МАЛЫЙ БИЗНЕС - ОСНОВЫ

Анализ издержек обращения на торговом предприятии. Планирование расходов на реализацию торговой организации

Основные задачи анализа издержек обращения в торговых предприятиях:

- изучение объема структуры и динамики затрат;

- исследование факторов, оказывающих влияние на общий уровень издержек обращения и количественное измерение этого влияния;

- выявление непроизводительных расходов и потерь и разработка мероприятий по их устранению.

Анализ издержек может проводиться как в целом, так и по отдель­ным статьям. Издержки обращения анализируются с помощью следующих показателей:

(30)

Абсолютная сумма издержек обращения и ее изменение в динамике. Разница между абсолютными значениями величины издержек обращения в динамике называется показателем абсолютного перерасхода (или эконо­мии) издержек:

П(Э)ио = Иотч - Иб,

Где П(Э)ио - абсолютный перерасход или экономия издержек обра­щения; Иотч - абсолютная сумма издержек в отчетном периоде; Иб - аб­солютная сумма издержек в базовом периоде.

Абсолютные значения издержек обращения торговых предприятий содержатся в документах первичного бухгалтерского учета. Абсолютная сумма издержек по отдельным предприятиям (и в целом по всей торговле) характеризует, во что обходится конкретному предприятию (либо народ­ному хозяйству) товародвижение.

Абсолютная сумма издержек обращения в значительной степени за­висит от абсолютной суммы товарооборота: при росте объема товарообо­рота абсолютная сумма издержек обращения, как правило, возрастает, уменьшение же объема товарооборота приводит к абсолютной экономии издержек. Следовательно, анализ расходов торговых предприятий необхо­димо увязывать с изучением товарооборота.

Такая возможность появляется при использовании относительных показателей, т. е. когда оценка расходов дается не по абсолютной сумме, а по их уровню в процентах к обороту.

(31)

Относительный уровень издержек обращения, который рассчитыва­ется по следующей формуле:

Уио = ИО:ТО х 100 %,

Где Уио - относительный уровень издержек обращения (%); ИО - аб­солютная сумма издержек обращения за определенный период времени; ТО - товарооборот торгового предприятия за тот же период времени.

(32)

Относительный уровень издержек обращения, выраженный в про­центах к товарообороту, показывает долю издержек обращения в объеме товарооборота предприятия торговли или долю издержек в сумме отпуск­ных цен конкретного предприятия. Отклонение относительного уровня из­держек обращения от базового (планового или предыдущего) периода на­зывается размером снижения (или повышения) уровня издержек обраще­ния, который рассчитывается по следующей формуле:

Рс = Уф - Уб,

Где Рс - размер снижения (повышения) уровня издержек обращения (%); Уф - фактический уровень издержек обращения (в % к товарооборо­ту); Уб - уровень издержек обращения базового периода (плановый или предыдущий в % к товарообороту).

Темп изменения издержек обращения, который показывает, на сколь­ко процентов изменился уровень издержек обращения по отношению к базовому уровню, если последний принять за 100%. Для расчета темпа изменения издержек обращения используется следующая формула:

Т = ((Уф - Уб): Уб)) х 100, (33)

Где Т - темп изменения издержек обращения (%); Уф - фактический уровень издержек обращения (в % к товарообороту); Уб - уровень издер­жек обращения базового (планового, либо предыдущего) периода (в % к товарообороту).

Показатель темпа изменений издержек обращения характеризует ин­тенсивность происходящих изменений издержек.

По размеру изменения (снижения или повышения) уровня издержек обращения определяют сумму их относительной экономии (перерасхода) и дают оценку соблюдению сметы издержек обращения в целом по торгово­му предприятию.

Относительная экономия (перерасход) издержек обращения, рассчи­тывается по следующим формулам:

Оэ = (ТОф х (Уф - Уб)) : 100 либо (34)

Оэ = ((ТОф х Уб) : 100) - ИОф, (35)

Где Оэ - сумма относительной экономии (перерасхода) издержек об­ращения (руб.); ТОф - фактический товарооборот торгового предприятия за период (руб.); Уф - фактический уровень издержек обращения торгово­го предприятия за период (в % к товарообороту); Уб - уровень издержек обращения торгового предприятия в базовом (плановом, предыдущем) пе­риоде (в % к товарообороту); ИОф - фактическая сумма издержек обраще­ния торгового предприятия за период (р.).

Различие в приведенных формулах заключается в знаке результата: в первой формуле знак «минус» означает, что достигнута относительная экономия издержек, а знак «плюс» - что допущен перерасход издержек; во второй формуле - наоборот.

Смысл данного расчета сводится к тому, чтобы сравнить величину издержек, полученную фактически, с величиной издержек, которая наблю­далась бы при фактическом товарообороте и сохранении их базового уров­ня.

На абсолютную сумму и относительный уровень издержек обраще­ния торговых предприятий оказывают влияние различные факторы внеш­ней и внутренней среды:

- изменение объемов товарооборота;

- изменение состава и структуры товарооборота;

- изменение времени и скорости товарного обращения;

- изменение цен на товары, тарифов и ставок за услуги, цен на материальные ресурсы;

- изменение производительности труда торговых работников;

- эффективность использования материально-технической базы;

- развитие и применение прогрессивных торговых технологий;

- изменение условий завоза товаров, совершенствование процесса товародвижения;

- организационно-структурные изменения в составе торговых пред­приятий.

Степень влияния отдельных факторов в различных условиях хозяй­ственной деятельности неодинакова. Каждое торговое предприятие имеет свою специфику и возможности для сокращения издержек обращения, что следует учитывать при их анализе.

Для анализа влияния на издержки обращения различных факторов, как правило, используются следующие методы:

А) индексный метод анализа, который используется при коммерче­ской оценке изменений объема и структуры товарооборота;

Б) метод сравнения группировок, который позволяет показать влия­ние отдельных факторов на уровень издержек обращения;

В) теория корреляции, которая дает возможность измерить зависи­мость уровня издержек обращения от важнейших факторов.

Доведение товаров до покупателей требует различных затрат труда и средств. Поэтому для более глубокого анализа расходов на реализацию то­варов и влияния на них структуры товарооборота необходимы расчеты за - тратоемкости отдельных товарных групп и товаров. Потоварно-групповые затраты определяются следующими методами:

- использование отчетных данных узкоспециализированной сети;

- расчет сравнительных коэффициентов затратоемкости;

- простой счет, основанный на выборочном бухгалтерском учете расходов;

- экономико-математическое моделирование.

На заключительном этапе анализа обобщаются результаты всех про­веденных расчетов и разрабатываются мероприятия, способствующие со­блюдению режима экономии, устранению непроизводительных расходов и потерь, обеспечению правильных пропорций между различными количе­ственными и качественными показателями деятельности торговой органи­зации, обеспечению конкурентоспособности затрат при конкурентоспо­собности торговых услуг.

Планирование расходов на реализацию торговой организации.

Основной задачей прогнозируемых расчетов расходов на реализацию товаров на перспективу является определение оптимального уровня затрат, при котором возможно наращивание объемов реализации и прибыли без

Уменьшения высокого качества обслуживания покупателей.

Общее требование к обоснованности прогнозируемых расчетов рас­ходов выражается следующей взаимозависимостью:

Ур пост < Ур < Увд (без ндс), (36)

Увд - Уг <= Ур опт <= Ур рын, (37)

Где Увд - уровень валового дохода, % к обороту; Уг- уровень рента­бельности; Ур - уровень расходов по общей сумме; Ур пост - уровень по­стоянных расходов; Ур опт - оптимальный уровень расходов; Ур рын - среднерыночный уровень расходов.

Существуют следующие способы планирования расходов:

1. Прямая калькуляция исходя из целей, возможностей, ресурсов, эффективности их использования, компетентности работников предусмат­ривает подсчет всех затрат, сложившихся или прогнозируемых организа­цией.

2. Обратная калькуляция предполагает расчет расходов по остаточ­ному принципу исходя из среднеотраслевого уровня затрат, уровня затрат конкурентов.

3. Расчет коэффициентов эластичности переменных расходов по объ­ему товарооборота (Кэл) производится по формуле:

Кэл = (лРо : Рб) : (лТо : Тб), (38)

Где лро - изменение переменных расходов в отчетном периоде; Рб - переменные расходы в базисном периоде; лТо - прирост товарооборота в отчетном периоде; Тб - товарооборот в базисном периоде.

4. Оптимизация затрат при максимальных объемах прибыли, товаро­оборота, возможно допустимых трудовых, материальных, финансовых ре­сурсах, нормативном уровне качества обслуживания (оптимизационные модели).

5. Метод прогнозирования расходов с использованием концепции предельных издержек предусматривает расчет величины изменения расхо­дов в связи с изменением объема продаж.

6. Метод технико-экономических расчетов (прямая калькуляция). Суть метода состоит в поэлементном прямом расчете затрат в разрезе но­менклатуры статей расходов на реализацию товаров. Общая сумма расхо­дов по организации определяется простым суммированием.

МАЛЫЙ БИЗНЕС - ОСНОВЫ

4 основных правила PR для малого бизнеса

Связи с общественностью (PR) имеют множество аспектов, и малый бизнес не освобождается ни от одного из них. PR для бизнеса может включать в себя все, от публичных выступлений до газетных …

Что дает CMR малому бизнесу

Для любого бизнеса приоритетом является наличие клиентов. Каждый из них важен для компании. Очень важно не потерять никого из них, ведь с ростом фирмы их число растет в геометрической прогрессии. …

Успех малого бизнеса: смягчение правовых проблем

Владение и управление малым бизнесом - это не маленький подвиг. Это также связано с множеством юридических вопросов, которые заслуживают большого внимания. Юридические вопросы бизнеса распространяются на предприятия всех размеров. Малая, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.