МЕХАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ХРАНЕНИЯ КАРТОФЕЛЯ

СНИЖЕНИЕ ПОВРЕЖДАЕМОСТИ КЛУБНЕЙ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

Определенный процент поврежденных клубней неиз­бежен. Интенсивное внедрение методов уборки и тран­спортировки картофеля, ориентированных на сокра­щение доли ручного труда, резко повышает этот про­цент.

Из расчетов видно, что 20 % всего картофеля по­лучает механические повреждения непосредственно в ходе уборки и транспортировки, а затем еще 10 % по­вреждений проявляются уже в хранилище в виде по­синения или почернения клубней. Названные цифры могут колебаться в зависимости от погодных условий. У некоторых фермеров потери значительно больше, однако есть и такие фермеры, у которых так органи­зованы уборка и хранение, что процент механических повреждений и заболеваний клубней гораздо ниже среднего по стране, причем дело не только в разновид­ности почвы или в составе оборудования: контрастные Цифры потерь демонстрируют хозяйства, эквивалент­ные по упомянутым показателям (табл. 12).

Ясно, что высокий процент потерь часто определя­йся организационно-управленческими факторами. ° некоторых случаях причину повреждений опреде­лить легко, и тогда потери можно существенно сни - ЗИТЬ с помощью простой регулировки комбайна или

?АБЛЙЦА 13. Тип комбайна и уровень повреждаемости клубней

Средний уровень

Внутрен­ние пов­реждения, %

Сильные механи­ческие повреж­дения, %

Общие повреж­дения мя­коти, %

Индекс повреж­дений

По стране

12,8

8,7

23,3

137

Для комбайнов с руч­

14,8

9,3

24,5

145

Ной переборкой

21,4

122

Для автоматических

14,4

8,0

Комбайнов

Путем несложной реорганизации уборочной или тран­спортной системы.

Почвенные условия. Из исследований и отчетов известно, что почвенные условия также сильно влия­ют на уровень повреждаемости убираемой культуры. На сухих легких почвах заметно увеличивается коли­чество поверхностных повреждений (до 20%) и по­вреждений мякоти клубней (до 30 %), в то время как на торфяных и глинистых почвах — только две трети от названных значений. Несомненно, это результат по­тери почвенной «подушки» на основном элеваторе при уборке в сухую погоду.

Процентное содержание камней в почве — следую­щий фактор, влияющий на уровень повреждаемости (табл. 13). Так как камни неправильной формы при-

ТАБЛИЦА 13. Камни и их влияние на повреждаемость кпубней, %

Сильные ме­

Общие по­

Камни

Ушибы

Ханические

Вреждения

Повреждения

Мякоти

Много, правильной формы

17,3

11,0

28,0

Много, неправильной формы

13,7

12,7

31,6

Незначительное количество

13,1

7,5

20,4

Чиняют клубням особо сильные повреждения, имеет значение и тип камней, характерный для зоны убор­ки. Именно в таких случаях особую роль играют ме­тоды борьбы с камнями, с помощью которых удается резко сократить процент повреждений и одновремен­но повысить производительность уборки на 25 %, еслй

Допустимо использование автоматических комбайнов.

Типы повреждений и причины, их вызывающие, обобщаются в табл. 14.

ТАБЛИЦА 14. Типы повреждений и причины, их вызвавшие

Типы поврежде­нии

По вине комбайна

Повреждение из-аа состоянии поля

Транспортировка от комбайна к краиилищу

Раскалывание

Расплющивание

Срез

Внутреннее по­вреждение

Задиры

Порезы

Щербины

Давление на гре­бень

Давление на гре­бень

Давление на гре­бень, каменистая нлн комковатая почва

Каменистая, ком­коватая почва

Регулировка ди­ска (лемеха) Превышение ско­рости элеваторов комбайна

Превышение ско­рости элеваторов комбайна Превышение ско­рости элеваторов комбайна

Падение в при­цеп, в элеватор ■бункера

Разгрузка в эле­ватор бункера

Падение в при­цеп, разгрузка в элеватор бунке­ра

Острые выступы иа оборудовании

Острые выступы на оборудовании

Подготовка комбайна. Комбайн должен быть в хо­рошем механическом состоянии, все резиновые покры­тия и предохранительные материалы не должны иметь повреждений. На рынок поступил упругий пенопласт (пластазот), обладающий хорошими водоотталкиваю­щими и защитными свойствами. Этот материал можно наклеивать на плоские твердые поверхности машины, с которыми контактируют клубни. Все узлы, переме­щающиеся при движении комбайна, должны тщатель­но проверяться, так же как и ведущие звездочки эле­ваторов, зубья которых могут повредить клубни.

Гребни. Повреждения, с наибольшей вероятностью возникающие в этой точке, — раскалывание или рас­плющивание клубней, вызываемые боковым давлени­ем на гребень. Уровень повреждений здесь может до­стигать 10 %, и причины этого следующие:

— главной причиной часто оказывается малая ши­рина ряда. Следует помнить, что она должна быть °коло 90 см;

— несогласованность ширины шины с шириной бо­розды. Это относится не только к фазе уборки, но и к любой предшествовавшей операции например к обра­ботке ботвы химическими препаратами. Комбайны с
■боковым размещением приемной части в этом смысле имеют преимущества. Там, где получение необходи­мого тягового усилия при работе с большими комбай­нами составляет проблему, следует применять маши­ны с четырьмя ведущими колесами с более узкими шинами или специальные двухколесные тандемы. Са­моходные комбайны имеют большие ведущие колеса, движущиеся вне рядов картофеля;

— несоосность. Комбайны очень часто бывают не- соосны с трактором, и колеса, движущиеся по бороз­де, оказывают давление на гребень;

— недостаточные пространства в конце гонов, не позволяющие производить нормальные развороты. В этих случаях целесообразно использовать комбай­ны с управляемыми колесами и самоходные комбайны.

Лемех. Повреждения клубней лемехом встречают­ся из-за недостаточного заглубления его в почву чаще всего. Главной причиной этого является неравномер­ность размещения клубней по глубине, и, если регули­ровка заглубления при посадке была неэффективной, опасность среза остается даже при самой поверхност­ной обработке. Выходом из положения может послу­жить автоматический контроль заглубления или, если позволяет почва, — копирующие катки.

Причиной среза клубней на краях гребня часто яв­ляется неправильная регулировка дисков (у дисковых копачей). Испытания показали, что этот тип лемеха не требует большого тягового усилия и что при пра­вильной регулировке риск среза уменьшается.

Основной элеватор. Это зона наибольшего числа повреждений, для предупреждения которых, однако, можно многое сделать. Основными источниками по­терь картофеля здесь являются поверхностные по­вреждения, порезы и задиры клубней. Доля этих силь­ных повреждений доходит до 30 % •

Комбайны предназначаются для работы в разно­образных условиях, поэтому рабочее пространство, от­веденное под сепарацию, достаточно велико. При ра­боте на легких почвах и в сухую погоду почва быстро просеивается сквозь зазоры основного элеватора. По­следний в этих условиях должен работать на самой малой скорости для эффективной сепарации клубней, с одной стороны, и для сохранения почвенной «подуй1' ки» практически на всей длине полотна элеватора-'

Рис. 42. Передача на элеватор комбайна: вариатор скорости.

С другой. На легких почвах скорость элеватора может находиться в соотношении 1:1с рабочей скоростью комбайна. Для выбора оптимального соотношения этих скоростей целесообразно пользоваться цифровым счетчиком. Лучше всего, если скорость элеватора не­зависима от рабочей скорости комбайна и регулиру­ется комбайнером. В настоящее время такая форма управления уже реализована на ряде комбайнов (рис. 42).

Если используются встряхиватели, увеличение ско­рости транспортера приводит к соответственному уве­личению интенсивности встряхивания. При необходи­мости сохранения почвенной «подушки» встряхивание нецелесообразно.

При работе в сухую погоду могут оказаться полез­ными регулировки угла наклона транспортера и шага его прутков. Первая из них предотвращает скатыва­ние клубней и позволяет сохранить почвенную «по­душку».

Ботвоудалители. При определенных условиях, в •Особенности когда клубни прочно прикреплены к бот - Ве, последняя может увлечь за собою клубни, что при - в°Дит к их раздавливанию между роликами. Полез - н°й в этом смысле является операция предваритель­но опрыскивания ботвы. Ролики должны быть очи-

'-516 <29

СНИЖЕНИЕ ПОВРЕЖДАЕМОСТИ КЛУБНЕЙ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

Дочки:

А — «гнездовые» элеваторы; б — малая верхняя звездочка.

Щены от растительных остатков и правильно отрегу­лированы.

Механизмы сепарации камней и комьев и другие транспортеры. Исследования показывают, что комбай­ны, оснащенные механизмами сепарации камней, ста­новятся причиной повреждений клубней, в особенно­сти поверхностных. Однако трудно однозначно опре­делить, кто конкретный «виновник» — условия уборки или механизм. Важно отметить, что смесь камней и клубней всегда несет в себе опасность повреждений и что любая промежуточная операция увеличивает эту опасность. Повышенное внимание и постоянный кон­троль повреждений поверхности и мякоти клубней особенно важны при работе в сухую погоду.

Для оптимального выбора скоростей других тран­спортеров комбайна необходимо обеспечить независи­мое регулирование скорости каждого из них, если они не определяются частотой вращения ВОМ. Предотвра­щение скатывания клубней важно в той же мере, что и поддержание целостности резиновых покрытий, так как и то и другое способствует снижению повреждае­мости. Увеличения амортизации можно добиться с по­мощью покрытий разного типа, например двойных по­крытий и покрытий с воздушной полостью.

Падения и смена направления. Переход с одного транспортера на другой — всегда источник поврежде­ний. Некоторые фирмы разработали методы ослабле­ния этого эффекта (рис. 43).

В так называемых гнездовых транспортерах полот­на проходят одно сквозь другое под прямым углом, а перевод клубней с одного полотна на другое осущест­вляется с помощью дефлектора. Кроме того, можно использовать небольшую концевую звездочку, уменЬ" шающую диаметр перегиба полотна транспортёра. При этом клубни при переходе на следующий транс­портер падают с очень небольшой высоты. Все высту­пы и жесткие поверхности следует покрывать упругим пенопластом (пластоазотом) толщиной 13 мм. Для уменьшения скорости движения клубней в местах сме­ны направления можно использовать резиновые фар­туки.

Выгрузка в прицеп. Падения должны быть сведе­ны к минимуму. Наиболее частые виды повреждений при этой операции — растрескивание и повреждение мякоти клубней. К средствам их предупреждения от­носятся:

— опускание выгрузного элеватора в прицеп на­столько низко, насколько это возможно;

— амортизация пола прицепа (как правило, в этом нуждается только часть пола):

— улучшение необходимого обзора для комбайне­ра путем изготовления переднего борта прицепа в ви­де решетки.

Чтобы сократить число повреждений при падении, прицеп следует наполнять, начиная с переднего его края (это экономит тяговое усилие) до половины глу-

СНИЖЕНИЕ ПОВРЕЖДАЕМОСТИ КЛУБНЕЙ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

Рис. 44. Прибор для автоматического контроля высоты (Шот­ландский институт сельскохозяйственного машиностроения).

Бины. При дальнейшем наполнении клубни должны падать на откос насыпи, обращенный к задней части прицепа. Такой способ сводит регулировки выгрузно­го транспортера к минимуму, обеспечивая небольшую высоту падения клубней.

Комбайн может быть оснащен прибором для авто­матического контроля высоты, устанавливаемым на выгрузном транспортере (рис. 44). Этот прибор раз­работан Шотландским институтом сельскохозяйствен­ного машиностроения. Стоимость проведения работ по полной амортизации пола прицепа, типичного для ис­пользования на фермах, составляет от 90 до 120 ф. ст. в зависимости от размера прицепа.

Исследования показывают высокую эффективность использования подрессоренных прицепов, которые зна­чительно сокращают число повреждений картофеля при транспортировке. Однако маловероятно, что в этом направлении произойдут решительные изменения, так как сельскохозяйственный прицеп имеет очень широкую область применения. В ближайшем будущем следует ожидать улучшения подвески и широкого при­менения шин с низким давлением.

Если подвеска прицепа жесткая, по неровной поч­ве следует ездить на малой скорости.

МЕХАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ХРАНЕНИЯ КАРТОФЕЛЯ

ИРРИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Обычные дождевальные установки. Стандартная сис­тема передвижных дождевальных установок кругово­го полива с переносными алюминиевыми трубами пи­тается от магистрального водоснабжения. Эти уста­новки вместе с трубопроводами должны перемещаться по орошаемому участку 3—4 раза …

ХАРАКТЕРИСТИКИ КАРТОФЕЛЯ

Прежде чем приступить к обсуждению организации хранения картофеля, целесообразно остановиться на его основных физических свойствах. Скорость потери влаги: 0,17 % за неделю на миллибар (мб) дефицита давления ис­парения воды (ДДИ). …

ВЫГРУЗКА КАРТОФЕЛЯ

Существуют четыре основных способа выгрузки кар­тофеля из комбайнов: ■— разгрузочный элеватор; — промежуточный бункер и разгрузочный элева­тор; — бункер; — мешки и ящики. Разгрузочный элеватор. Задачей его является до­ставка картофеля …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.