МАЛЫЙ БИЗНЕС - ОСНОВЫ

Планирование розничного товарооборота

Методика планирования товарооборота с учетом потребности в прибыли. Суть данной методики состоит в достижении объема товарообо­рота, обеспечивающего размер прибыли, необходимой для осуществления самофинансирования (то есть прироста основных фондов и собственных средств в обороте). Эта методика осуществляется в три этапа.

На первом этапе определяется величина прибыли, остающейся в рас­поряжении организации для:

- финансирования прироста основных фондов;

- финансирования собственных оборотных средств;

- создания финансовых резервов;

- погашения кредитов;

- приобретения ценных бумаг;

- уплаты налогов и других отчислений из чистой прибыли;

- поощрения и социального развития коллектива;

- других целей.

На втором этапе рассчитанная сумма прибыли сопоставляется с воз­можностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для че­го определяется необходимый размер валовых доходов и допустимый уро­вень расходов на реализацию товаров (на основе анализа за предыдущий период).

На третьем этапе рассчитываются все другие показатели хозяйст­венно-финансовой деятельности (объем и структура товарного обеспече­ния, финансовый план, потребность в кредитах, необходимая численность работников и др.).

Обоснованность плана розничного товарооборота проверяется с по­мощью определения критической точки продаж или порога рентабельно­сти. Она отражает размер товарооборота, при котором полученный доход покрывает постоянные расходы, и рассчитывается по следующим форму­лам:

Тк = Т х Рпост : (Рпост + Рпер), (6)

Где Тк - товарооборот в критической точке; Т - расчетный плановый товарооборот; Рпост - постоянные расходы на реализацию; Рпер - пере­менные расходы на реализацию.

Методика расчета товарооборота исходя из предполагаемых ре­сурсов. Данная методика основана на оптимизации планового объема роз­ничного товарооборота и определении его максимальной величины по от­дельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые и финансовые ресурсы, другие факторы). Для реализа­ции этой методики используются экономико-математические оптимизаци­онные модели, решение которых осуществляется с использованием ЭВМ.

Нормативный метод или метод технико-экономических расчетов. При планировании розничного товарооборота можно использовать норма­тивы товарооборота на 1 кв. м торговой площади или (при их отсутствии) показатели, достигнутые хорошо работающими торговыми объектами, имеющими сопоставимые условия деятельности. При этом следует учиты­вать особенности работы торговых объектов и корректировать нормативы на следующие коэффициенты:

- средней стоимости покупки;

- интенсивности покупательных потоков (этот коэффициент, в свою очередь, корректируется на показатель сменности работы магазина);

- завершенности покупок.

Методика расчета товарооборота на основе платежеспособного спроса. Данная методика основана на применении двух методов. Согласно первому, коэффициент эластичности рассчитывается по формуле

Кэ = (Jt - 1) : (Тп. ф. - 1), (7)

Где Кэ - коэффициент эластичности; Jt - индекс изменения товаро­оборота; Jn^. - индекс изменения покупательных фондов.

В соответствии со вторым способом к объему товарооборота за ме­сяц предшествующего периода прибавляют размер неудовлетворенного спроса и прирост товарооборота в связи с ростом денежных доходов насе­ления в планируемом периоде.

Методика планирования товарооборота в зависимости от места нахождения торговой организации и зоны обслуживания, от размеров объектов, их оборота, размеров населенных пунктов, в которых они рас­положены. Величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового объекта и в обратной - от ве­личины магазинов-конкурентов. Она постоянно изменяется - на нее влия­ют структура транспортных коммуникаций, административные и законо­дательные ограничения и т. д. На увеличение товарооборота влияет про­дажа взаимодополняемых товаров близко расположенными друг с другом магазинами. При планировании розничного товарооборота учитываются изменения в зоне обслуживания: открытие или закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетите­лей. На основе этих показателей рассчитывается возможный рост или сни­жение товарооборота.

Методика разработки плана по общему объему. Обоснование обще­го объема товарооборота начинают с определения ожидаемого товарообо­рота за текущий год и приведения его в сопоставимый вид с товарооборо­том предстоящего периода. Расчеты производятся в определении объема продажи товаров населению и субъектам хозяйствования. Основой для расчетов плана продажи товаров населению являются данные о покупа­тельных фондах населения или его учтенных денежных доходах. В совре­менных условиях эти показатели на планируемый период в большинстве районов и областей отсутствуют. Поэтому целесообразно при планирова­нии товарооборота использовать прогнозы социально-экономического раз­вития государства, разрабатываемые Министерством экономики, в кото­рых отражены основные тенденции развития денежных доходов населения на прогнозируемый период. Кроме того, при планировании используются материалы анализа товарооборота организации за предшествующие годы, что позволяет выявить основные тенденции и закономерности развития товарооборота на перспективу.

При обосновании плана розничного товарооборота важно обеспечить более высокие темпы роста продажи товаров населению по сравнению с темпами роста его денежных доходов, что позволит повысить процент ох­вата розничным товарооборотом денежных доходов населения или поку­пательных фондов населения.

Объем продажи товаров субъектам хозяйствования планируют:

- исходя из анализа динамики за ряд лет;

- заявок обслуживаемых юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей;

- удельного веса реализации товаров юридическим лицам и индиви­дуальным предпринимателям в общем объеме продаж.

Распределение общего объема товарооборота среди торговых еди­ниц. Существует ряд методов планирования товарооборота для торговых единиц и структурных подразделений:

- с учетом их удельного веса в общем товарообороте организации;

- исходя из торговой площади;

- на основе нормативов и проведения технико-экономических расче­тов;

- использованием экономико-математических моделей.

Для расчета суммы товарооборота магазина учитывают:

- его тип и ассортиментный профиль;

- место расположения;

- особенности спроса обслуживаемого населения;

- анализ его деятельности за предшествующий период;

- товарооборот, приходящийся на 1 кв. м торговой площади;

- производительность труда и т. д.

Внутригодичное планирование розничного товарооборота. Задачей планирования товарооборота внутри года является обеспечение беспере­бойной продажи товаров населению в соответствии с сезонными колеба­ниями спроса населения по периодам года (кварталам, месяцам).

Основными факторами, оказывающими влияние на объем товаро­оборота по периодам года, являются:

- покупательная способность населения в отдельные периоды года;

- особенности покупательского спроса населения в отдельные пе­риоды года;

- равномерность завоза товаров по периодам года.

Наиболее важной задачей при внутригодичном планировании явля­ется определение удельного веса каждого квартала в годовом товарооборо­те и доли каждого месяца в квартальном обороте.

Планирование структуры розничного товарооборота. В зависимо­сти от степени детализации структуры розничного товарооборота выделя­ют:

- макроструктуру, отражающую соотношение продовольственных и непродовольственных товаров;

- общую товарно-групповую структуру в соответствии с формой № 3 - торговля;

- товарную и ассортиментную структуры, которые представлены

Более чем 800 товарными позициями, объединенными в группы.

Методы нормирования и порядок расчета нормативов товарных запасов по товарным группам. При использовании метода технико - экономических расчетов все вычисления ведутся по отдельным составным элементам норматива. Норматив товарных запасов (Н) рассчитывается по формуле:

TOC o "1-3" h z Н = Р + П + С, (8)

Где Р - рабочий запас; П - запас пополнения; С - страховой запас. Рабочий запас (Р) определяется следующим образом: Р = Зо + Впп + Пн, (9)

Где Зо - запас однодневной торговли; Впп - время на приемку и подготовку запасов; Пн - представительный набор (запас, находящийся в торговом зале).

Представительный набор (Пн) можно определить по формуле: Пн = Кр х Цср : То, (10)

Где Кр - количество разновидностей товаров; Цср - средняя цена то­вара; То - однодневный товарооборот.

Запас пополнения (П) рассчитывается следующим образом: П = Ч х Кобн х 1 : 2, (11)

Где Ч - частота завоза товаров; Кобн - коэффициент обновления. Коэффициент обновления (Кобн), в свою очередь, определяется по формуле:

Кобн = КР : КП, (12)

Где КР - количество разновидностей товаров; КП - количество по­ступления в одной партии завоза.

Страховой запас определяется в процентах от торгового запаса, ко­торый состоит из рабочего запаса и запаса пополнения.

МАЛЫЙ БИЗНЕС - ОСНОВЫ

4 основных правила PR для малого бизнеса

Связи с общественностью (PR) имеют множество аспектов, и малый бизнес не освобождается ни от одного из них. PR для бизнеса может включать в себя все, от публичных выступлений до газетных …

Что дает CMR малому бизнесу

Для любого бизнеса приоритетом является наличие клиентов. Каждый из них важен для компании. Очень важно не потерять никого из них, ведь с ростом фирмы их число растет в геометрической прогрессии. …

Успех малого бизнеса: смягчение правовых проблем

Владение и управление малым бизнесом - это не маленький подвиг. Это также связано с множеством юридических вопросов, которые заслуживают большого внимания. Юридические вопросы бизнеса распространяются на предприятия всех размеров. Малая, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.