малый бизнес

Стадия взросления: требуется помощь

Выступая в роли правительств, мы, спотыкаясь, движемся от кризиса до краха и, шатаясь, входим в будущее без ясного плана, без надежды, без какоголибо видения
Элвин Тоффлер, «The Third Wave» («Третья волна»)
Стадия взросления начинается в тот момент развития бизнеса, когда вы осознаете, что вам необходима помощь. Нельзя сказать, когда именно это случится. Но этот момент всегда наступает, провоцируемый кризисом на стадии детства
Каждый выживший бизнес неминуемо должен перейти в фазу взросления Любой владелец малого предприятия, которое осталось на плаву, решает прибегнуть к помощи.
За какой же помощью обращается загруженный Специалист? Ответ так же прост, как и неизбежен: за технической помощью к комунибудь, имеющему опыт в вашей сфере бизнеса; к комунибудь, кто знает, как выполнять специальную техническую работу, которая не получается, — обычно это самая неприятная для вас работа.
Предприниматель, предпочитающий работать с продажами, ищет человека, который разбирается в производственном процессе. Собственник, свободно ориентирующийся в производстве, ищет хорошего продавца. И практически все пытаются найти человека, который сможет вести бухгалтерию! Потому что больше всего
владельцы малого бизнеса ненавидят и, соответственно, игнорируют бухгалтерскую отчетность.
Итак, первым вашим работником становится Гарри, 68летний бухгалтер, который занимается этой деятельностью с 12 лет. Гарри отлично знает бухгалтерию. Он умеет вести книги и отчетность на восьми различных языках.
Но самое важное — Гарри имеет 22летний опыт бухгалтерской работы в компании, подобной вашей. Нет ничего, что он не знал бы о вашем бизнесе. И теперь он работает на вас. Кажется, что мир снова стал светлее. Теперь не только вам придется жонглировать шарами!
Наступает утро понедельника. Приходит Гарри. Вы его тепло встречаете и взволнованно предлагаете приступить к делу. Вы все выходные провели, готовясь к этому моменту. Вы великодушно подготовили для него хорошее место, привели в порядок всю бухгалтерскую документацию и положили стопку невскрытых писем на его стол, купили кофейную кружку с надписью «Гарри». Вы даже были настолько заботливы, что нашли подушку на стул (ему придется долго сидеть на нем).
Важным моментом в любом малом бизнесе является тот, когда владелец нанимает своего первого сотрудника, чтобы выполнять ту работу, которую он сам не умеет или не хочет делать. В вашем бизнесе Гарри стал таким человеком. И этот понедельник для вас — важное событие.
Подумайте об этом. Вы сделали значительный шаг. Теперь бухгалтерская отчетность становится скорее достоянием Гарри, чем вашим. Более того, Гарри на пороге того, чтобы стать единственным в мире человеком, кроме вас, который знает реальное состояние ваших дел. Гарри только взглянет в документы — и вот он уже все про вас знает. Гарри — ваш первый и самый важный работник — близок к тому, чтобы раскрыть тайну, скрытую от всех: вы сами не знаете, что делаете!
Вопрос в том, что Гарри будет делать, когда узнает это? Смеяться? Плакать? Уйдет? Или начнет усердно работать? И если Гарри не будет вести бухгалтерию, то кто же будет этим заниматься?
Но вскоре вы слышите спокойное равномерное постукивание клавиш калькулятора на столе Гарри. Он работает! Гарри собирается остаться!
Вы не можете поверить своему счастью — вам больше не придется заниматься бухгалтерией.
И вдруг вы понимаете, что означает заниматься бизнесом таким ранее незнакомым способом: «Мне больше не надо этого делать!».
Наконецто вы свободны. Внутренний Менеджер начинает просыпаться, а Специалист временно отступает. Вашим страхам конец, ктото другой теперь будет выполнять эту работу.
Но в то же время вам непривычно быть Менеджером, и вновь приобретенная свобода принимает больше общую форму, которую можно обозначить как управление путем отказа от своих обязанностей, а не путем передачи обязанностей,
Короче, как и любой владелец малого бизнеса, вы вручаете бухгалтерскую документацию Гарри... и убегаете. И какоето время наслаждаетесь свободой. По крайней мере, относительной. Какникак, у вас все еще имеется куча другой работы, которую надо выполнять.
Но теперь, когда у вас есть Гарри, чтото начинает меняться, потому что, когда он не загружен полностью своими обязанностями, можно попросить его отвечать на телефонные звонки.
А если телефонных звонков нет, он отправит или примет товары. А когда Гарри не занят приемом или отправкой товара, он может обслужить несколько покупателей. А когда нет покупателей, кто знает, что вы еще придумаете.
Жизнь становится легче. Жизнь становится похожей на мечту: ваш обеденный перерыв чутьчуть увеличивается — 30 минут вместо 15; вы уходите немного раньше домой — в восемь, а не в девять, как раньше. Гарри иногда подсаживается к вам рассказать о своих проблемах, а вы, как всегда, заняты и просто говорите ему, чтобы он сам их решил. Как это будет сделано, не имеет значения до тех пор, пока он не посвящает вас в детали. У вас более важные дела.
Гарри нужны помощники. Бизнес начинает разрастаться. Занятый как всегда, вы поручаете ему подобрать их. Он находит. Это здорово, когда у вас работает такой парень, как Гарри: не надо думать о том, что он делает; не надо беспокоиться о том, что ему делать дальше. Он никогда не жалуется, а просто работает и выполняет все функции, которые вы терпеть не можете. Лучше не бывает! Вы стали боссом, делая то, что вам нравится, поручив Гарри заботиться обо всем остальном. Вот она жизнь Предпринимателя!
Но неожиданно чтото происходит. Звонит клиентка, чтобы пожаловаться на ужасное обслуживание со стороны одного из ваших работников. «Кто это был?» — спрашиваете вы, скрывая свой гнев Клиентка не знает, но предупреждает: «Если зы будете приглашать на работу подобных людей, я перестану обращаться к вам». Вы обещаете все выяснить.
Звонят из банка и сообщают, что вы превысили свой кредит. «Как это произошло?» — спрашиваете вы, сердце уходит в пятки. Ответ: «Не знаю, но если не будете впредь более осторожны, придется принять меры». Вы обещаете все выяснить.
Звонит поставщик, с которым вы сотрудничаете длительное время, и говорит, что заказ, присланный на прошлой неделе, оформлен неправильно, поэтому доставка будет осуществлена только через 10 недель. Более того, вам придется самому разбираться с излишком заказанного товара. «Как такое могло случиться?» — спрашиваете вы его, одновременно пытаясь достать успокоительные пастилки «Rolaid». Он не знает, но если вы не способны уследить за тем, чтобы заказы осуществлялись по всем правилам, то он будет рассматривать другие варианты сотрудничества. Вы обещаете все выяснить.
Зайдя на пункт отгрузки, вы натыкаетесь на парня, которого нанял Гарри. Он упаковывает товар. Вы смотрите на упаковку и взрываетесь. «Кто научил тебя так паковать? — кричите вы удивленному парню. — Неужели никто тебе не показал, как это надо делать? Нука, дай сюда. Я упакую сам». И вы упаковываете.
Уже разгар дня, и так получилось, что вы зашли на производственную линию. Вы останавливаетесь, как вкопанный. «Кто сказал тебе делать так? — заикаясь, обращаетесь вы к остолбеневшему рабочему — Неужели никто не научил тебя, как правильно делать это? Дай сюда. Я сделаю все сам». И вы делаете.
На следующее утро вы беседуете с новым продавцом, которого тоже нанял Гарри.
«Что произошло с клиентом N?» — задаете вы вопрос. Ответ приводит вас в бешенство. «Когда я обслуживал его сам, подобных проблем не было! — издаете вы скорбный вопль. — Предоставь это мне. Я сам все сделаю». И вы делаете.
Парень, занимающийся отгрузкой, смотрит на рабочего, они оба переглядываются с продавцом, и все вместе глядят на своего босса — Гарри и спрашивают; «Кто, черт возьми, это был?!». Гарри лишь пожимает плечами и отвечает (как может ответить только человек, более 50 лет проработавший на хозяев): «О, это был босс».
Но послушайте меня, вы вскоре научитесь всему, что уже знает Гарри Это только начало процесса, который охватывает любой бизнес на стадии взросления, как только управление путем отказа от своих обязанностей приводит к негативным результатам Это лишь начало процесса спада, когда число шаров в воздухе превышает не только то количество, которым вы способны эффективно жонглировать, но и то, которым способны жонглировать ваши сотрудники.
То, что знает Гарри, и то, чему вскоре научитесь вы, является лишь началом процесса, во время которого шары начинают падать быстрее и чаще, чем раньше, когда выделали все самостоятельно. И когда звук падающих шаров станет нестерпимым, вы начнете осознавать, что не следовало слишком доверять Гарри. Вам никогда никому не следовало доверять! Вот бы знать об этом раньше!
Шары продолжают падать с немыслимой скоростью, и вы понимаете, что никому ваш бизнес не важен настолько, насколько он важен вам. Никто не хочет работать на износ, как это делаете вы Никто не обладает вашей проницательностью или способностями, вашим энтузиазмом или заинтересованностью в бизнесе И если чтото должно быть сделано хорошо, то вам это надо делать самому.
Итак, вы вновь возвращаетесь в свой бизнес в роли Жонгле раВиртуоза Та же история. Если вы в любой точке мира посетите любое предприятие малого бизнеса, находящееся на стадии взросления, то везде обнаружите владельца бизнеса, который делает все подряд, он постоянно занят, выполняя все, что должно быть выполнено в его компании другими. И это несмотря на имеющийся штат наемных работников, которые, вроде бы, предназначены для осуществления этих функций, людей, которым платят за это!
И что хуже всего, чем больше владелец делает сам, тем меньше — его работники. И чем меньше они утруждаются, тем больше вы приходите к мысли, что если чтото нужно сделать, то прихо
дится рассчитывать только на себя А это, в свою очередь, приводит к тому, что работники даже не пытаются делать больше
Но Гарри знал это еще тогда, когда пришел к вам работать. Он мог бы сказать вам, своему новому боссу, что в конце концов сам босс становится помехой Он мог бы объяснить, что работа никогда не будет выполнена настолько хорошо, чтобы доставить удовольствие начальнику. А причина состоит в том, что босс постоянно меняет свое мнение о том, что необходимо сделать и как
Единственное, чего не знает Гарри, — это почему вы такой сумасброд
Ни при чем здесь ваши работники, это не они сводят вас с ума. Ни при чем здесь жалобы клиентов, это не они доводят вас до бешенства. Ни при чем здесь банк, или поставщик, или плохо упакованный товар, это не они заставляют вас лезть на стену. Ни при чем здесь то, что «никого ничто не волнует» или то, что «ничто не выполняется вовремя». Нет, мир не виноват в вашей проблеме Просто вы не представляете, как же вести бизнес другим способом. Вы безнадежны, беспомощны, в недоумении. Чтобы изменить ситуацию, вам надо бы разбудить тех, кто спит в вас уже долгое время, — Предпринимателя и Менеджера, — а затем помочь им развить те навыки, которые так необходимы вашей компании.
Но Специалист будет оттягивать этот момент пробуждения. Это Специалист должен ходить на работу! Это Специалист в вас должен ловить шары! Это Специалист в вас должен оставаться загруженным работой. Специалист пока лишь достиг пределов своей зоны комфорта.
Я взглянул на Сару и понял, что достиг своей цели. Сара открыла для себя чтото за время нашей беседы, чтото очень важное для нее, касающееся ее зоны комфорта. Я интуитивно чувствовал, что нам осталось только зафиксировать это ее открытие.

Далее: По ту сторону зоны комфорта

Содержание книги Малый бизнес

малый бизнес

4 основных правила PR для малого бизнеса

Связи с общественностью (PR) имеют множество аспектов, и малый бизнес не освобождается ни от одного из них. PR для бизнеса может включать в себя все, от публичных выступлений до газетных …

Что дает CMR малому бизнесу

Для любого бизнеса приоритетом является наличие клиентов. Каждый из них важен для компании. Очень важно не потерять никого из них, ведь с ростом фирмы их число растет в геометрической прогрессии. …

Успех малого бизнеса: смягчение правовых проблем

Владение и управление малым бизнесом - это не маленький подвиг. Это также связано с множеством юридических вопросов, которые заслуживают большого внимания. Юридические вопросы бизнеса распространяются на предприятия всех размеров. Малая, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.