Машины, работающие по циклу Стерлинга

ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ КОМПОНОВКИ

Из приведенных выше уравнений для цикла Шмидта очевидно, что полезная мощность за цикл и тепловые нагрузки на теплообмен­ники, определяемые в зависимости от общего вытесняемого объема VT9 есть линейные функции частоты вращения вала двигателя N, Давления рабочего тела рмакс и габаритов двигателя. Влияние же четырех основных параметров т, Ky а и X на характеристики двига­теля менее очевидно. В особенности неясно, какую из комбинаций рассматриваемых четырех параметров необходимо выбрать для получения оптимальных характеристик двигателя. Это является

Очень важным обстоятельством, поскольку указанные параметры должны определяться на стадии конструкторской проработки, и, за исключением параметра т, изменить их можно только за счет из­менения самой конструкции машины.

^ Влияние на параметр мощности PI{puaKCVT) каждого из четы­рех параметров т, K> а и X при условии постоянства трех остальных рассматривается на рис. 5-1—5-4. На рис. 5-1 исследуется влияние отношения температур на параметр мощности для различных тем­ператур полости расширения ТЕ> диапазон которых простирается

Как выше, так и ниже температуры полости сжатия Тс = 300 К (а = 90°, K = 0,8, X = 1,0). Вследствие этого приведенная зависимость справедлива и для двигателя и для холодильной машины. При температуре ТЕ > Тс Параметр мощности положителен и плавно возрастает с увеличением температуры в полости расширения. При ТЕ<.ТС машина работает как холодильная установка, и с умень­шением температуры в полости рас­ширения мощность, требуемая для ее привода, постепенно увеличива­ется. Очевидно, что мощность двига­телей можно увеличить за счет при­менения для цилиндра полости рас­ширения и теплообменников высоко­температурных материалов, а в холо­дильной машине необходимо стре­миться к достижению минимально воз­можной температуры охлаждения.

Зависимость параметра мощности от отношения вытесняемых объемов при а = 90°, X = 1,0 приведена на рис. 5-2. Из кривых ясно, что при заданных значений т, а и X существует вполне-опре­деленное оптимальное значение Ky для которого параметр мощности максимален. Однако сравнение двух кривых с т, равными 0,25 и 0,5, показывает, что оптимальное значение K не постоянно, а из­меняется от 0,75 (при т = 0,25) до 1 (при т = 0,5). При изменении а и X меняется также и оптимальное значение k. Таким образом, единого и «лучшего» значения для K не существует.

Влияние относительного мертвого объема X = VDIVE на пара­метр мощности при постоянных т, Ьа рассматривается на рис. 5-3. Смысл этого графика предельно ясен: с увеличением мертвого объ­ема свыше определенного минимального значения параметр мощ­ности уменьшается. Мертвый объем должен, по-возможности, быть наименьшим.

Отношение температур

ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ КОМПОНОВКИ

Расширения ТЕ, К

Рис. 5-1. Влияние темпера­туры на мощность цикла.

Влияние фазового угла а на мощность цикла при постоянных т, K и а показано на рис. 5-4. Параметр мощности особенно чув­
ствителен к изменениям фазового угла в диапазоне от 60 до 120°. Для принятых условий оптимальное значение параметра мощности находится в диапазоне а = 90 -т - 115°.

Изменения параметра мощности двигателя в зависимости от двух параметров: фазового угла а и отношения вытесняемых объе-

<Г =0,5

О 1 Z

Отношение вытесняемых объемов K=Vc/Ve

£0,2

10,2

5

Л ^

Е

Со О U:

3*

О»

Е

Rft*

0,1

I"

Qi

О)

О 1 г

Относительный мертвый объем X-Vs/VЈ

Рис. 5-2. Влияние отношения вытесняемых объемов K иа мощность цикла.

Рис. 5-3. Влияние относитель­ного мертвого объема X иа мощность цикла.


Мов K при постоянных значениях т = 0,3 и X = 1,0 рассмотрено на рис. 5-5. Любое изменение т или X вызывает образование ряда аналогичных, но все же различныхлерекрывающихся поверхностей. Вершина такой поверхности, харак­теризующая максимальное значение параметра мощности, определяется при заданных значениях т и X опти­мальной комбинацией отношения вы­тесняемых объемов k и фазового угла а. Две поверхности на рис. 5-5 обра­зованы различными параметрами мощности Р/Рмакс^г и P/RTC. Вер - шины этих поверхностей соответст­вуют различным комбинациям фазо­вых углов и отношениям вытесняе­мых объемов. Для поверхности па­раметра мощности Рм = P/RTC: Аопт = 0,45я рад и kn

Рис. 5-4. Влияние фазового угла а на мощность цикла.

Поверхности параметра мощности Рмакс = Р/РмаксУт- аопт = 0,54я раД

60° 90° 120°

Фазовый, угол со поворота коленчатого вала

«

ОГ

А £

I I-

Qi

I.

Рад и fconr = 2,9. Для

И &опт = 0,74. Этому странному обстоятельству имеется простое объяснение: оптимизация конструкции по параметру мощности P/RTC соответствует выбору такой компоновки машины, кото-

ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ КОМПОНОВКИ

ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ КОМПОНОВКИ

Рис. 5-5. Влияние отношения вытесняемых объемов

K И фазового угла а на мощность цикла. А — параметр мощности P/Rtg (мощность на единицу массы рабочего тела); б—параметр ^/РМаКс^7* (мои*иость' ограни­ченная габаритами и массой).

Рая позволяет с максимальной возможностью использовать опре­деленную массу рабочего тела. Оптимизация же конструкции по параметру P/pMaiiCVT приводит к компоновке машины с макси­мально возможной мощностью, ограниченной максимальным давле­нием и общим вытесняемым объемом. Максимальное давление рабо­чего тела является важным конструктивным параметром, влияющим

ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ КОМПОНОВКИ

Рис. 5-6. Рабочие диаграммы для двигателей с оптимальными комбинациями конструктивных параметров. Левые диаграммы даны для полости расшире­ния, средние — для полости сжатия, а правые — для общей рабочей

Полости *.

А — рабочая диаграмма для цикла, оптимизированного по параметру мощности PIRTQ, б — рабочая диаграмма для цикла, оптимизированного по параметру мощности Р/Рмакс в — рабочая диаграмма цикла с такой комбинацией параметров, как и в случае б, Нос мертвым объемом, уменьшенным до показанного на рис. 5-6, а (т. е. с одними и теми же размерами регенератора и теплообменников).

На прочность, а следовательно, и на массу машины, в то время как общий вытесняемый объем определяет ее габариты. Отсюда ясно, что оптимизация должна проводиться по параметру мощности

P/pMaKCVT. Однако с момента определения основной компоновки машины по a, Ky т и X может быть использован и параметр мощ­ности P/RTC. Оба эти параметра, P/RTC и Р/рмакCVT) равнозначны и приводят к одной и той же мощности двигателя за цикл.

В качестве примера на рис. 5-6 приводится сравнение рабочих диаграмм для оптимальных комбинаций фазовых углов а и отно­шений вытесняемых объемов K при постоянных значениях т и X. Для всех трех случаев "давление выражено в долях его максималь­ного значения в цикле, и вследствие этого возможно сравнение рас­сматриваемых диаграмм. Аналогичным образом для всех трех слу­чаев максимальное значение общего внутреннего объема прини­мается одинаковым и равным произвольно выбранному значению 4,6. Для каждого случая крайние левые диаграммы относятся к ра­бочим диаграммам полости расширения, средние — к полости сжа­тия, ' а крайние правые — к общему внутреннему объему. Диа­грамма на рис. 5-6, а получена при следующей - комбинации пара­метров: аопт = 0,45л; рад, K = 2,9, т = 0,3 и X = 1; оптимальная компоновка осуществляется по P/RTC. Комбинация параметров на рис. 5-6, б следующая: а = 0,54 зт рад, K = 0,74, т = 0,3 и X = 1; оптимальная компоновка осуществляется по параметру Р/рмакCVT. Комбинация параметров на рис. 5-6, в такая же, как и в случае б, но с мертвым объемом VD таким, как в случае а.

Из вышесказанного видно, что две машины, характеризуемые диаграммами на рис. 5-6, а и б, сравнимы по массе и габаритам. Для обоих машин максимальное давление и максимальный общий внутренний объем одинаковые, а мертвый объем в одной из машин в 2 раза больше, чем в другой. Несмотря на это, полезная работа машины в случае б в 1,38 раз превосходит работу машины в слу­чае а. При уменьшении мертвого объема (в) полезная работа машины увеличивается в 2,24 раза. Данный пример убедительно подтверж­дает правомерность использования для оптимизации параметра Р/рмакс^Т-

Аналогичные сравнения для криогенных газовых машин были проведены Уокером в 1962 г. Использование параметра холодо - производительности QE/pMaKCVT для изучения оптимизации яв­ляется предпочтительным, поскольку этот параметр при заданных габаритах и массе определяет компоновку машины с максимальной холодопроизводительностью.

Оригинал книги Машины, работающие по циклу Стерлинга в формате джвю можно скачать здесь

Машины, работающие по циклу Стерлинга

Среднее давление цикла

Среднее давление цикла определяется формулой 2я 2я Рср-— Г рй(ф—0) = — Г Р-акс(1-в) (4.12) FcP 2Я J Н V 2я J l+6cos(<D-0) V v / [10] [11] Подобное расположение …

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Несколько советов, заслуживающих внимания, при конструи­ровании машин Стирлинга. Быть реалистами. Легко сделаться оптимистом и восторженно относиться к потенциальным возможностям машин Стирлинга. Не­обходимо признать, что двигатель фирмы «Филипс» — это резуль­тат …

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ИССЛЕДОВАНИЯМ В ОБЛАСТИ РЕГЕНЕРАТОРОВ И ТЕПЛООБМЕННИКОВ

Из гл. 7 следует, что существующие методы проектирования регенеративных (и других) теплообменников неудовлетворительны. Исследования в этой области могут быть предприняты на инженер­ных факультетах университетов, но при этом должен быть достиг­нут …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.