ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ НАКОПИТЕЛЯХ ЭНЕРГИИ
Электромеханическим накопителем (ЭМН) называется устройство для запасания и хранения механической энергии с последующим ее преобразованием и отдачей в форме электрической энергии для дальнейшего использования.
Запасается, как правило, кинетическая энергия вращательного движения маховика, который при заряде ЭМН рас - кручивается с помощью механического или электрического привода: пружины; турбины, использующей энергию сжатых газов, сгорания топлива или порохового заряда и т. п.; электрической машины (ЭМ), работающей в режиме двигателя - В устройствах ЭМН может отсутствовать маховик как самостоятельный элемент, соединенный посредством жесткой или упругой связи с ЭМ. В этом случае инерционным накопительным элементом ЭМН служит ротор ЭМ (наряду со свойМ функциональным назначением в электромеханическом процесс машины). Ротор ЭМ в некоторых вариантах НЭ может быт^ конструктивно совмещен с дополнительным маховиком. Пр разряде ЭМН механическая энергия преобразуется в элект"
Рическую посредством ЭМ, работающей в режиме генератора. 0 качестве генератора применяется та же ЭМ, которая служит электродвигателем для разгона маховика, или другая ЭМ, также установленная на валу ЭМН [5.1].
Таким образом, ЭМН представляет собой конструктивно объединенные в одной установке механический инерционный накопитель и ЭМ (генератор, двигатель), причем при заряде й разряде ЭМ допускает работу как обратимый преобразователь. Для ЭМН справедливо уравнение энергетического баланса типа (В.1). Согласно (В.1) ЭМН можно рассматривать как усилитель электрической мощности. При заряде накопителя ЭМ (двигатель) потребляет относительно небольшую усредненную мощность Р, от источника питания в течение времени Tr В режиме разряда ЭМ (генератор) отдает усредненную мощность Рр>Р3 за время Tp<Tv
В зависимости от вида и назначения ЭМН в его состав входят различные ЭМ. Согласно общей классификации ЭМ можно выделить ЭМН на основе машин переменного тока (синхронных или асинхронных) и машин постоянного тока (МПТ), включая коллекторные или вентильные разноимен - нополюсиые МПТ и униполярные (одноименнополюсные) машины. Общие принципы работы, конструкция, теория и расчет ЭМ, применяемых в промышленных и автономных (транспортных) установках, изложены в соответствующих учебных руководствах, например в [2.36, 5.2—5.6], а также в монографиях [5.7-5.9] и др.
Первые ЭМН для использования в электрофизических установках предложены академиками П. JT. Капицей иМ. П. Костенко. В зависимости от назначения ЭМН, разновидностей потребителей их энергии и устройств электропривода в состав ЭМН входит одна или несколько ЭМ постоянного и (или) переменного тока. Например, в промышленных установках распространены ЭМН с асинхронными приводными двигателями и трех - или однофазными синхронными генераторами с демпферными обмотками [5.1]. При разряде ЭМН для их Операторов переменного или постоянного тока характерен кратковременный отбор электрической мощности в нагрузку. ° зависимости от значений t могут иметь место две основные Разновидности разрядного режима: относительно длительное (от 0,5-—1 до 10 с) динамическое торможение ротора электромагнитами силами в активной зоне ЭМ и кратковременный (от Ю-3
Ю-2 с) пиковый режим ударного разряда, также сопровождающийся торможением ротора. В обоих случаях, с учетом потерь ПгРения агрегата, а также электрических и магнитных потерь 6 генераторе, преобразуется в электроэнергию часть запасенной Р°тором кинетической энергии, . которая составляет ^K = 0,5/(Q2 —Q2) (см. гл.4). При этом угловая скорость
279
Ротора генератора уменьшается на AQ = Q(— Q2. Допустимые начальное Q, и конечное Q, значения скорости определяют при проектировании ЭМН, исходя из системы технических ограничений и заданных условий работы НЭ. Предельная длительность режима динамического торможения ЭМН определяется допустимым уровнем уменьшения Q и управляется посредством коммутатора в разрядной цепи.
При ударном разряде крупного ЭМН вследствие большого кинетического момента MKll„ = JQl снижение скорости AQ незначительно, однако из-за кратковременности разряда отдаваемая электрическая мощность достаточно высока. При торможении ротора генератора и наличии на валу ЭМН отдельного маховика последний практически не снижает собственную угловую скорость в ударном режиме разряда. Кинетическая энергия маховика частично переходит - в потенциальную энергию упругой крутильной деформации вала. Во избежание разрушения вала возникающими касательными напряжениями предусматривают для ЭМН в необходимых случаях соединение валов маховика и ротора генератора посредством упругой муфты. В частности, если ЭМН работает в циклическом режиме ударной нагрузки, то накопленная в маховике кинетическая энергия и энергия упругости муфты и вала препятствуют значительному торможению ротора ЭМН. В течение паузы упругая энергия преобразуется в кинетическую энергию разгона ротора [4.4].
Длительность ударного режима разряда ЭМН с генераторами переменного тока ограничена временем порядка одного периода F= 1 ;/ = 2tc//jQ, причем р — число пар полюсов генератора. Для ЭМН с генераторами постоянного тока, в том числе вентильными, коллекторными и униполярными, длительность ударного режима определяется временем замкнутого состояния коммутатора в разрядной цепи, задаваемым системой управления. Это время существенно меньше, чем в режиме динамического торможения. Быстродействие коммутатора должно быть высоким: время его срабатывания /с«сГ.
При заряде ЭМН посредством относительно медленного разгона ротора с и потреблением «с Рр восполняется
Убыль кинетической энергии, обусловленная ударным разрядом ЭМН или динамическим торможением его ротора, для которого в предельном случае возможна полная остановка.
Общая структурная схема электроэнергетической установки с ЭМН представлена на рис. 5.1. В режиме заряда электрически машина ЭМ работает как двигатель, получая электроэнерги ЭЭ от источника питания ИГ1 постоянного или переменно1" тока, и раскручивает маховик М. После достижения ротор0 агрегата заданной скорости Q = Qj ЭМИ может в режиме хранения энергии. По сигналу системы управл""
Рис. 5.1. Структурная схема электроэнергетической установки с ЭМН
СУ срабатывает переключатель режимов ПР и ЭМН переводится в разрядный режим, в котором ЭМ работает как генератор и питает потребитель электроэнергии ГТЭЭ. Наличие обратимого коммутатора К характерно для ЭМН с ЭМ постоянного тока. В машинах классической конструкции К выполнен как электромеханический щеточно-коллекторный узел ЭМ, А в бесконтактных вентильных блок К - представляет собой управляемый полупроводниковый преобразователь. Последний действует как инвертор при работе ЭМ в режиме двигателя и как выпрямитель при генераторном режиме работы ЭМ. Если ЭМ используется в качестве двигателя или генератора переменного тока, то блок К может отсутствовать (этому случаю соответствует штриховая линия связи на схеме рис. 5.1). Для такого варианта характерен блок стабилизации частоты БСЧ, который исключается в установках постоянного тока и некоторых установках переменного тока (см. штриховую линию связи на рис. 5.1).
Конкретные установки с ЭМН могут содержать некоторые Дополнительные элементы, например пусковые устройства электродвигателей, блоки для стабилизации и регулирования частоты и напряжения генераторов и др. В целом выбор структуры ЭМН и типа ЭМ определяется техническими требованиями, предъявляемыми к установке в отношении номинальных параметров, быстродействия, показателей качества электроэнергии, особенностей зарядно-разрядных режимов, Массогабаритных ограничений, ресурса, аппаратурной надежности и т. д.
Рассмотрим кратко основные свойства ЭМ, входящих 8 состав ЭМН.
ЭМ постоянного тока. Достоинство коллекторных или Вентильных МПТ - простота и гибкость регулирования угловой скорости и вращающего момента двигателя или напряжения Оператора. Недостатки коллекторных МПТ — небольшая предельная (габаритная) мощност ь при частоте вращения "^3000 об/мин (порядка 1 МВт в установившемся режиме) ij ограничения по току, снимаемому с коллектора (до 60 кА в крупных МПТ). Для тихоходных МПТ при "^750 об/мин предельная мощность единичной машины
двухъякорного исполнения с многоходовой обмоткой может достигать 25 МВт в повторно-кратковременном режиме работы [5.3]. Однако такие МПТ имеют удельную массу Мув> 10 кг/кВт. Недостатки вентильных МПТ—сравнительно большие габариты и масса полупроводникового коммутатора, сложность обеспечения совместной работы вентилей в многоэлементных преобразователях.
Достоинство униполярных машин (УМ) — отсутствие обмоток на якоре, малое его внутреннее сопротивление и низкая индуктивность, возможность существенного повышения уровня тока якоря и предельной мощности (но сравнению с аналогичными параметрами разноименнополюсных МПТ), высокая окружная скорость, допускаемая но условиям прочности яко-- ря. Недостатки УМ-- относительно низкое напряжение якоря, принципиальная невозможность бесконтактного исполнения.
ЭМ переменного тока. Достоинством синхронных и асинхронных машин является возможность бесконтактного исполнения ротора. Отсутствие щеточного токосъема обусловливает повышение ресурса ЭМ и упрощает их эксплуатационное обслуживание. Данные ЭМ могут также применяться в сочетании с управляемыми (тиристорными, транзисторными) и неуправляемыми (диодными) полупроводниковыми преобразователями.
Предельная мощность, получаемая в крупных единичных ЭМ переменного тока, достаточно высока. Например, в современных синхронных турбогенераторах она достигает 1200 MB-А в длительном режиме работы при частоте вращения ротора 3000 об/мин и удельной массе Муд%0,6 кг/(кВ • А) [5.3].
Недостаток ЭМ переменною тока состоит в сравнительно большом внутреннем индуктивном сопротивлении взаимной индукции обмоток возбуждения и якоря, что обусловливает существенное падение напряжения при питании активно-индуктивных нагрузок в ударных режимах генераторов и режимах динамического торможения. Кроме того, в отсутствие полупроводниковых преобразователей затрудняется регулирование синхронных ЭМ с постоянными магнитами и асинхронных ЭМ. Для самовозбуждения автономных асинхронных генераторов требуется применение конденсаторов значительной емкости, увеличивающих габариты и массу установки ЭМН.
Управляемый коммутатор, применяемый в ряде установок с использованием синхронных или асинхронных ЭМ, пр0 разряде ударных ЭМН работает в режиме выпрямителя, а после достижения максимального ударного тока разряда переводится в инвергорный режим. Изменение полярности напряжения при нагрузке, имеющей в отдельных установках активно-индуктивный характер, приводит к уменьшению тока цепи якоря и переходу ЭМ к работе в режиме электродвигателя-
При этом ротору ЭМН возвращается значительная часть Кинетической энергии, т. е. осуществляется ее рекуперация.
Для ЭМН характерна специфика работы их синхронных или асинхронных ЭМ как генераторов ударного действия: отбор электрической мощности происходит в условиях, соответствующих переходному процессу внезапного несимметричного (для однофазных машин) либо симметричного (например, для трехфазных машин) короткого замыкания (КЗ) генератора из предшествующего режима холостого хода. Под ударной мощностью подразумевают максимум мгновенной мощности за время первой полуволны тока внезапного КЗ. Практически целесообразно использовать, как правило, первый максимум тока (пиковое значение) с учетом апериодической составляющей. При этом разряд генератора, рассчитанного на промышленную частоту /= 50 Гц, длится менее 0,02 с. За такое малое время возможен отбор от ЭМН и преобразование в электроэнергию сравнительно небольшой части запасенной кинетической энергии (менее 10—20%).
Для повышения эффективности ударных синхронных генераторов их активную зону следует проектировать так, чтобы якорная и мощная демпферная обмотки имели малые индуктивные сопротивления рассеяния Ха, Хад. При этом увеличивается максимальное значение тока разряда.
В режиме заряда ЭМН (разгона ротора) оценочные показатели удельной энергии Wya получаются меньше значений, указанных для МН (см. гл. 4) на основе металлических маховиков. В состав ЭМН входят ЭМ, роторы которых в ряде случаев имеют зубцово-пазовую структуру с токо - проводящими обмотками. Эта конструктивная особенность приводит к ограничению допустимой окружной скорости роторов ЭМ, которая заметно меньше, чем у монолитных маховиков. Согласно различным оценкам, обобщенным в [5.1], Удельная кинетическая энергия ЭМ составляет: на единицу объема и массы ротора Wya0~2 • 104-н 5 • 105 кДж/м3 и ^уд=10-100 кДж/кг соответственно; на единицу массы ЭМ в целом 1¥уя = 2 - 20 кДж/кг. Удельные показат ели по энергии электромагнитного поля в рабочем зазоре между статором и ротором ЭМ при предельной оценке для ударного режима с форсировкой возбуждения в расчете на единицу активного объема и массы якоря ЭМ определяются значениями ЖуДо~ ^ 1,5 • 104 кДж/м3 и Жуд % 2 кДж/кг (средняя плотность материков якоря принята равной уср = 8 • 10 кг/м3). Как указывалось, в Ударном режиме разряда в нагрузку передается электроэнергия,
Превышающая 10—20% запасенной ротором кинетической Сергии. В кратковременном разрядном режиме динамического торможения в нагрузку передается электроэнергия, дожигающая 80% запасенной кинетической энергии.
[1] При самостоятельном крупномасштабном применении НТЭ на ТЭЦ заряд производится в ночное время с помощью электронагревателей, поТРе„0 ляющих энергию из энергосистемы. В качестве рабочего тела использовать воду (Г, «368 К); при разряде НТЭ работает совместно с ' как дополнительный источник тепла.
[2] - л 1017