.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОЧНОСТИ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

УРАВНЕНИЯ СПЛОШНОСТИ И ПОСТОЯНСТВА ОБЪЕМА

Уравнения сплошности выполняются автоматически, если де­формации вычисляются по формулам (2.25) и (2.26) путем диф­ференцирования трех непрерывных функций для перемещений: ux(x, y, z), uy(x, y, z) и uz(x, y, z). Однако …

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ФОРМУЛЫ (7.16)

Для экспериментальной проверки совместно с ЦНИИ «Проме­тей» были изготовлены крупные образцы из стали М16С (типа ВСт3) и 10ХСНД толщиной 20-40 мм, которые разрушались при температурах от +24 до -196°С. Конструкции …

СОЕДИНЕНИЯ С ЛОБОВЫМИ ШВАМИ

На рис. 7.18 показано сварное соединение листов разных тол­щин (t1 и t2) лобовыми швами № 1 и № 2. При дальнейших расчетах будем считать длину шва равной единице, т. е. …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.