ОСНОВЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Федеральная нормативная база в России

До 1996 г. в России не было законодательных актов, регулирующих деятельность в области энергосбережения.

Федеральный закон «Об энергосбережении» от 03.04.96 г. № 28-ФЗ вводит ряд понятий и определений; в том числе энергосбережение опреде­ляется как реализация правовых, организационных, научных, производст­венных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. Данный закон - это закон не­прямого действия, его цель сформулировать основные направления госу­дарственной энергосберегающей политики:

• предлагается при разработке стандартов, сертификации оборудо­вания и метрологическом контроле блокировать выпуск энергорасточи­тельного оборудования, материалов и изделий;

• определяется правовое поле системы государственного надзора за энергоэффективностью использования энергии через обязательные энерге­тические обследования предприятий и организаций;

• вводится обязательность учета добываемых, производимых, пере­рабатываемых, транспортируемых энергетических ресурсов. (В развитие этих требований за прошедший период введены в действие правила учета электрической и тепловой энергии, газа);

• намечены базовые финансовые механизмы энергосбережения с участием энергоснабжающих организаций и местных органов исполни­тельной власти;

• вводятся некоторые стимулы к развитию энергоэффективной ма­лой автономной энергетики, использующей в том числе и возобновляемые источники энергии;

• предлагается освобождать потребителей, реализующих энерго­сберегающие мероприятия, от платы за недоиспользование договорных объемов энергетических ресурсов;

• вводятся требования обязательного обучения основам энергосбе­режения всех физических и юридических лиц и предоставления им необ­ходимой информации по вопросам энергосбережения;

• предусматривается широкое участие субъектов России в законо­творческом процессе по проблемам повышения эффективности использо­вание энергии.

Другим заметным нормативным актом следует считать федеральную целевую программу «Энергосбережение России», принятую в январе 1998 г. и вначале рассчитанную до 2005 г. В этой программе российскому законодательству рекомендовалось обеспечить создание конкурентной среды на рынке топлива и энергии, содействовать появлению независимых производителей энергоресурсов, создавать условия и экономическую заин­тересованность в производстве продукции с хорошими энергетическими показателями, определять требования по участию топливо - и энергоснаб­жающих компаний в осуществлении энергосберегающих мер на стороне энергопотребителей.

Особую значимость имеет экономическое стимулирование потреби­телей энергоресурсов социальной сферы. Экономное и рациональное ис­пользование топлива, энергии и воды ведет к уменьшению бюджетных ас­сигнований на топливо - и энергообеспечение объектов в этой сфере, фи­нансируемых полностью или частично из федерального или местных бюд­жетов. В настоящее время население оплачивает до 80 - 90 % затрат на энергообеспечение, а остальные затраты компенсируются бюджетными средствами. Дотации, согласно положениям программы «Энергосбереже­ние России», должны выделяться непосредственно потребителям, а ис­пользованная ими энергия оплачиваться по единым для всех тарифам.

Для стимулирования энергосбережения в социальной сфере преду­сматриваются следующие меры:

- введение субъектами РФ для различных природно-климатических зон социально обоснованных стандартов потребления населением тепло - и электроэнергии, горячей и холодной воды, природного газа;

- передача объектов централизованного теплоснабжения малой и средней мощности в коллективную собственность потребителей тепла;

- введение для организации бюджетной сферы порядка, при котором сэкономленные бюджетные средства, выделяемые на топливо - и энерго­обеспечение бюджетных объектов, остаются в течение двух лет в распоря­жении этих организаций.

Однако многие из этих и других намечаемых законодательных мер остаются на федеральном уровне нереализованными. Одна из основных причин этого - недооценка важности и своевременности формирования определенной системы и структуры по рациональному снабжению и по­треблению энергии на всех уровнях: федеральном, региональном, муници­пальном и локальном - на предприятиях, организациях и каждым физиче­ским лицом.

Федеральная целевая программа «Энергосбережение России» при­мерно к 2000 г. была трансформирована в программу «Энергоэффективная экономика».

В любом варианте финансирование конкретных мероприятий из этих и других программ ведется в ограниченных объемах.

Обзор основных нормативных правовых и методических документов по обеспечению энергосбережения [15, 20, 75]

Федеральный закон № 41-ФЗ от 14.04.1995 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Рос­сийской Федерации»

Определена необходимость включения в себестоимость электриче­ской и тепловой энергии затрат на энергосбережение.

Федеральный закон № 147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных мо­нополиях»

Определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий. Законом регулируется, в частности, деятель­ность на услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Использу­ется ценовое регулирование естественных монополий, определение потре­бителей или установление минимального уровня их обеспечения.

Основополагающим документом в области энергосбережения явля­ется Федеральный закон «Об энергосбережении» № 28-ФЗ от 03.04.1996. Данный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения. Для создания экономических и организационных условий в целях эффективного использования в области энергосбережения основными являются отношения, возникающие в про­цессе деятельности, направленной:

- на эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреб­лении;

- осуществление государственного надзора за эффективным ис­пользованием энергетических ресурсов;

- развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих дефицитных видов;

- создание и использование энергоэффективных технологий, то­пливо - и энергопотребляющего и диагностического оборудования, кон­струкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхо­да энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, сис­тем автоматизированного управления энергопотреблением;

- обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергоресурсов.

Законом определены основные принципы энергосберегающей поли­тики государства, положения о стандартизации, сертификации и метроло­гии и основы государственного управления энергосбережением.

Для практической деятельности хозяйствующих объектов большое значение имеют ст. 10, 11 и 12 Закона, регламентирующие проведение энергетических обследований организаций, учет энергетических ресур­сов и государственное статистическое наблюдение за потреблением энергетических ресурсов и их эффективным использованием.

Предусмотрены экономические и финансовые механизмы энергосбе­режения, образование и подготовка кадров и информационное обеспечение энергосбережения.

Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом ре­гулировании»

Введено требование подтверждения соответствия производимой продукции, в том числе энергопотребляющего оборудования и процессов производства, положениям технических регламентов, национальных стан­дартов и стандартов организаций:

- в части рационального использования ресурсов;

- обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Указ Президента РФ № 472 от 07.05.1995 «Об основных направ­лениях энергетической политики и структурной перестройке ТЭК РФ на период до 2010 года»

Определены необходимость разработки федеральной целевой про­граммы «Энергосбережение России» и важнейшая роль энергосбережения при формировании энергетической политики.

Постановление Правительства РФ № 998 от 12.10.1995

«О государственной поддержке создания в РФ энергоэффективных демонстрационных зон»

Определен порядок государственной поддержки демонстрационных зон высокой энергетической эффективности.

Постановление Правительства РФ № 1087 от 02.11.1995

«О неотложных мерах по энергосбережению»

Предусмотрен комплекс мер по энергосбережению, включая осна­щение предприятий до 2000 г. средствами приборного учета и регулирова­ния расхода энергоносителей.

Постановление Правительства РФ №793 от 12.07.1996 «О феде­ральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)»

Утверждены основные принципы функционирования и развития фе­дерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), а также перечень коммерческих организаций - субъектов фе­дерального рынка. Тарифы на электрическую энергию и размер платы за услуги, предоставляемые на ФОРЭМ, устанавливаются ФЭК.

Постановление Правительства РФ № 832 от 08.07.1997 «О по­вышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы»

Устанавливается обязательность оснащения приборами учета расхо­да энергоресурсов и воды предприятий бюджетной сферы в 1998 г.

Указ Президента РФ № 1010 от 11.09.1997 «О государственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ» Минтопэнерго приданы функции государственного надзора за эф­фективным использованием энергии в РФ.

Постановление Правительства РФ № 1619 от 27.12.1997 «О реви­зии средств учета электрической энергии и маркировании их специ­альными знаками визуального контроля»

Предусматривает назначение ответственными за установку специ­альных знаков сбытовых организаций и органов энергонадзора; поручение Минтопэнерго разработать в 3-месячный срок порядок ревизии.

Постановление Правительства РФ № 1 от 05.01.1998 «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов»

Утверждается порядок прекращения или ограничения подачи энер­гии при неоплате ТЭР.

Постановление Правительства РФ № 5 от 05.01.1998 «О снабже­нии топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируе­мых в 1998 г. за счет средств федерального бюджета»

Предусмотрено выделение средств для закупки ТЭР в пределах ли­митов, заключение договоров в пределах установленных лимитов. Расчеты за потребленные ТЭР осуществлять только в денежной форме.

Постановление Правительства РФ № 166 от 12.02.1998 «О возло­жении на Министерство топлива и энергетики РФ функций государ­ственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ»

Дополнено Положение о Министерстве топлива и энергетики РФ словами об осуществлении государственного надзора за эффективным ис­пользованием энергетических ресурсов в РФ.

Постановление Правительства РФ № 588 от 15.06.1998

«О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России»

Приведены разработка программ энергосбережения, установка по­рядка формирования и использования средств для финансирования меро­приятий по энергосбережению, разработка программы энергетических об­следований.

Постановление Правительства РФ № 938 от 12.08.1998 «О государственном энергетическом надзоре в РФ»

Утверждено положение о государственном энергетическом надзоре, в том числе надзоре за проведением мероприятий по сбережению топлив­но-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продук­ции.

Постановление Правительства РФ №777 от 12.10.2000 «Об утверждении положения о Министерстве энергетики Российской Федерации»

Утверждено положение о Министерстве энергетики РФ. Определены задачи министерства, в том числе государственный надзор за эффектив­ным использованием энергетических ресурсов, разработка государствен­ной политики в области энергосбережения и обеспечения экологической безопасности при развитии ТЭК, координация работ по повышению эф­фективности энергопользования в экономике России.

Основные положения энергетической стратегии России на пери­од до 2020 года. Одобрены Правительством РФ (протокол № 39 от 23.10.2000)

Сформулированы основные принципы и условия энергетической безопасности страны (региона), ее граждан. Для обеспечения безопасности определены цели и задачи энергетической стратегии и государственной энергетической политики. Предложена программа разработки первооче­редных нормативно-правовых и организационных документов, форми­рующих механизмов реализации «Энергетической стратегии России на пе­риод до 2020г.».

Постановление Правительства РФ № 526 от 11.07.2001 «О реформировании электроэнергетики РФ»

Одобрены основные направления реформирования электроэнергети­ки России.

Сформулированы основные условия перехода на нерегулируемые государством тарифы на производимую электроэнергию с использованием механизма коммерческой диспетчеризации.

Распоряжение Правительства РФ № 1040-Р от 03.08.2001 «Об утверждении плана мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики РФ»

Изложен план мероприятий по IV кварталу 2002 г., включающий в себя разработку проектов федеральных законов «Об электроэнергетике», о внесении изменений и дополнений в существующие федеральные законы и Указы Президента.

Постановление Правительства РФ № 796 от 17.11.2001 «О феде­ральной целевой программе “Энергоэффективная экономика на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года” (с изменениями от 29.12.01)»

Основная цель программы - перевод экономики России на энерго­сберегающий путь развития за счет всемерного использования энергосбе­регающих технологий и оборудования, надежное обеспечение энергоноси­телями отраслей экономики.

Постановление Правительства РФ № 797 от 17.11.2001 «О подпрограмме “Реформирование и модернизация коммунального комплекса Российской Федерации” федеральной целевой программы “Жилище” на 2002 - 2010 годы»

Цель программы - повышение эффективности, устойчивости и на­дежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобес­печения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновре­менным снижением нерациональных затрат и др.

Постановление Правительства РФ № 135 от 11.02.2002

«О лицензировании отдельных видов деятельности»

Утвержден перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органом исполнительной власти. В области энергетики лицензируются:

- деятельность по эксплуатации электрических сетей;

- деятельность по эксплуатации тепловых сетей;

- ряд видов деятельности по переработке, транспортировке, хране­нию и реализации нефти, газа и продуктов их переработки.

Постановление Правительства РФ № 226 от 02.04.2002 «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»

Изложены нормативно-методическая основа регулирования тарифов (цен) и общие принципы и методы их формирования.

25 марта 1998 г. Министерством топлива и энергетики Российской Федерации введены в действие «Правила проведения энергетических обследований организаций». В правилах определены: область их приме­нения, цели и порядок проведения энергетических обследований (энерго­аудита), а также подробно изложены организация энергетических обследо­ваний, виды энергетических обследований, методы проведения энергети­ческих обследований, требования к обследуемым потребителям топливно­энергетических ресурсов (ТЭР), оформление результатов энергетических обследований, финансирование энергоаудита, права и ответственность об­следуемых потребителей ТЭР.

Значительным ведомственным актом, регламентирующим одно из важнейших мероприятий в комплексе мер по энергосбережению, является Приказ № 10 от 16.02.2001 г. Департамента государственного энерге­тического надзора и энергосбережения Министерства энергетики Рос­сийской Федерации «О проведении обязательных энергетических об­следований на предприятиях и в организациях». Данным Приказом, из­данным во исполнение закона «Об энергосбережении» и Постановления Правительства № 588 от 15.06.1998 г., вводится в действие «Положение об аккредитации энергоаудиторов в органах Госэнергонадзора Мини­стерства энергетики Российской Федерации». В приказе определены критерии аккредитации, порядок ее проведения и требования к аккреди - туемым. Установлены также порядок контроля за деятельностью аккреди­тованных энергоаудиторов, установлены случаи приостановления или от­менены действия свидетельства об аккредитации.

В связи с тем что значительная часть энергопотерь в зданиях и со­оружениях происходит через наружные ограждающие конструкции зданий и сооружений, большое практическое значение имеет Государственный стандарт СССР ГОСТ 26254-84, введенный в действие Постановлени­ем Государственного комитета СССР по делам строительства с 01.01.1985 г. «Здания и сооружения. Методы определения сопротивле­ния теплопередаче ограждающих конструкций».

Данный стандарт распространяется на ограждающие конструкции жилых, общественных, производственных и сельскохозяйственных зданий и сооружений: наружные стены, покрытия, чердачные перекрытия, пере­крытия над проездами, холодными подпольями и подвалами, ворота и две­ри в наружных стенах, другие ограждающие конструкции, разделяющие помещения с различными температурно-влажностными условиями - и ус­танавливает методы определения сопротивления их теплопередаче в лабо­раторных и натурных (эксплуатационных) зимних условиях. ГОСТ 26254­84 устанавливает, что определение сопротивления теплопередаче ограж­дающих конструкций позволяет количественно оценить теплотехнические качества ограждающих конструкций зданий и сооружений и их соответст­вие нормативным требованиям, установить реальные потери тепла через наружные ограждающие конструкции, проверить расчетные и конструк­тивные решения. ГОСТ сохранил свое значение как базовый документ, од­нако часть положений, касающихся методики и аппаратных средств, не учитывает современных технических и технологических возможностей.

Государственный стандарт СССР ГОСТ 26629-85 «Здания и со­оружения. Метод тепловизионного контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций»

Распространяется на ограждающие конструкции жилых, обществен­ных, промышленных и сельскохозяйственных зданий с нормируемой тем­пературой внутреннего воздуха помещений. Метод основан на дистанци­онном измерении тепловизором полей температур поверхностей ограж­дающих конструкций, между внутренними и наружными поверхностями которых создан перепад температур, и вычисления относительных сопро­тивлений теплопередаче участков конструкции.

К сожалению, данный стандарт практически как не использовался в СССР, так и не используется в России. А именно с учетом результатов те­пловизионного контроля должны приниматься в эксплуатацию все вновь вводимые и капитально реконструированные здания и сооружения.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51379-99 «Энергосбере­жение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топлив­но-энергетических ресурсов»

Настоящий стандарт, введенный (впервые) Постановлением Гос­стандарта России № 471-ст от 30.11.1999 г., подготовлен Госэнергонадзо­ром РФ в сотрудничестве с Московским агентством энергосбережения. Он регламентирует основные положения энергетической паспортизации, ус­танавливает формы документов - составных частей паспорта промышлен­ного потребителя топливно-энергетических ресурсов, отражает накоплен­ный опыт в области энергетической паспортизации и предлагает единый унифицированный подход к его составу и структуре. Документ необходим в работе энергоаудиторов и энергопотребителей, так как в Приложениях к нему приведены формы Паспорта и его составных частей.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51380-99 «Энергосбере­жение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетиче­ской эффективности энергопотребляющей продукции их норматив­ным значениям»

Введен в действие Постановлением Госстандарта России № 472-ст от 30.11.99. Данный стандарт распространяется на энергопотребляющую продукцию производственно-технического назначения и бытового потреб­ления на стадиях ее жизненного цикла и устанавливает требования к мето­дам подтверждения соответствия показателей ее энергетической эффек­тивности их нормативным значениям.

Нормативные значения показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции устанавливаются в нормативных доку­ментах - государственных, отраслевых стандартах, технических регламен­тах, стандартах научно-технических обществ и ассоциаций, стандартах предприятий.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбере­жение. Нормативно-методическое обеспечение»

Введен в действие Постановлением Госстандарта России № 485-ст от

30.11.1999 г. Данный стандарт устанавливает основные понятия, принци­пы, цели и субъекты деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения, состав и назначение основополагающих нормативных методических документов и распространяется на деятель­ность, связанную с эффективным использованием топливно­энергетических ресурсов (ТЭР), на энергопотребляющие объекты (уста­новки, оборудование, продукцию производственно-технического и быто­вого назначения), технологические процессы, работы, услуги.

Положения, установленные в стандарте ГОСТ Р 51387-99, обяза­тельны для применения расположенными по территории РФ предприятия­ми, организациями, региональными и другими объединениями, независимо от форм собственности и подчинения, а также органами управления РФ, имеющими прямое отношение к использованию ТЭР и энергосбережению.

Положения, установленные в настоящем стандарте, применяются в научно-технической, учебной и справочной литературе, при планировании разработок и разработке нормативных, методических документов по энер­госбережению и обеспечению эффективного использования ТЭР.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51388-99 «Энергосбере­жение. Информирование потребителей об энергоэффективности изде­лий бытового и коммунального назначения»

Принят и введен действие Постановлением Госстандарта России № 186-ст от 30.11.1999 г. В данном стандарте реализованы нормы и требова­ния Закона РФ «Об энергосбережении», Закона РФ «О лицензировании от­дельных видов деятельности». Стандарт устанавливает общие требования к информированию потребителей об энергоэффективности изделий быто­вого и коммунального назначения, перечень видов изделий, информация об эффективности энергопотребления которых должен быть предоставлена потребителю (в перечень включены: оборудование и материалы электро­технические, изделия автомобильной промышленности, тракторы и сель­скохозяйственные машины, продукция строительного, дорожного и ком­мунального машиностроения, оборудование санитарно-техническое, обо­рудование технологическое для легкой и пищевой промышленности и бы­товые приборы, материалы строительные, конструкции и детали сборные железобетонные, изделия из стекла, фарфора). Стандартом установлены способы и формы информирования потребителей об энергоэффективности энергопотребляющих изделий, общие требования, правила и объем ин­формации по энергоэффективности, которую необходимо доводить до све­дения потребителей. Стандарт предназначен для использования юридиче­скими и физическими лицами (независимо от формы собственности) в их деятельности по энергосбережению, при изготовлении и реализации на рынке энергопотребляющих изделий и оборудования, проведении энерге­тической экспертизы, энергообследований и паспортизации потребителей ТЭР.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51541-99 «Энергосбере­жение. Энергетическая эффективность. Состав показателей»

Введен в действие Постановлением Госстандарта России № 882-ст от

29.12.1999 г. Данный стандарт устанавливает основные виды показателей энергосбережения и энергетической эффективности, вносимых в норма­тивные (технические, методические) документы, техническую (проектную, конструкторскую, технологическую, эксплуатационную) документацию на энергопотребляющую продукцию, технологические процессы, работы и услуги.

Распространяется на все виды продукции, включая топливно­энергетические ресурсы, материалы и изделия, использование которых по назначению связано с расходованием (потерями) ТЭР, на технологические процессы, сопровождающиеся потреблением (потерями) ТЭР, а также на все виды деятельности, направленные на рациональное использование и экономию ТЭР.

Стандарт предназначен для использования юридическими и физиче­скими лицами в их деятельности по энергосбережению, при разработке новых и пересмотре действующих нормативных документов в части, ка­сающейся нормирования показателей энергетической эффективности, раз­работке и проведении (энергетической) экспертизы проектной документа­ции, проведении энергетических обследований (энергетического аудита) и энергетической паспортизации потребителей ТЭР, разработке норматив­ных и методических документов в обеспечение программ энергосбереже­ния и статистической отчетности в области энергосбережения.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51750-2001 «Энергосбе­режение. Методика определения энергоемкости при производстве и оказании услуг в технологических энергетических системах. Общие положения» (введен впервые) [18]

Целью настоящего стандарта является установление методологии комплексного определения энергоемкости в технологических энергетиче­ских системах (ТЭС) различного назначения при производстве продукции и оказании услуг с учетом энергосбережения и экологической безопасно­сти.

Настоящий стандарт применяют для определения, описания, анализа и сравнения технологической энергоемкости при производстве продукции и оказании услуг в ТЭС в целях обеспечения единой методической основы энергетического выбора при принятии решений любого уровня. Техноло­гия, обеспечивающая наименьшую полную энергоемкость конечных видов продукции и услуг при нормированных удельных энергозатратах на про­изводство продукции, является более эффективной.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 31168-2003 «Здания жи­лые. Метод определения удельного потребления тепловой энергии на отопление» (введен впервые).

Стандарт разработан с целью подтверждения соответствия показате­ля нормализованного удельного потребления тепловой энергии на отопле­ние за отопительный период эксплуатируемого здания нормативным зна­чениям согласно СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» с учетом требований ГОСТ Р 51380 и ГОСТ Р 51387. Дополнительно в результате обработки данных измерений стандарт позволяет рассчитывать общий ко­эффициент теплопередачи здания. Стандарт является базовым докумен­том, обеспечивающим параметрами энергетический паспорт и энергоаудит эксплуатируемых зданий.

Строительные нормы и правила СНиП 23-02-2003. Тепловая за­щита зданий (взамен СНиП II-3-79*)

Данный СНиП устанавливает требования к тепловой защите зданий в целях экономии энергии при обеспечении санитарно-гигиенических и ото­пительных параметров микроклимата помещений и долговечности ограж­дающих конструкций зданий и сооружений.

Настоящие нормы предусматривают введение новых показателей энергетической эффективности зданий - удельных расходов тепловой энергии на отопление за отопительный период с учетом воздухообмена, теплопоступлений и ориентации зданий, устанавливают их классификацию и правила оценки по показателям энергетической эффективности как при проектировании и строительстве, так и в дальнейшем при эксплуатации.

Методика диагностики и энергетических обследований наруж­ных ограждающих конструкций строительных сооружений теплови - зионным бесконтактным методом

Аттестована Госстандартом Российской Федерации в 2000 г., новая редакция аттестована в 2001 г. Используется Мосгосэнергонадзором при определении энергоэффективности наружных ограждающих конструкций строительных сооружений.

ОСНОВЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Как работают энергосберегающие стекла

Как работают энергосберегающие стекла, каких видов бывают стеклопакеты с энергосбережением и из чего они состоят. Об этом в нашей статье.

220 Volt предлагает генератор Matari MDN80 со скидкой 132000 гривен

Интернет-магазин 220 Volt установил суперскидку на японские дизель-генераторы Matari MDN80 — 132 тысячи гривен. Предложение магазина действительно, пока товар есть в наличии. Полная стоимость оборудования — 579232 гривен, акционная цена …

Виды теплогенерации в Украине на 2016 год и стоимость

В 2016 году частные потребители тепла в Украине получают тепло из следующих источников: 1. Наиболее распространенный - от электричества, электрокотлы, электрокамины, электрообогреватели... Источником без подробностей в большинстве случаев является "энергия …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.