Области Энергоэффективности

Основные аспекты энергетической политики

И энергетическая политика, и политика в области повышения энергоэффективности формируются с учетом положения, существующего как внутри страны, так и за ее пределами, отражая в то же время взаимозависимость между двумя этими аспектами. Существующая энергетическая система и связанная с ней инфраструктура формировалась постепенно начиная с первого нефтяного кризиса, обусловившего необходимость ухода от значительной зависимости от нефти. Эта задача была впервые сформулирована в Датской «Энергетической политике 1976 года», которая, по существу, явилась первым энергетическим планом страны. Основной акцент в ней делался на обеспечении энергетической безопасности с учетом последствий первого нефтяного кризиса, поскольку Дания в значительной степени зависела от импорта нефти. Первоочередная задача заключалась в переходе с нефти на уголь в производстве электроэнергии при поощрении роста энергоэффективности. Вторая крупная задача государства заключалась в расширении сети централизованного теплоснабжения
одновременно с отечественной добычей природного газа. Закон «О теплоснабжении» 1979 года создал рамки, на основе которых муниципалитеты осуществляли выбор между природным газом и централизованным теплоснабжением. После того как такой выбор был сделан, изменить его уже было невозможно. В результате этого Дания вышла на одно из первых мест в Западной Европе по доле централизованного теплоснабжения (порядка 50% спроса на тепловую энергию). Вместе с тем, в целом ряде регионов продолжали отапливаться мазутом, однако они находились, главным образом, в районах с низкой плотностью населения.

На смену плана 1976 года были приняты стратегии «Энергетика-81» и далее, в 1990 году, «Энергетика-2000».Обе эти стратегии предусматривали целый ряд инициатив в области повышения энергоэффективности и экологических аспектов. «Энергетика-2000» Поставила задачу обеспечения устойчивого развития энергетики. «Энергетика-2000» Установила национальный целевой показатель сокращения выбросов CO2 на 20% к 2005 году по сравнению с уровнем 1988 года, который являлся основным ориентиром для разработки энергетической политики до тех пор, пока не был заменен относительно недавно принятым Данией в рамках ЕС обязательством по Киотскому протоколу. После программы «Энергетика-2000» в 1993 году была принята «Энергетика-2000 - дальнейшие меры», за которой последовала «Энергетика 21» - план действий в области энергетики, принятый в 1996 году. «Энергетика-21» заложила фундамент для энергетической политики, который сохранялся до смены правительства. Смена правительства в ноябре 2001 года повлекла за собой переориентацию задач и процессов на более рыночную и конкурентную энергосистему. Символично, что этот процесс начался с разделения Министерства экологии и энергетики на два отдельных министерства. В то время как вопросами окружающей среды занимается отдельное министерство, энергетика была включена в сферу ведения многопрофильного Министерства экономики и предпринимательства. Такое включение вопросов энергетики в более широкий экономический контекст аналогично процессам, наблюдавшимся во многих других европейских странах. В данной структуре изменилась и роль Датского энергетического управления (да и само его название - ранее Датское энергетическое агентство), и целый ряд его обязанностей, относящихся к политике в отношении изменения климата, были перепоручены другим учреждениям. Правительство заложило программные основы, более ориентированные на рынок, что отражено в нескольких опубликованных на сегодняшний день докладах. Оно стремится обеспечить лучшую готовность энергетики к либерализации и конкуренции на рынке энергии в рамках всего ЕС. Этот процесс уже начался. Так, например, в законе «Об энергоснабжении» предусматривается ускорение темпов либерализации по сравнению со сроками, установленными ЕС.

Изменения уже происходили и до прихода к власти нового правительства, посредством различных законодательных актов об электроэнергии, газе, теплоснабжении и энергоэффективности, которые обусловили движение к либерализации рынка, но в настоящее время темпы этих процессов ускоряются в рамках предпринимаемых правительством инициатив.

На сегодняшний день основными целями энергетической политики в Дании являются следующие:

□ Энергетика должна способствовать экономическому росту и повышению благосостояния населения

• низкие цены и затраты на энергию

• либерализация рынков энергии

□ Стабильность и надежность энергетического положения

• надежность снабжения

• уменьшение зависимости от роста цен на нефть

□ Охрана окружающей среды

• выполнение международных обязательств наиболее экономичным образом.

В своем докладе от сентября 2002 года «Либерализация рынков энергии: Датская стратегия развития» правительство планирует сосредоточить основное внимание на четырех ключевых направлениях работы с целью выполнения своих задач по либерализации энергетики:

□ обеспечение более широкого выбора для потребителей;

□ повышение конкуренции и эффективности;

□ высокая надежность энергоснабжения; и

□ экономичность реализации экологических целей.

Основное внимание в данном докладе уделяется конкурентоспособности и, по возможности, более низким ценам на энергию как стимулам экономического роста. Правительство также поставило ряд задач для политики и мер, направленных на повышение энергоэффективности, которые заключаются в следующем:

□ обеспечение экономичности на основе социально-экономических расчетов;

□ включение в экономичную стратегию по борьбе с изменением климата;

□ сокращение затрат на энергию для потребителей. Это означает, что инвестиции в повышение энергоэффективности должны быть экономически привлекательными для потребителей;

□ основное внимание рыночным инструментам;

□ избежание новых налогов или субсидий со стороны государства;

□ основное внимание инициативам ЕС - увеличение сбережений, снижение затрат и избежания неблагоприятных последствий для конкурентоспособности датской промышленности.

Политика в области энергоэффективности основывается на тех преимуществах, которые она создает для всей экономики в целом, а не только в части охраны окружающей среды. Правительство рассматривает повышение энергоэффективности и сокращение спроса на энергию в качестве средства, позволяющего:

□ сократить затраты на энергию и повысить конкурентоспособность экономики;

□ повысить надежность энергоснабжения;

• формирование потребления является весьма важным элементом повышения надежности энергоснабжения в будущем

□ обеспечивать охрану окружающей среды;

• элемент экономичной стратегии по выполнению обязательств по Киотскому протоколу.

Политика в области повышения энергоэффективности интегрирована в реформы, проводимые в энергетике. Она является неотъемлемой частью реформы в электроэнергетике, включая возложение на местные сетевые компании (а также на газовые и теплофикационные компании) обязанности по повышению энергоэффективности за счет осуществления некоммерческой деятельности. Такие виды некоммерческой деятельности будут рассмотрены ниже.

Вопросы энергоэффективности отражены в «Стратегии по борьбе с изменением климата», опубликованной в феврале 2003 года, и «Национальной стратегии устойчивого развития» от августа 2002 года, которые, однако, по сравнению со своими предшественницами выдержаны в более сдержанном тоне. В «Стратегии устойчивого развития» отмечается, что «легкие решения» по сокращению энергопотребления и выбросов CO2 уже осуществлены и что «настоятельно необходимо обеспечивать высокую степень экономической эффективности при планировании новых мер и внедрении новых инструментов».

Несмотря на то, что в программе «Энергетика-21» 1996 года предусматривалось общее улучшение показателя энергоэффективности на 20% в период 1994-2005 годов, по словам государственным чиновников, либерально-консервативное правительство отказалось от данной задачи.

Отраслевые целевые показатели энергосбережения на 2005 год были определены в политической договоренности, достигнутой в 2001 году. Эти показатели приведены в таблице 1 в сравнении с фактическими данными по конечному потреблению энергии и последними прогнозами при сохранении существующих тенденций.

Таблица 1: Целевые показатели энергосбережения на 2005 г.

Сектор

Конечное потребление энергии

Целевые показатели энергосбережения на 2005 год

Конечное потребление энергии

2001 г. (ПДж)

Прогноз на 2005 г. при сохранении существующих тенденций (ПДж)

(ПДж)

Целевой показатель

(% от прогноза)

Сокращение выбросов CO2 (тыс. тонн)

Результат на 2005 год (ПДж)

ЖКХ

187

187

8

-4

940

179

Гос. сектор

24

24

2

-8

330

22

Торговля

56

60

3

-5

490

57

Промышленность

169

177

2

-1

380

175

Итого, за

436

448

15

-3

2140

433

Исключением

Транспорта

Источник: ДЭУ,2003 год

Централизованное теплоснабжение (ЦТ) и когенерация (ТЭЦ) вот уже более двух десятилетий являются важными элементами датской энергетической политики. В этих областях достигнуты крупные успехи, и почти половина спроса на тепловую энергию в стране удовлетворяется предприятиями ЦТ, а на долю ТЭЦ приходится значительная доля от общего объема производства электроэнергии (см. главу 6). Согласно информации, предоставленной либерально-консервативным правительством, развитие ЦТ и когенерации было сопряжено со значительными затратами. Существует мнение, что данной системе недостает гибкости, и правительство в настоящее время ищет пути повышения конкурентоспособности и экономичности.

Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) также являются важным элементом датской энергетической политики вот уже более двадцати лет. В плане действий 1996 года «Энергетика-21» отмечалось, что «долгосрочная перспектива на период в 30 лет заключается в формировании энергетической системы, в которой все большая доля потребляемой энергии будет получаться за счет ВИЭ. Предполагается, что постепенное внедрение ВИЭ будет происходить по мере того, как технико-экономические условия будут обеспечивать коммерческую жизнеспособность различных решений с применением ВИЭ» [7]. По оценке, содержащейся в плане, к 2005 году на долю ВИЭ может приходиться 12%-14% общего энергопотребления.

Стимулирование использования ВИЭ и децентрализованных ТЭЦ осуществляется главным образом за счет тарифа за подключение, обязательства по закупке электроэнергии и конкретных договоренностей между правительством и заинтересованными лицами. В 1993 году был заключен договор о биомассе, в соответствии с которым центральные электростанции были обязаны использовать к 2000 году 1,4 млн. тонн соломы и древесного топлива вместо угля с целью выработки 6% электроэнергии, получаемой при сжигании угля. Достигнута политическая договоренность обеспечить к 2005 году показатель использования биомассы на уровне 1,4 млн. тонн в год. Договоренность включает положения и предусматривает стимулы, направленные на выполнение этой цели в условиях либерализованных рынков энергии. Между предыдущим правительством и датскими коммунальными предприятиями была также достигнута договоренность о создании в период до 2008 года пяти морских ветровых станций мощностью по 150 МВт каждая. Не так давно, в июне 2002 года, правительство заключило соглашение с несколькими политическими партиями о будущих условиях использования ветровых турбин. В рамках этого соглашения предусмотрено постепенное упразднение обязательств для потребителей приобретать электроэнергию, вырабатываемую ветровыми турбинами, и их замена финансовой помощью в размере сбора за выбросы CO2 при производстве электроэнергии. Общий объем такой поддержки плюс рыночная цена будут ограничены сверху. Последние три морские ветровые станции, по всей вероятности, будут выставлены на тендер. Ранее существовал план экологической сертификации ВИЭ, от которого в настоящее время отказались. Этот план, предложенный в законе «Об электроэнергии» 1999 года,
предусматривал выдачу сертификатов производителям электроэнергии. Потребители были бы должны приобретать какое-то минимальное количество электроэнергии у поставщиков возобновляемой энергии. Данная система преследовала цель обеспечения большей прозрачности рынка возобновляемой энергии.

Фактически, правительство стремится отменить обязательства приобретать электроэнергию, производимую децентрализованными ТЭЦ и ветровыми турбинами. Обязательства по закупкам будут заменены реструктуризацией существующих субсидий, которые финансируются за счет платежей за электроэнергию [8].

Области Энергоэффективности

Улубленный обзор политики и программ Дании в области Энергоэффективности

Договор к Энергетической Хартии был подписан в декабре 1994 года и вступил в силу в апреле 1998 года. Договор подписали или присоединились к нему пятьдесят одно [1]Государство. Договор был разработан …

Когенерация (ТЭЦ), централизованное теплоснабжение (ЦТ) и возобновляемые источники энергии (ВИЭ)

Когенерация и ЦТ Когенерация и ЦТ играют важную роль в Дании. Для Дании характерна одна из наиболее высоких долей домохозяйств, отапливаемых от сетей ЦТ, которая составляет порядка 50%. Эта доля …

Протокол к Энергетической Хартии по Вопросам Энергетической Эффективности и Соответствующим Экологическим Аспектам

Протокол к Энергетической Хартии по Вопросам Энергетической Эффективности и Соответствующим Экологическим Аспектам (ПЭЭСЭА) является имеющим юридическую силу документом, который был подписан одновременно с Договором к Энергетической Хартии в декабре 1994 …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.